По многочисленным просьбам зрителей 14 мая в 17:00 в Национальном драматическом театре состоится спектакль «Маадай-Кара» (Сказание Великих гор в трех песнях) Алексея Калкина.
В отличие от предыдущих показов, которые проходили на трех площадках, в этот раз три акта будут показаны на одной сцене.
Спектакль «Маадай-Кара» — это первая постановка в театре, которая является отражением особенного духа, олицетворяющего мощь и величие Горного Алтая, передающий знания о тонкоматериальной природе мира.
Спектакль на алтайском языке с синхронным переводом на русский язык.
Билеты доступны онлайн на сайте театра, в кассе театра (телефоны 22577 и 89095080242). Также билеты на спектакль можно приобрести по «Пушкинской карте» по этой ссылке.
Песнь 1. Рождение героя
С первых же минут театрального действа ритмическая вибрация алтайского сказания погружает зрителя в эпическое пространство «Маадай Кара». Алексей Калкин в зачине эпоса создает незримые, но вечные образы Древа жизни Бай Терек, великого и могучего богатыря Маадай Кара и его почтенной супруги Алтын Тарга.
Сон богатыря в эпосе – это метафизическое состояние, которое становится причиной бедствий космического масштаба. Во время сна Маадай Кара народ его разбрелся, расшатался и не заметил, как на него наступает грозный Кара Кула Каан. Маадай Кара понимает то, что он стар и не может отстоять свой народ перед натиском кровожадного каана.
В это время небо посылает ему долгожданного сына. Его супруга Алтын Тарга приносит ему дитя. Маадай Кара понимает, что единственной надеждой для него станет спасение сына. Он оставляет мальчика, доверяя его судьбу вечному страннику Тастаракаю, духам гор и зеленым березам. Кара Кула Каан пленяет Маадай Кара, Алтын Тарга, народ и уводит их на свои черные земли.
Статуарные позы актеров, широкие жесты, монологи восходят к традициям древневосточного храмового театра. Аил – это храм, сказитель в нем – священнослужитель, эпос – это сокровенный текст.
Песнь 2. Освобождение Маадай Кара
Во второй части перед зрителями возникает полотно, которое становится своеобразным иконостасом величественных образов алтайской мифологии. Хозяйка Алтая – душа земли, Вечный странник Тастаракай – совесть народа, семь нам – духи гор, хранители земных тайн и вечных знаний, прекрасные создания небесные маралухи, Когудей Мерген – герой-спаситель, Алтын Кюскю – краса земли, Маадай Кара – отец народа, почтенная госпожа Алтын Тарга – сердце народа, Кара Кула Каан, Абраам Моос Кара Таади, Эрлик Бий – гроза всему земному и живому. Эпические герои воплощают в себе категории прекрасного и ужасного алтайского народа, становятся его эстетическим идеалом.
Мотивы пазырыкской художественной культуры, использованные в декорациях и костюмах, свидетельствует о древнем происхождении эпоса, кай в исполнении актеров – голос предков, дошедший до наших дней.
Хозяйка Алтая находит в горах колыбельку с ребенком. Ребенок, вскормленный молоком Синей коровы, обладает богатырскими способностями, растет не по дням, а по часам. После сражения первого врага – черных волков – Хозяйка Алтая понимает, что это оставленный Маадай Карасын и открывает молодому богатырю тайну его происхождения, нарекает его Когудей Мергеном, подает снаряжение и богатырского коня. Когудей Мерген на пути к землям Кара Кула Каана сражает Черных удильщиков, Черных богатырей, перепрыгивает Ядовито-желтое море, проходит Врата смерти и находит своих родителей.
Родители счастливы узнать о том, что их сын жив. Затем Когудей Мерген отправляется к семи намам, у которых он узнает о тайне смерти Кара Кула Каана. Смерть негодного хранится в животе Небесной маралухи. Мараленок Андалбаа соглашается помочь молодому богатырю и призывает своим криком Небесных маралух. Маралухи спускаются с небес и отдают Когудей Мергену смерть Кара Кула Каана.
С ним герой отправляется на земли жестокого каана и сражает его. Абраам Моос Кара Таади желает выйти замуж за Когудей Мергена и продолжить свое существование на земле, но Когудей Мерген прогоняет ее в Нижний мир.
Песнь 3. Победа над Эрлик Бием
В третьей части идет повествование о приключениях отважного Когудей Мергена и его шести друзей на земле небожителя Ай Каана. Достойно проходя испытания Ай Кана и препятствия Абраам Моос Кара Таади, Когудей Мерген добивается руки красивейших из невест Алтын Кюскю.
Когудей Мерген женится на Алтын Кюскю. Родители жениха и невесты, освобожденный народ радуются великому событию. Но недолго длится счастье молодых: Абраам Моос Кара Таади похищает лунную девушку Алтын Кюскю, уносит души Маадай Кара и Алтын Тарга к Эрлик Бию, а самого богатыря пленяет. Трое верных друзей спешат к нему на помощь. Кара Таади не унимается и пытается с помощью перевоплощения обмануть КогудейМергена. Герой разоблачает черную соблазнительницу и убивает ее, сражает Эрлик Бия и его войско с помощью одной стрелы. Народ торжествует. Вечное Древо жизни Бай Терек расцветает.
Герои отправляются на небо, превратившись в звезды. Лишь только сказительское искусство, бережно пронесенное через сонмы столетий, и вечные горы Алтая хранят память о событиях давно минувших лет.