Отработанные ступени ракет-носителей после запусков с Байконура падают на территории Горного Алтая. Представители «Роскомоса» и ученые обследуют территорию после каждого запуска и уверяют, что вреда от этого нет. Однако, пишет Sibnet.ru, местные жители не верят официальным заявлениям и продолжают утверждать, что земле, на которой исконно жили их предки, как и их здоровью, наносится непоправимый урон.
Особенный шум вокруг этой темы поднялся в августе 2011 года, когда на территорию Горного Алтая рухнули несгоревшие в плотных слоях атмосферы обломки космического грузовика «Прогресс». Обломки искали многие месяцы, но нашли лишь один небольшой фрагмент. Местное население намеревалось подать в суд на «Роскосмос», а по республике поползли слухи о массовом море диких животных. Тогда же глава региона Александр Бердников пообещал полмиллиона тому, кто принесет ему облысевшего бурундука. Награда до сих пор остается невостребованной, хотя и сейчас, почти пять лет спустя, тема продолжает муссироваться.
Захламленная тайга
Отработанные ступени ракетоносителей падают в специально отведенных для этих целей трех районах в ненаселенной горной местности под номерами 309, 326, 327. Населенные пункты удалены от этих территорий больше чем на 50 километров.
Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры – уполномоченное предприятие, которое занимается сбором и утилизацией фрагментов отделяющихся частей ракетоносителей. После каждого пуска оно проводит поиски, найденные фрагменты вывозит и утилизирует.
«Однако в условиях резко расчлененной горной страны все фрагменты найти не получается, поэтому их число постоянно растет. Большинство фрагментов находится в пределах районов падения. Для флоры и фауны они не представляют опасности», — сказал изданию директор Алтайского регионального института экологии Юрий Робертус.
Население склонно считать иначе — тайга захламляется, а почва, растения и животные, как и сами люди, смертельно отравлены гептилом, остатки которого якобы остаются в падающих фрагментах. Еще в 2011 году глава тубаларов Чойского района региона Мария Сакова заявила журналистам, что обломки падающих ступеней «непоправимо загрязняют места коренного проживания» этого народа.
Местные страхи
«Тубалары жили здесь (в Чойском районе) всегда, и нигде в других местах без нашей земли и тайги мы жить не сможем. Во всей республике нас осталось всего 1,5 тысячи человек. Власти заявляют, что все это (падения ступеней ракет-носителей) безвредно, а вот несколько лет назад у нас двое мужчин умерли от гептила – они собирали мох в тех местах, где падают ракеты», — утверждала Сакова.
Она заявляла, что и после падения космического грузовика у ряда жителей ухудшилось состояние, повысилось давление, стала болеть голова. Тубалары уверены, что радиационный фон в этих местах повышен в несколько раз. Однако специалисты с ними не согласны.
«Что касается шумихи, поднятой в СМИ после падения космического грузовика «Прогресс», то это мыльный пузырь, надутый ради сенсации. Никакого экологического вреда и материального ущерба этим падением нанесено не было, поскольку в ракетоносителе «Союз» используются жидкий кислород и керосин, а упал он в пределах отведенного для этих целей ненаселенном районе падения номер 327», — сказал Робертус.
Ученый заявил, что никто из местных жителей никогда не мог видеть гептил, остатки которого выбрасываются и в основном сгорают в атмосфере на высоте более 100 километров. Согласны с ним и другие специалисты, которые утверждают, что вещество крайне летуче и до земли успевает рассеяться.
«Случаев документально подтвержденного отравления жителей республики компонентами ракетных топлив также не известно. Стремительного роста онкологических заболеваний в республике не происходит. В большей степени на онкозаболеваемость населения предположительно влияют радиационные факторы – прошлые испытания ядерных устройств на Семипалатинском полигоне, а также повышенная местами радоноопасность», — уточнил Робертус.
Новые обломки
Тема не перестает будоражить население. Буквально на днях, после очередного запуска «Протона-М» с Байконура, местные жители нашли два обломка ступени у села Верх-Апшуяхта, один из них упал в реку, другой нашли на берегу.
По словам главного санитарного врача республики Леонида Щучинова, один обломок увезли представители Роскомоса, второй – сотрудники МЧС. При этом специалисты Роспотребнадзора взяли с обломка смывы, а также воду и почву в месте падения, обследовали и на радиацию. Никаких отклонений от норм исследователи в образцах не нашли.
Однако то, что обломки ступени упали в стороне от рассчитанной для этого территории, свидетельствует – что-то пошло не так.
«Зоны падения согласованы с Роскосмосом, они расположены вне населенных пунктов. И в договоре, заключенном с Республикой Алтай, это гарантировано. Видимо, произошло какое-то отклонение в этот раз», — сказал Щучинов.
Проверить на месте
Институт водных и экологических проблем СО РАН является головным исполнителем работ по экологическому сопровождению всех пусков ракет-носителей – «Союз», «Протон», «Зенит», «Ангара» с космодромов Плесецк, Байконур, а также с космодрома Восточный.
Как пояснил руководитель института, доктор биологических наук, профессор Александр Пузанов, небольшая часть территории Республики Алтай в Усть-Канском районе используется в качестве района падения при пусках ракет-носителей «Союз». В основном над регионом отделяется вторая ступень ракеты-носителя «Протон». И сразу после каждого пуска специалисты института работают на месте падения, отслеживая все возможные экологические проблемы.
«За весь практически 20-летний период нашей работы, исследований ни в одной пробе, ни в одном природном объекте несимметричный диметилгидразин, он же гептил, не обнаружен. Ни в воздухе, ни в поверхностных водах, ни в почвах, ни в растениях, ни в сельскохозяйственных растениях, ни в ягодах, ни в грибах. Поэтому плохое самочувствие людей, если они на него жалуются, наверное, связано с другими факторами. Негативное воздействие ракетно-космической деятельности не установлено в процессе многолетних исследований», — подчеркнул Пузанов, который сам выезжает в экспедицию после каждого запуска.
Он добавил, что сам район падения непростой в геоморфологическом отношении, здесь чрезвычайно сложный рельеф, что затрудняет работу. Ученый подчеркнул, что хотя в зоне падения нет населенных пунктов, примыкающие к этому району села (Балыкча, Куюс, Эдиган) под особым контролем специалистов. Каракокша, откуда поступает достаточно много жалоб жителей, находится на довольно большом расстоянии, но также входит в программу мониторинга.
Гептил или что-то еще?
После ЧП с «Прогрессом» специалисты местного Роспотребнадзора также проводят постоянные исследования местности — отбирают пробы почвы, воды и воздуха, растений с территории падения ступеней, отслеживают обращаемость местного населения к медикам. Близ зон падения ступеней находится 32 населенных пункта. И вот уже три года пермский Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения проводит специальные исследования по оценке влияния ракетно-космической деятельности на здоровье населения, проживающего в этих селах.
Других, более «близких» специалистов привлечь невозможно. Этот институт входит в систему Роспотребнадзора. Кроме того, договор заключен именно с ним, поскольку в Перми выпускают ракетные двигатели, и специалисты института как раз занимаются изучением влияния ракетно-космической деятельности на организм человека.
В 2014 году в биологических образцах десяти жителей были обнаружены следы нитрозодиметиламина или другими словами, следы продукта распада гептила. Однако последующие исследования людей, живущих близ зон падения ступеней, ничего подобного не показали. Ученые говорят, что необходима серия более детальных и широких исследований на протяжении нескольких лет, и только тогда можно будет сделать более-менее однозначный вывод, влияние ли это ракетно-космической деятельности или какие-то другие факторы.
В этом году кровь и мочу для исследований брали у жителей Каракокши, Уйменя Чойского района, а также у населения Майминского и Турочакского районов. Обследовали и представителей коренного малочисленного народа тубаларов, причем, брали анализы у тех, кто живет близ районов падения ступеней, ходит в лес, питается из тайги.
«Далее планируется взять анализы у жителей отдаленного Кош-Агачского района. Они будут своеобразной контрольной группой, с которой и будут сравниваться полученные результаты. Там не падают ступени, там нет никакой растительности, они никак не связаны с ракетно-космической деятельностью. И там почти не едят овощи, в которых все же много нитратов, чаще мясо, птицу», — пояснила представитель надзорного ведомства Марина Бугреева.
«Хочу уточнить, что по данным наших онкологов, показатели раковой заболеваемости у нас ниже, чем в том же соседнем Алтайском крае. Рост есть, но это связано и с тем, что стала лучше выявляемость, люди больше стали обращаться. При этом картина примерно одинакова по всем районам вне зависимости, есть там территория падения ступеней или нет», — уточнила собеседница, однако жители с ней не согласны.
«Жители Республики Алтай поголовно помирают от рака. Эта болезнь помолодела. Раньше от рака гибли только очень старые люди за 90 лет…делайте выводы…Вода камень точит…Начиная с момента атомных взрывов в Семиполатинске», — написал один из комментаторов на местном информационном сайте.
Изучать здоровье жителей сел между тем готовятся и ученые из института терапии при Сибирской академии наук, они, по словам Леонида Щучинова, готовы взять на обследование 200 человек.
Восточный не поможет
После начала строительства космодрома на Дальнем Востоке в 2012 году появились надежды на то, что районы падения ступеней ракет-носителей могут измениться и вовсе исчезнут из Республики Алтай. Но, несмотря на начало стартов (апрель 2016 года) с Восточного, ученые не считают, что в ближайшее время что-то изменится.
«Ситуация с их (районов падения) использованием в последние десятилетия существенно не менялась. Строительство космодрома Восточный в ближайшее время ничего не изменит, поскольку аренда Байконура запланирована до 2050 года, но число пусков постепенно будет уменьшаться», — считает Робертус.
Профессор Пузанов же уверен, что в данный момент пока не будет переноса районов падения вторых ступеней ракеты-носителя «Протон», а потому нагрузка на эти территории в связи с функционированием космодрома Восточный практически не изменится, не станет меньше.
«Протон» запускают только с Байконура, и на данный момент в качестве районов падения вторых ступеней используется только территория Республики Алтай. В перспективе с «Восточного» в программе планируется запускать только ракеты-носители «Союз» и «Ангара», — сказал он.
Оперативный ход. Хорошо проплаченная, заказная статья)
Как собственно и некоторые другие в издательстве)
Ну что здесь скажешь: видимо что-то назревает и нас подготавливают к тому, что всё в ажуре и всё для нас…посмотрим,посмотрим…
60% всех природных ресурсов планеты находится на территории Российской Федерации, и в то же самое время здесь проживают всего 2% населения Земли.
Почему власти отпинываются от проблемы гептила? Потому что и так переплачивают казахам за аренду Байконура. Восточный заработает в полную силу в 2018 году. Но и это не решит проблему. Потому что плата за Байконур это одновременно плата и за лояльность Астаны к Кремлю. К этой пожизненной ренте привыкли. Она заложена в бюджете РК до 2020 года.
Если будет доказано что вред есть выплаты населению, плюс социальные объекты (больницы, профилактории и т.д. превысят бюджет РА в разы. А этого с учетом первого абзаца моего поста, в любом случае допускать нельзя.
Вред есть. Топливо наиболее эффективное разработали в 50-х годах прошлого века. Миф о введении нового топлива для ракет лопнул как мыльный пузырь. Поинтересуйтесь у Тодожоковой. Она в курсе.
Онкология, приобретенный иммунодефицит а как следствие превышение порога по гепатитам, особенно у поколения рожденных в 60-е, 70-е годы. До тех пор гептил скидывали к нам буквально на голову.
Первое и самое важное проблему надо отделить от КМН тубаларов челканцев. Это проблема всех в том числе и русских проживавших, проживающих и тех кто здесь будет жить всегда. Всего населения республики и кстати по всей видимости не только. Судя по всему и соседних регионов. Не говоря уже и о самом Казахстане.
Какое лицемерие. Конечно, гептил не выявляется, потому что быстро распадается на ряд других токсичных веществ, а их и не ищут, гептила же нет.
Гептиловые Протоны на Восточный и не собирались переводить, здесь же быдло живет, и так молчит.
РОО «Тубв калык» (Тубалары) брали пробы воды и почвы с восточной границы и центра РП-327 и обнаружены следы НДМГА, а Роспотребнадзор берет у сел. Анализ в Центре гигиены… проводят на несимметричный диметилгидразин(НДМГ) только из воды и почвы, а растения не анализируется (на них в первую очередь попадает) — вот пролетела ракета и 2-ступень отстреливается, а топливо 300-1500 кг выдувается из баков, НДМГ не сгорает, а окисляется в 4 ядовитые вещества, из которого нитрозодиметиламин на порядок токсичнее (0.0001мг\дм), чем НДМГ. Ядовитое облако из 5-х ядовитых веществ с ветром разноситься по тайге( с охотниками и собирателями) и по селам, доходит до Урлу-Аспака. Пузанов с Робертусом лукавят, говоря, что следов гептила не обнаружено т.к у них нет прибора хроматомассспектроскопии (только на нам можно определить следы), а человеку, зверям хватает ежемесячного, ежегодного вдыхания молекулы этих веществ, чтобы снизить иммунитет, изменить генетический код или получить онкологию и нарушение функции мозга, такой диагноз в 2013 году неврологи установили у 45% обследуемых детей Уйменя и Каракокши.
Это государственная политика,а значит ни один исследователь и ученый не найдет ничего плохого ни в воде,ни в почве,ни в воздухе.Больные жители Республики Алтай-это стало быть выгодно.Здоровые ,умные пойдут против властных решений,а тут заняты своими болезнями,онкологией,безработицей,проблемами и все о кей!
Оперативный ход. Хорошо проплаченная, заказная статья)
Как собственно и некоторые другие в издательстве)
CANILA | 16 июня 2016 9:46
да ладно? правда? а кто платил и кому? и почему нынче? расскажите, а то я не в курсе как-то!
вот ведь, его в дверь, а он в окно. тебе ж указано куда двигаться.
где гарантия, что установленные ими «нормы» на самом деле не пагубные для человека: поэтому они и говорят — не выходят за установленные нормы, но не говорят о влиянии на человека, хотя оно (влияние) есть и ощутимое, т. к. болит голова, ухудшение самочувствия и. т. д.
Местное население просто вымрет, как мамонты от этой экологии.
Доморощеные «специалисты» по ракетам и ракетному топливу зашевелились.Уже 60% ресурсов в РФ воткнули,СПИД,гепатиты,распад гептила в кучку помешали-ай молодцы.
Из этой статьи понял следующее — всем рожденным на территории РА выплачивать ежемесячно по 50 000 рублей за космические неудобства. И так же бесплатные поездки по линиям РЖД и Аэрофлота.
Для чего у нас депутаты? Пусть быстрее в жизнь это приводят.
Депутаты — часть в Москве, на них не сыпет, а те что тут, местные — могут себе позволить оздоровление на мировых просторах, о детях и других жителях Уйменя и Каракокши и т.д., вряд ли есть кому то дело. Типа государственный подход к актуальным проблемам, брать и подобными статьями осаживать (успокаивать) народ. Раз вреда от ступеней нет, положите по 1-ой себе в большие кабинеты и посмотрим какие они безвредные. Не нужно свой народ за расходный материал считать, впаривая подобные псевдонаучные, заказные исследования и народ будет благодарнее, стеной за власть стоять будет, примерно как в соседней Кемеровской области, где власть в прямом и переносном смысле делится со своим народом богатствами региона, коих и у нас не мало не смотря на большой процент дотирования!
Жители приближенных территорий к районам падения ракет вполне заслуживают материальной компенсации, как минимум, за моральный вред. Жить в условиях «ракетопада» — удовольствие не из приятных (шум во время пусков, ощущение землетрясения, тревожность и т.п.). А о химических ожогах от обломков ступеней – тсс-с, никто не должен знать!
да и вообще, кому интересно жить на свалке отходов?.. хоть и аэрокосмических… РА получает за это некую символическую компенсацию.
Говорят ,что выделяют деньги как компенсация , где они интересно? Идут на профилактику лечения или перечесляются населению подверженному воздействия отходов космических запусков?
да ладно? правда? а кто платил и кому? и почему нынче? расскажите, а то я не в курсе как-то!
конечно не платили. холопам не платят, им приказывают.
конечно не платили. холопам не платят, им приказывают.
БарраКуда | 16 июня 2016 17:22
по себе судишь, видимо?
Наш сенатор СФ из этих мест, но за все время депутатства и пальцем не шевельнула. Вот как все смертные заболеет онкологией, может и нас защищать будет.
Если бы был космодром рядом с Москвой, а ступени падали в Московскую область, наверное его бы быстро прикрыли.
А из Москвы сообщают: «Вы там держитесь….» И не вякайте лишний раз. Думать и жить надо в масштабах страны и глобального освоения космической программы. Пока она нас вообще ни накрыла медным тазом и прочим развитием. Тогда всем будет хорошо и лошадям работы прибавится.
Вася | 17 июня 2016 14:40
Они нас за людей не считают..Если бы считали, давно бы прикрыли.
Такой фарш людям из мозгов крутят…