В окрестностях села Кара-Кобы Онгудайского района Республики Алтай на скале обнаружена буддийская надпись. По мнению экспертов, на скале изначально была начертана одна из самых известных мантр «Ом мани падме хум», однако сейчас отчетливо виден лишь начальный слог, остальные символы просматриваются с затруднениями.
По словам специалистов, надпись может быть отнесена к Ойратскому периоду истории Горного Алтая (XVII-XVIII века), говорится в сообщении сообщества «Алтай Буркан јаҥ». До этого буддийские надписи на территории Онгудайского района находили близ Кулады и заброшенного села Салдяр.
«Ом мани падме хум» — одна из самых известных мантр в буддизме. Буквальный перевод — «О, жемчужина, сияющая в цветке лотоса». Далай-лама XIV поясняет, что мантра олицетворяет собой чистоту тела, речи и ума Будды. Второе слово (Мани — «драгоценность») соотносится с бодхичитта — стремлением к пробуждению, состраданием и любовью. Третье слово (Падме — «цветок лотоса») соотносится с мудростью. Четвертое слово (Хум) олицетворяет неделимость практики (метода) и мудрости.
Так дела пойдут, и петроглифы, на которых калима لا اله الا الله محمد رسول الله изображена, где-нибудь близ Кош-Агача обнаружатся!
Спасибо редакции «Новостей Горного Алтая» за публикацию!
Все это ЛОЖЬ, выдуманна для повышения рейтинга «Единой России» ведь недаром написали про родную деревню J. Белекова. Алтай никогда не был будистким!
истиная вера АЛТАЯ | 6 сентября 2016 11:18 С ума не сходите. Приплетать по каждому поводу Белекова и Едроссов — это паранойя. Вы бы хоть самую малость попробовали сделать для республики полезного из того что делают они, а не стучали впустую по клавишам показывая свою никчемность и озлобленность.
Алтай не был буддийским, но буддизм здесь определенно был. В республиканском музее подтвердят,
В год железного дракона (1640 г.) был созван съезд чуулган ойратов в местности Маниту Гатулга в Тарбагатае. По другой версии местность Маниту находится недалеко от переправы через Иртыш (одноименно называется собственно переправа). Переправа расположена к северу от оз. Зайсан, к югу от современного Семипалатинска.
На съезд прибыли не только представители знати ойратов, но и делегации от всех монголов, разбросанных повсюду. Кроме чоросов (ойратов) на нем присутствовали торгоуты во главе с Хо-Орлюком и Шюкюр-Дайчин, хошоуты во главе с Гууши-ханом, халхассцы во главе с Дзасакту-ханом, Тушету-ханом. Таким образом, чуулган имел всемонгольский уровень.
Основной причиной созыва съезда была необходимость преодоления раздробленности монгольских племен на бесконечных просторах Азии. Необходимость консолидации обусловлена прежде всего внешними угрозами – агрессией со стороны Китая и русской колонизацией Сибири. Ойраты постоянно находились в состоянии войны с соседями – казахами и киргизами, проповедавшими ислам. Джунгария нуждалась в экономических преобразованиях. Остро стояли вопросы развития земледелия, металлургии, рудного дела.
Одним из основополагающих положений в этом документе является статья о буддийской вере. Государственной религией монголов провозглашался буддизм. Отдельные статьи были направлены против шаманства и его приверженцев. Она способствовало укреплению отношений между существовавшими этническими группами. Унификация нормативно-правовой базы феодального общества способствовала социально-экономическому развитию Джунгарии. Законы, принятые на нем, были обязательны для ойратов Джунгарии, калмыков, живущих на Волге и Кукуноре, всех монголов, живущих в Южной Монголии и Халхе. Их Цааз – Великое Уложение как единый для всех монголов закон должен был способствовать управлению и консолидации монгольского народа.
Батур-хунтайджи – правитель Джунгарского ханства (1634-1654). Проводил политику объединения ойратских княжеств, продолжая политику своего отца Хара-Хулы. Много сделал для распространения буддийской религии в Джунгарии – строил крупные монастыри, способствовал деятельности лам. За укрепление буддизма он был удостоен титула эрдэни от далай-ламы. Он строил укрепленные города, способствовал развитию земледелия и ремесла. При нем развивались тесные торговые и посольские отношения с Россией. Он был инициатором организации съезда халхасских и джунгарских феодалов в 1640 г., на котором был принят свод монгольских законов «Их Цааз».
Население той части Горного Алтая, которая входила в состав Джунгарского ханства, также было обязано соблюдать закон. Не приходится сомневаться в том, что в это время некоторые алтайцы получили образование в тибетских монастырях. Буддийские ламы, очевидно, посещали Горный Алтай. Об этом свидетельствует надпись в буддийской молитвой веры — «О мани падме хум», оставленная на скале Чирик-таш в Онгудайском районе [Ямаева, 1999, С.17; Тыбыкова Л.Н., Невская И.А., Эрдал М. Каталог древнетюркских рунических памятников Горного Алтая. Горно-Алтайск, 2012. — С.106]. Аналогичная ситуация, к слову сказать, сохранялась в Минусинской котловине (Хакассии), также входящей в состав Джунгарского ханства [Бутанаев, 2010, С.23][Бутанаев В.Я., Религиозная ситуация в Хнгорае (Хакассии) накануне вхождения в состав России / Материалы по изучению древних и традиционных культур Горного Алтая. – Горно-Алтайск, РИО ГАГУ, 2010. – С.22-24]
к слову | 6 сентября 2016 11:44
А ЧТО СДЕЛАЛ ПОЛЕЗНОГО ДЛЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛЕКОВ? ПРИВЕДИТЕ КОНКРЕТНЫЙ ПРИМЕР? ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ ЗНАТЬ, ЧТО ОН СДЕЛАЛ?
Все это ЛОЖЬ, выдуманна для повышения рейтинга «Единой России» ведь недаром написали про родную деревню J. Белекова. Алтай никогда не был будистким!
истиная вера АЛТАЯ | 6 сентября 2016 11:18
Что ЛОЖЬ — это ваше утверждение про родину Белекова. Он родился в М.Яломане, если мне память не изменяет. А с.Кара-Кобы расположено километрах ста от Яломана в сторону У.Канского района. Написавший это враньё, по видимому, относится к т.н ак-тяновцам. Возможно кто-нибудь полезет исковеркать-испоганить эти петроглифы. Экстремисты одним словом.
ЭТО ВЫ ЭКСТРЕМИСТЫ! все используете во вред Алтаю. Солтой извесный давный врун про буддизм.
ЭТО ВЫ ЭКСТРЕМИСТЫ! все используете во вред Алтаю. Солтой извесный давный врун про буддизм.
истиная вера АЛТАЯ | 6 сентября 2016 12:33
Судя по истерике, я попал в точку!
Солтой Тугудин | 6 сентября 2016 12:06
«Необходимость консолидации обусловлена прежде всего внешними угрозами …русской колонизацией Сибири… При нем развивались тесные торговые и посольские отношения с Россией.»
__________________________________
Во истину Восток дело тонкое, а Батур-хунтайджи тему во время просёк.
Поддерживаю очень грамотное и научное объяснение Солтоя Тугудина. Мы должны гордиться тем, что на нашей территории начиная с 6-7 веков была письменность. Древнетюркская руническая письменность. затем древнеуйгурское письмо.
В XYIII веке алтайские племена, входившие в состав Джунгарского ханства, использовали алфавит, созданный ойратским ученым и просветителем ламой Зая-Пандита на базе монгольского алфавита, который в свою очередь являлся модификацией уйгурского алфавита. За новой системой письма закрепилось название «тодо бичик» ( «ясное письмо»), у алтайцев это письмо известно как ÿзÿк бичик.
Долгое время этот факт замалчивался и считалось, что алтайцы до создания миссионерами алтайского алфавита на базе кириллицы были народом бесписьменным. Это мнение до сих пор кочует во многих источниках.
Во истину Восток дело тонкое, а Батур-хунтайджи тему во время просёк.
Orthodox | 6 сентября 2016 12:42
В то время Россия для ойратов была иностранным государством. А любое усиление иностранного государства возле собственных границ не может не вызывать настороженность.
Но в то же время в Джунгарии была очень сильна «пророссиийская партия», представленная главным образом выходцами из Калмыцкого ханства, которое в свою очередь подчинялось Российскому императору. Поэтому ойраты тяготели все же к России, чем к Империи Цин.
Лариса Тыбыкова | 6 сентября 2016 12:49 + 1000
Совершенно верно! Наконец наши ученые стали открыто про это говорить. Моя мать рассказывала, что их сначала учили «будак-бичик», видимо, это узук-бичик, потом через некоторое время стали учить «jанайлип», так она произносила, т.е. латинский алфавит. И только потом учили писать на кириллице. И всё равно до самого конца она в своих письмах некоторые буквы писала по-латинскому.
Солтой Тугудин, Лариса Тыбыкова, СПАСИБО!!! Это информация как устное народное творчество кочует из уста в уста от поколения к поколению. Мне кажется, что настает время, когда нам свою историю нужно знать на основе научных познаний, открытий, информационной правды, а не вымышленное в угоду кому бы то ни было.
мы имеем право знать свою историю какой бы она не была
Поддерживаю! Моя бабушка показывала и читала мне очень старые мантры и судур бичик. Хотела научить. Она тогда рассказывала, что их сначала учили «будак-бичик», видимо, это узук-бичик, потом через некоторое время стали учить «jанайлип», так она произносила, т.е. латинский алфавит. И только потом учили писать на кириллице. У нее была вся буддийская атрибутика для ритуалов. Это все передавалось из поколения в поколение. Она говорила, что это очень хорошая вера.
Солтой Тугудин | 6 сентября 2016 13:33
«В то время Россия для ойратов была иностранным государством. А любое усиление иностранного государства возле собственных границ не может не вызывать настороженность.»
Действия у границ могут вызывать настороженность, когда эти границы сформированы, а также имеются какие-либо признаки государства. В 18 веке таких границ и, соответственно, признаков существования государств у кочевых племен на территории Джунгарии не было. Что, в свою очередь, и породило «освоение», а не завоевание, этой территории и ее последующее разграничение между Россией и Китаем. Пример — уйгурская автономия, никаким боком к Китаю, ни этнически, ни религиозно, но в современных реалиях существовать без покровительства какого-то гегемона (империи и прочего) нельзя.
Orthodox | 7 сентября 2016 10:57
Ну что вы. Нет. Здесь вы категорически не правы. Кочевое государство — это тоже государство, конечно весьма специфическое и на сегодняшний день не встречающееся, но все же. Что касается Джунгарского ханства, то оно обладало всеми признаками государства: территория, население, аппарат управления (наши зайсаны и демичи это еще с тех времен), система права, государственные символы…
Может быть пригласите меня на чай? Обстоятельно поговорили бы об этом, и не только)
Солтой Тугудин | 7 сентября 2016 11:36
Наверное я не правильно выразился. Уточнение: я имел ввиду, что государства не было в сегодняшнем понимании это термина. Кстати, в то время границы Российской Империи были достаточно пространны и неопределенны, за исключением, наверное, западных границ и территорий, разграниченных на основании договоренностей, пактов и соглашений с османами, шведами и поляками.