Лето 1937 года на Алтае было ознаменовано празднованием 15-летия Ойротии. Этому были посвящены передовицы в областной прессе, торжественные собрания и митинги трудящихся. Не обходилось без «контрреволюционных буржуазных националистов», «японо-немецких агентов» и «троцкистско-бухаринских выкормышей», но, видимо, лето и отпускная пора брали свое, и ругали их скорее дежурно, вяло, без особенного энтузиазма. Но уже в конце лета и начале сентября за это «расслабление» поплатятся не только главный редактор «Красной Ойротии» Наум Житловский и его сменщики, но и еще десятки руководителей автономной области, в том числе идеолог борьбы с «контрреволюционными буржуазными националистами», секретарь обкома ВКП(б) Толуш Енчинов.
30 июля 1937 года был издан секретный приказ НКВД, в соответствии с которым с осени 1937 года по ноябрь 1938 года по всей стране были казнены 390 тыс. человек, а еще 380 тыс. оказались в лагерях. О том, как освещалась борьба с «врагами народа» в алтайской прессе, вы узнаете из наших следующих обзоров, а пока давайте почитаем, о чем писала «Красная Ойротия» тем тревожным летом 1937-го.
11 Из дореволюционного рабского прошлого трудящихся Ойротии
За 15 лет большевики Западной Сибири в главе со своим рулевым, верным учеником товарища СТАЛИНА Робертом Индриковичем Эйхе, на основе проведения ленинско-сталинской национальной политики, в ожесточенной борьбе с врагами социализма превратили бывшую колонию в цветущую социалистическую область.
***
Еще 20 лет тому назад невыносимо тяжела была жизнь трудящихся алтайцев. Основные средства производства — земля и скот — до революции находились в руках крупных баев, кулаков и зайсанов. Основные массивы земли находились также в руках «кабинета его величества», т. е. в руках царя.
Царские чиновники, баи, кулаки, зайсаны и миссионеры самым беззастенчивым образом эксплоатировали бедноту и батрачество. Например, каракольский бай Онгудайского аймака Кондеш весной раздавал «бесплатно» беднякам дойных коров в порядке «помощи» (полыш). А за то, что бедняк пользовался молоком этой коровы, он должен был ставить сено или отработать на сенокосе; через год бедняк должен был в сохранности вернуть хозяину корову и обязательно с приплодом. Но так как алтайская корова доилась всего лишь 3-4 месяца в году, то бедняк, получивший эту корову на «саап ичер» (на доение), фактически являлся бесплатным пастухом барского скота, которой он к тому же кормил за свой счет.
Другой бай и зайсан Мыжлак раздавал «бесплатно» рабочих лошадей. Бедняк, за пользование лошадью («аттын тэри»), обязан был ставить сено. заготовлять и возить дрова, сыто держать лошадь и через год или осенью вернуть ее в сохранности, вернуть упитанной, а если это было кобылица, то и с приплодом.
Земля считалась «общей», но землю захватывали баи, зайсаны и кулаки. «Из жалости и из милости» давали они землю беднякам. Но бедняк за пользование участком земли отдавал баю половину укоса сена, половину зерна урожая и т.п.
Крупный бай, купец и теленгитский зайсан Хабаров из Онгудая постоянно держал в своих заимках, по существу, закрепощеных бедняков, имевших свою корову или лошадь. свирепый эксплоататор Хабаров заставлял работать бедняков на себя в порядке «уплаты долгов». Он весной давал беднякам авансом («сонгос») чай, ситец, ячмень и т.д., а за это бедняки были обязаны все лето пасти байский скот, ставить ему сено и осенью перебросить его груз («кож») на своих лошадях и вьюках в Монголии. За то, что бедняки возили «кож», они получали гроши, а Хабаров набивал карман тысячами.
Очень сильно была распространена такая форма эксплоатации, как «тенулешь» («дележка пополам»). Баи осенью давали своих лошадей «на охоту», «на орехование». Бедняки, получавшие лошадь, обязаны были отдать баю половину добычи. Однако бай, дававший лошадь, заранее договаривался об условиях дележки и устанавливал срок охоты или орехования и количество пушнины или ореха, которое должно быть предоставлена баю за лошадь. В большинстве случаев все, что это добыл бедняк, переходило к баю за пользование лошадью, а иногда даже не хватало добычи и бедняк в таком случае был обязан «отрабатывать» баю еще в порядке «доплаты» («адым толошь»). Это уже не «дележка пополам», а прямое закабаление бедноты. Бывали и другие виды эксплоатации: «орток» («пополам»), «айбыкун», «сельбикишь» и т. д.
Эксплоатировали трудящихся алтайцев и зайсаны. Это были зверские кровопийцы. Для жесточайшей эксплоатации трудящихся, в своих интересах и в интересах царской администрации, они использовали свои права представителей власти. Пользуясь своей властью, они с каждого мужчины, достигшего 18 лет, собирали «калан» (налог) и «сельбик» (специальная прибавка для оплаты «зарплаты» зайсану).
Существовал «закон», что налогом «албанкалан» (насильный налог) облагались мужчины от 18 до 50 лет, но зайсаны брали «албанкалан» также и с 12-13-летнего подростка, иногда приписывая ему возраст до 18 лет. Обычно «каланы» и «ясаки» собирали не деньгами, а пушниной, шкурками зверей, овчиной и др. Реализация на рынке натуральных «каланов», «ясаков» превращала зайсанов в посредников между покупателями (русскими купцами) и сдатчиками пушнины и т. д. Это было ещё одним источником обогащения зайсана, ибо он не только за бесценок брал пушнину в уплату «калана» и продавал ее в 5-10 раз дороже, но кроме того покупал за гроши и перепродавал скупщикам пушнину.
Серьезным источником зайсанского дохода была взятка. По всякому поводу и без повода зайсаны приговаривали к порке плетью бедняков, батраков и от них зайсаны систематически получали взятки за «помилование». Тот, кто не в состоянии был заплатить за «помилование», подвергался жестоким истязаниям.
Урсульский зайсан из «сеока» (сеок — род) «тодош» (название рода) Быйдыш однажды возвращался с онгудайской ярмарки и решил заехать в аил бедняка Тенета. Зайсана Байдыша сопровождали, как всегда, 16 человек «кодочи» «колтыкчи» (зайсанская свита).
При входе зайсана в аил полагалось, чтобы все сидящие в аиле встали и постелили ему постель в переднем почетном углу аила перед «яиком», т. е. перед иконой. И вот в тот момент, когда Байдышу отдавали честь и «колтыкчи» (люди, державшие под руки зайсана) вели его к посетили, с улицы забежал девятилетний голый мальчик.
Взглянув на голое тело ребенка, зайсан оскорбился и приказал своим «колтыкчи» выпороть его. Один из «колтыкчилар» держал мальчика одной рукой за обе руки, и другой рукой бил его большим кожаным кисетом, а затем конской плетью до тех пор, пока мальчик не потерял сознание и перестал кричать. Отец не выдержал, вскочил с места и побежал к полумертвому сыну, пробежав при этом между огнем и зайсаном. Этим он насеян второе, более серьезное «оскорбление» зайсану. На другой день зайсан вызвал к себе Тенета и за вчерашнее «оскорбление» приказал дать ему 150 ударов. Тенет, умоляя о милости, стоял перед зайсаном на коленях и в качестве взятки предлагал свою единственную лошадь. Тогда «милоствый» зайсан «простил» его, сказав: «Пускай приведет лошадь и тогда можно ограничиться 25 ударами». Так Тенет потерял свою последнюю лошадь и ходил с разбитой спиной.
Зайсана даже поставили специальные столбы «чакы» для того, чтобы пороть людей, провинившихся или не подчинившихся хозяевам. Эти «кровавые столбы» каждый день окрашивались кровью, а скот зайсана увеличился за счет взяток. Взятку брали не только скотом, но и пушниной, овчиной, кошмой, «аракой» (вином) и т. д. В порядке взятки заставляли работать в своем хозяйстве.
Еще одним источником зайсанского дохода являлись подарки. Каждый алтаец считал своим долгом время от времени преподнести зайсану подарок. Предлогов для поднесения подарков зайсаны устанавливали очень много: женитьба, выезд на охоту в тайгу или возвращение с охоты и с орехования, рождение ребенка, смерть одного из родственников зайсана, «выборы» нового зайсана и т. п.
И сами записаны собирали эти подарки вместе с «законными» сборами налогов через «албанчи» (сборщика).
Вот действительная картина положения алтайского народа, варварской эксплоатации трудящихся алтайцев зайчатами и баями. Только злейшие враги народа контрреволюционные буржуазные националисты, умышленно прикрывая эксплоататорского лицо баев и зайсанов, представляли дореволюционное прошлое Ойротии как равенство и единство интересов трудящихся, баев и зайсанов.
Архиподлые предатели народа, контрреволюционные буржуазные националисты, эти наемные агенты фашизма, действующие заодно с японо-немецко-троцкистскими диверсантами еще и сейчас кое-где пытаются спрятать от трудящихся звериное лицо эксплоататоров лживыми разговорами о рабском прошлом трудящихся Ойротии, как о хорошей жизни в родовом союзе под заботой богачей. Враги народа пытаются сеять свою контрреволюционную ложь среди молодежи, которая выросла в советских условиях и не знает кем в действительности были баи и зайсаны и как они «заботились о народе»,
Какая это была забота о народе со стороны баев и зайсанов, можно видеть из приведенных фактов.
***
Эксплоатация со стороны русского самодержавия, русских кулаков и купцов, чиновников и миссионеров с того момента, как алтайский народ стал подданным русского царя была также самой дикой и варварской. Формально русское подданство алтайского народа было установлено в 1756 году, когда 12 алтайских зайсанов, чтобы спастись от китайских грабителей, обратились к полковнику пограничных русских войск с таким письмом: «Дайте нам людей на обережение; оберегайте от злого времени в нашей земле; где вам поглянется — стройте города. Ныне у нас белый государь. Нашего белого государя полковник, пожалуйста поскорее, нас со всеми домами хотят увести».
Письмо это явилось результатом длительной подготовки со стороны русских колонизаторов, под диктовку которых оно и написано и оно, очевидно, было одним из формальных поводов для дальнейшего открытого вооруженного захвата новых земель на Алтае.
Окончательно завоевав верховья Катуни и Бии, т. е. теперешнюю территорию Ойротской автономная области, колонизаторы самым бесчеловечным образом грабили алтайский народ. Из исторических материалов известно, что кочующие телеуты Бийского и Кузнецкого округов платили ясак по одному соболю, 42 белки и 4 колонка с каждой души. Эти цифры явно преуменьшены.
Существовали еще «прибавки» к ясаку и взятки, которые присваивали наряду с зайчатами и русские чиновники. Так, например в 1763 году 7 алтайская дючина обязана была сверх ясака платить еще надбавленных на нее в разное время поборов на 376 золотых рублей.
Наряду с тяжелым «ясаком» развернулся торговый грабеж, открытый обман по выкачиванию сверхприбыли из трудящихся алтайцев в пользу царских угнетателей. На помощь купцами и чиновникам пришли миссионеры.
На новые земли с целью грабежа и наживы переселялись кулаки, торговцы, ростовщики. Невыносимо тяжелые условия жизни русских крестьян в XVIII веке заставляли их бежать на юг, на более свободные земли. На Алтае появились беглые заводские и государственные крестьяне. Небольшая часть этих беглецов впоследствии превратилась в кулаков и спекулянтов и также начала грабить алтайское население. Эти кулаки «сторожилы» находили на Алтае дешевую рабочую силу среди трудящихся алтайцев и русских. Они занимали огромное количество земельных массивов и явились одним из проводников земельной колонизации на Алтае.
Буржуазные исследователь Радлов, посетивший ярмарку на Алтае, вынужден был признать грабительский, разбойничий характер торговой деятельности русских купцов…
Реакционным носителем колонизаторско-грабительской политики самодержавия на Алтае было миссионерство. Широко практиковалось насильственное крещение алтайцев, как средство сделать их верными подданными российского самодержавия. Миссионеры не только «идеологически» подкрепляли колониальной грабеж, но и сами, связавшись с наиболее реакционными элементами из местных баев, беззастенчиво грабили трудящихся алтайцев.
Ясачники — чиновники, русские кулаки, купцы, ростовщики, попы и миссионеры — все они вместе взятые являлись проводниками грабительские колонизаторской политики самодержавия и непосредственными участниками дележа награбленных сверхприбылей. Они тормозили развитие производительных сил на Алтае.
«Царизм намеренно культивировал на окраинах патриархально-феодальный гнёт для того, чтобы держать массы в рабстве и невежестве. Царизм намеренно заселял лучше уголки окраин колонизаторски элементами для того, чтобы оттеснить туземцев в худшие районы и усилить национальную рознь». (Сталин. «Марксизм и национально-колониальный вопрос». Стр. 61).
Таким образом мы видим, что
«Ойротский народ перенёс всю тяжесть двойной эксплоатации на протяжении многих и многих лет. С одной стороны гнёт царизма, русских колонизаторов, самый беззастенчивый, наглый, открытый грабёж трудящихся ойротов русскими миссионерами, попами, купцами, кулаками, чиновниками, которые отбирали скот, захватывали лучшие земли и т. д. С другой стороны, свои, местные национальные богачи, своя национальная буржуазия и феодалы под покровительством царских чиновников, царской власти грабили трудящихся алтайцев». (Р. Эйхе).
***
Вместе с трудящимися других национальностей алтайский трудящиеся показали огромную революционную решимость и стойкость в борьбе за свое освобождение от помещичьи-капиталистического и кулацко-байского гнёта. Под руководством коммунистической партии, при братской помощи передового русского пролетариата трудящиеся алтайцы вышли победителями из упорной борьбы с врагами социализма, реставраторами капитализма в нашей стране, японо-немецко-троцкистскими агентами фашизма, с их пособниками правыми отщепенцами, с контрреволюционными буржуазными националистами.
Трудящиеся Ойротии под руководством коммунистической партии, под руководством мудрого вождя, великого Сталина, при огромной помощи партии, правительства, краевых организаций пришли к 15-летию существование Ойротской автономной области с большими достижениями.
Чем ярче были успехи ленинско-сталинской национальной политики, тем озлобленней становились осколки троцкистских диверсантов, шпионов, их пособников правых предателей, контрреволюционных буржуазных националистов, наемных агентов фашистских контрразведок.
Успехи социалистического строительства в Ойротии были бы ещё больше, если бы своевременно была разоблачена подрывная диверсионная деятельность японо-немецко-троцкистских продажных агентов фашизма, правых предателей и контрреволюционных буржуазных националистов, стремившихся вернуть трудящимся Ойротии прежние дореволюционные капиталистические порядки. Притупление классовой бдительности парторганизации Ойротии, притупление классовой бдительности обкома — было основной причиной активизации врагов партии и народа.
Только политические слепцы, люди, пораженные идиотской болезнью — беспечностью, могут думать, что осколки классового врага сложили оружие.
Осколки классовых врагов, архиподлые японо-германско-троцкистские бандиты, их союзники правые отщепенцы, враги народа буржуазные националисты не сложили оружие. Всячески маскируясь, прикрываясь национальным флагом, они и сейчас кое-где пытаются вредить нашей работе по социалистическому строительству в Ойротии.
Мы должны помнить и никогда не забывать, что «пока есть капиталистическое окружение, будут вредители, диверсанты, шпионы, террористы, засылаемые в тылы Советского Союза разведывательными органами иностранных государств, помнить об этом и ввести борьбу с теми товарищами, которые недооценивают значения факта капиталистического окружения, которые недооценивают силы и значения вредительства» (Сталин).
Надо неустанно повышать революционную бдительность, ликвидировать беспечность, развёртывать большевистскую самокритику, овладевать большевизмом.
***
Декрет ВЦИК от 1 июня 1922 года об образовании Ойротской автономной области ещё теснее приблизил трудящихся алтайцев к советской власти и ещё более сплотил вокруг коммунистической партии. Сталинская Конституция ещё более укрепила великую дружбу народов, ещё теснее сплотила народы СССР вокруг коммунистической партии, вокруг великого Сталина.
Трудящиеся Ойротии, в единой братской семье народов СССР, строят зажиточную, культурную, счастливую жизнь.
Толуш ЕНЧИНОВ
1 июня, №72
22 Долголетие
В Антропском сельсовете этого же аймака живет семья Тенчиековых. Марии Тенчиековой 102 года, ее сыну 76 лет, у сына есть дети и внуки, все члены семьи трудоспособные.
18 июня, №82
33 Пионерские лагери
Более 4 тысяч детей отдохнут нынче летом на 43 пришкольных площадках и 22 физкультурных площадках. В Турачакском и Усть-Канском аймаках Ойротское управление «Запсибзолото» открывает пионерские лагери, в которых будут отдыхать 200 детей приискателей и золоточников.
1080 пионеров и школьников пойдут на экскурсии на Теленок озеро, Ининскую автобазу, Каракольское озеро и другие места Ойротии. Пионеры Ойротии нынче получают одно место во всесоюзный лагерь Артек.
18 июня, №82
44 В плену благодушия и политической беспечности
Факты говорят, что идиотская болезнь — политическая беспечность до сих пор не изжита в первичной парторганизации торгово-кооперативных учреждений. На ряде собраний партийного актива, на районном партийном собрании несколько раз поднимался вопрос о преступных связях А. Алагызова с контрреволюционными буржуазными националистами. Но первичная парторганизация не прислушалась к этим сигналам, не попыталась разобраться в них.
Заместитель председателя облпотребсоюза Алексей Савельевич Алагызов был арестован 8 июля 1937 года, расстрелян 18 декабря. Его старший брат Иван Савельевич – бывший редактор областной газеты, бывший председатель облисполкома, а в 1937-м году заведующий национальным отделом Западно-Сибирского крайисполкома был арестован в мае, а казнен 11 октября. Их младший брат Василий жил в Кош-Агаче и работал в агентстве «Сибпушнина». Арестован в июле 1937-го, расстрелян в январе 1938-го.
На собрании ойрот-туринского партийного актива А. Алагызов под напором коммунистов вынужден был признать свою большую вину перед партией в том, что он, работая председателем обл. КК-РКИ и получая сигналы от ряда коммунистов и беспартийных, не разоблачил контрреволюционных буржуазных националистов. Алагызов заверил парторганизацию, что свою политическую ошибку он исправит дальнейшей работой.
Теперь можно сказать, что эти заверение оказались двурушничеством, маскировкой и попыткой усыпить бдительность парторганизации.
Была ли у Алагызова А. возможность доказать свое желание активно бороться против врагов народа, буржуазных националистов, японо-немецко-троцкистских и праву диверсантов — этих продажных агентов фашизма? Да, была. Но ни на районном отчетно-выборном собрании, ни на областной партконференции Алагызов не выступил и своей дальнейшей работой не помог парторганизации в дальнейшем разоблачении и выкорчевывании врагов народа.
Алагызов знал, что следственные органы проводят работу по выявлению антигосударственной, преступной, враждебной деятельности бывшего председателя облисполкома Пьянкова. Алагызов немало помогал перерожденцу Пьянкову растранжиривать государственные средства. Алагызов, будучи представителем облисполкома в Москве, приобретал на средства облисполкома часы, патефоны, велосипеды, швейные машины, костюмы и проч. для личных нужд Пьянкова, Хабарова и других.
Аппарат московского представительства выполнял самые грязные преступные поручения. Например, троцкист-диверсант Жарных дал пятитысячную взятку за выполнение преступного антигосударственного поручения секретарю представительства Эфендиеву.
Алагызов выполнял преступные поручение диверсанта и шпиона С. Сафронова, выполнял поручения П. Хабарова, связанные с пребыванием в Ойротии «на отдыхе» предателя Бухарина, выполнял поручения по передаче «подарков» расстрелянному врагу народа диверсанту Серебрякову. Алагызов до сих пор не разоблачил сущность этих преступных связей, осуществлявшихся под видом «подарков»…
Ойрот-туринский райком партии обязан помочь первичной парторганизации полностью разоблачить Алагызова и на этих уроках мобилизовать всех коммунистов к всемерному повышению революционной бдительности, беспощадному выкорчевыванию и разгрому всех без остатка японо-немецких, троцкистско-зиновьевских агентов фашизма, их правых союзников и контрреволюционных буржуазных националистов.
П. Забудкин
21 июня, №83
55 Случай на границе
С помощью колхозников-пастухов, прекрасно знающих горную местность, пограничники двое суток шли по пятам нарушителей границы.
8 июня пограничники, с помощью колхозников, настигли и задержали пятерых вооруженных нарушителей границы. Нарушители оказались крупными шпионами одного капиталистического государства.
Колхозники, участвовавшие в поимке шпионов, награждены ценным охотничьем оружием.
Н. Параев
21 июня, №83
66 Предателем родины — смерть!
Многочисленные митинги сейчас проходят по колхозом Турачакского аймака и везде, где только слышат колхозники о грязной предательской работе группы шпионов, злоба и ненависть обуревает их. Колхозники колхоза «Большевик» в своем постановлении говорят:
«В ответ на шпионство и вредительство проклятого Тухачевского и его шайки мы, колхозники, теснее сомкнемся вокруг партии большевиков и любимого вождя народов товарища Сталина. Мы вместе с нашими славными органами НКВД будем очищать нашу советскую землю от шпионских сорняков, будем добиваться высокого урожая и больше сена, чтобы еще больше крепла наша Рабоче-Крестьянская Красная армия».
22 июня, №84
77 Классово-враждебные влияния в педучилище
Директор Дубасов, пользуясь политической беспечностью работающих в училище коммунистов и педагогов-комсомольцев, культивирует методы воспитания студентов, чуждые советской школе.
Эта статья вышла за три дня до ареста директора педучилища 39-летнего Гавриила Андреевича Дубасова. Он был расстрелян 3 ноября 1938 года.
Политико-воспитательная работа в училище в загоне. Весь учебный год кружки по изучению истории партии фактически не работали: пройдена одна тема. Неудовлетворительная постановка политико-воспитательной работы среди студентов и педагогического коллектива является причиной того, что бурсацкие методы воспитания директора Дубасова не нашли должного отпора.
Унтер-пришибеевский окрик, потворство подхалимам, грубейший зажим самокритики — вот стиль руководства Дубасова.
Дубасов, стараясь «укрепить» дисциплину на страх «неисправимым», установил штрафы за каждый пропущенный урок; со студента высчитывалось по 25 копеек за пропущенный урок, а в последнее время такса штрафов им увеличена до рубля.
Такая мера ничего общего не имеет с духом советской школы; все это проделывается Дубасовым, чтобы сеять недовольство среди студентов.
Часть преподавателей педучилища не вела воспитательной работы среди учащихся. Это привело к тому, что среди части студенчества сильны религиозные предрассудки, есть случаи пьянства и хулиганства. А это свидетельствует о том, что классово-враждебные влияния проникли в педучилище.
В педучилище имеет хождение гнилая теория о том, что учитель не должен заниматься воспитательной работой. Между тем, советский учитель не только педагог, но и воспитатель.
Отдельные педагоги не являются для учащихся примером культурности и дисциплины. Летков, преподаватель истории, пьяным приходил в класс, организовывал совместно со своими студентами попойки. Преподаватель Корабельников устраивает попойки среди учителей, что известно студенчеству.
ЦК нашей партии не раз предупреждал партийные организации от оппортунистического благодушия и беспечности. Однако кандидатская группа при педучилище не сделала из этого указания никакого выводы для себя.
А. Хомулло
27 июня, №86
88 В Улаганском аймаке нужно строить маслозаводы
Это говорит о том, что доходы колхозов и колхозников в большой степени зависят от организации молочного производства.
Как же организовано молочное производство в Улагане? В колхозе «Кызыл тандак» получаемое молоко пропускают через сепаратор. Полученные сливки сливаются в луженые баки и сквашиваются путем самозакисания. После того, как сливки скиснут, берут деревянную лопатку и смешивают масло. Часть молока сквашивается в кожаных мешках.
В результате такой обработки молока, не говоря уже о громадных потерях, колхозы получают скверный по вкусу и обесцененный продукт.
Необходимость постройки здесь маслосырзаводов очевидна. Но аймачные организации этим вопросом совершенно не занимаются.
Руководители облмаслопрома рассуждает по-делячески: «В урагане молоко-налога нет и строить маслозаводы там ни к чему».
Вредная практика облмаслопрома и уланских организаций должна быть изжита. В план надо включить строительство маслосырзавода в Улаганском аймаке.
Н. Параев
27 июня, №86
99 Преступления письмоносцев
Письмо, адресованное — Поперечный переулок №9, гражданину Лукьянову — письмоносец бросил на улице.
В мичуринский питомник уже в третий раз доставляется письмо, адресованное гражданину Зарубину, который там не живет, несмотря на то, что это письмо каждый раз возвращается почте.
Нужно навести порядок в областной конторе связи, чтобы не допускать подобных преступлений.
М. Техтиеков
27 июня, №86
1010 Начался туристский сезон
Среди туристов: инженеры из Ленинграда, рабочие из Семипалатинска, студенты, учителя и др.
На базе туристов в Артыбаше оборудована гостиница на 30 мест, новая столовая, другие помещения для туристов. Раньше туристы в Артыбаше жили в палатках. Оборудованы также помещения туристов на базе Аскат.
27 июня, №86
1111 В школах Шебалинского аймака неблагополучно
Так, например, учителя Шабалинской неполной средней школы Горемыкин и Борисова с целью скрыть свою плохую работу заранее сообщили ученикам своих классов темы письменных работ, по которым их будут спрашивать при испытаниях.
В бешпельтирской и ильинской НСШ вместо программы для испытаний были составлены индивидуальные вопросники с учетом успеваемости учащихся.
Испытания наглядно показали, что в большинстве школ аймака дела обстоят неблагополучно. Вот факты.
В шабалинской неполной средней школе учащиеся 5 класса «А» (руководитель Горемыкин) при устных испытаниях по русскому языку показали успеваемость на 50 процентов. 60 проц. учеников этого класса остались второгодниками. Также второгодниками отказались 7 учащихся VII класса.
В апшуяхтинской начальной школе (зав. Кочеева) сорван учебный план, в результате все учащиеся IV класса остались второгодниками. 18 учащихся IV класса камлакской начальной школы при испытании получили отметки «плохо» и «очень плохо», остальные «посредственно» (заведующий Трибунский).
Ильинская НСШ до последнего времени считалась одной из лучших. При испытании все учащиеся IV класса по русскому языку получили отметки «очень плохо». Успеваемость учеников V класса по русскому языку 63 процента, по арифметике — 37 проц. Директор этой школы Коновалов в аймОНО давал очковтирательские сводки. Инспектор аймОНО Леготкин обследовал эту школу, обо всем знал, но скрывал безобразную работу школы, после обследования составил очковтирательский акт.
Аналогичные факты имеются и в других школах аймака. Все это говорит о том, что в школах Шебалинского аймака явное неблагополучие. Кадры учителей засорены чуждыми людьми (Разумовский), пьяницами (Коновалов, Трибунский). Бывший руководитель облОНО, враг народа Катенев, умышленно насаждал в школу чуждых людей и люди, недостойных носить почетное звание советского учителя.
Нужно решительно разделаться с идиотской болезнью — беспечностью, работу школ поднять на новую высоту.
28 июня, №87
1212 Альпинисткий лагерь у подножия Белухи
В нынешнем году на седло и вершину Белухи предполагается поднять около 200 человек.
Через несколько дней начнется приезд групп альпинистов из Новосибирска, Сталинска, Прокопьевска, Свердловска, из рабочих центров Красноярского края, Восточно-Сибирской области, Дальнего Востока.
По имеющимся сведениям, в этом году совершат восхождение на Белуху группы командиров Украинского и Московского военных округов.
30 июня, №88
1313 Железная дорога Бийск — Ойрот-Тура
Завершение II пятилетки и огромные перспективы хозяйственного развития области ярко показывают, какое огромное значение имеет создание дешёвого и скоростного транспортного пути, как велика будет стимулирующая роль дороги в развитии производительных сил области, для ускорения развёртывания целого ряда новых отраслей хозяйства.
План развития лесной промышленности Ойротии, предусматривающий увеличение объема лесозаготовок и вывоза для государственных нужд в 10 раз, непосредственным образом упирается в продолжение линии от Бийска до Майма-Чергачак. Предварительные планы намечаются огромное повышение объема лесозаготовок бассейна р. Катуни, с доведением к 1942 году до одного млн. кбм.
Таким образом исключительно ценная порода катунской лиственницы, дойдя сплавом до Майма-Чергачак, получит возможность дальнейшей транспортировки либо в качестве древесины, либо готовой продукции по железнодорожной ветке. Само собой разумеется, что в этих условиях намечаемые по системе Наркомлеса 4-храмный мощный лесокомбинат может и должен быть запроектирован на Катуни (село Майма).
Постройка железной дороге должна положить конец спорам о масштабах и характере сооружаемого мясокомбината, целесообразности вывоза мрамора, извести и т. д. Постройка дороги может дать уже в первые годы огромную экономию на грузоперевозках в десятки млн. рублей, что позволит быстро окупить стоимость дороги.
Если учесть значительный удельный вес лесных грузов, продуктов сельского хозяйства, в частности животноводства, активизацию торговых связей с Монголией, появление новых грузов в связи с реализацией огромных потенциальных возможностей области, попутные грузы прилегающих районов, то возможный грузооборот в направлении на Бийск к концу пятилетки составит 900 тысяч — 1 миллион тонн. Вряд-ли это можно признать недостаточным экономическим обоснованием строительством этой дороги.
Ойротия должна стать областью высокотоварного животноводства, цветной металлургии, мощной лесной промышленности, развернутой пищевой индустрии, помимо широкого размаха местной и кооперативной промышленности.
Мы полагаем, что постройка железной дороги с последующим продолжением ее до Кош-Агача является одним из решающих факторов, дающих ведущее направление проектировкам хозяйственного и культурного развития области.
Трудно переоценить ее огромное культурно-организующее значение для Ойротии, в частности, для развития туризма, прилива новых культурно-технических кадров и т. д.
Проектировка облплана одобрена крайпланом и вопрос о постройке железной дороги поставлен в настоящее время перед центральными организациями.
Актуальность сооружение железной дороги требует организации изысканий и строительных работ таким образом, чтобы она была закончена и пущена в эксплоатацию в первой половине III пятилетки.
И. ЗАРОМСКИЙ, председатель облплана
5 июля, №91
1414 Прикрываясь партбилетом
Пользуясь потерей политической бдительности со стороны руководящих работников аймачных и областных организаций того времени, и чтобы скрыть следы преступной своей вредительской работы, Лакин и его бандитская компания во вредительстве обвиняли честных колхозников.
Только вмешательство крайкома партии помогло вскрыть лицо этих вредителей, защитить честных колхозников от клеветы врагов.
Адуков Алексей Осипович, отец прокурора, о котором идет речь в статье, родился в 1880 году. Арестован 21 апреля 1936 года, приговорен к пяти годам лишения свободы. Умер в этом же году. Сам прокурор Адуков был арестован 17 октября 1938 года, дальнейшая судьба достоверно неизвестна.
Прокуроро в Усть-Канском аймаке в то время работал Адуков. Адуков по указке врагов народа Лакина и других привлекал к уголовной ответственности за вредительство честных колхозников. Разбирая этот вопрос, областные организации признали, что Адуков в деле Лакина допустил ошибку, наложили на него партвзыскание; областная прокуратура перевела его на работу прокурора в Кош-Агачский аймак.
Все эти «ошибки» Адукова по Усть-Канскому аймаку казались случайными ошибками. Но, работая в Кош-Агачском аймаке, Адуков не только не исправился, но допустил новые ошибки. Он вместо разоблачения врагов народа, прикрывал их преступления.
Родовые пережитки взяли у Адукова верх и он потреля революционную бдительность.
Приведем некоторые факты:
В 1935-1937 гг. в Кош-Агачском аймаке дочь контрреволюционера националиста Манеева, работая в торговых организация аймака, расхищала государственные средства. Манееву ловили с поличными, разоблачали, как воровку-рецидивтску, но прокурор Адуков скрывал материалы, поступавшие по ее делу.
Работая завмагом Чибитского сельпо, Манеева похитила 5500 рублей кооперативных средств. Материал на Манееву вновь попадает к Адукову, но он упорно тормозит следствие. Только по предложению аймачных организаций Адуков начал уголовное следствие против Манеевой. Одновременно Адуков предупредил Манееву, что она будет арестована. Манеева скрылась и была поймана спустя некоторое время.
В Кош-Агачском аймаке до 1937 года орудовал некто Левин, который вредительски проводил строительство, причинив своими действиями на десятки тысяч рублей убытки, срывал план строительства. Адуков дал возможность Левину скрыться от наказания. После этого, получив сведения о новом местопребывании Левина, Адуков вместо ареста предупредил Левина, что у него, Адукова, имеется уголовное дело и Левин вновь скрывается. Можно привести еще рад таких «ошибок», которые допустил Адуков в своей работе.
Почему Адуков допускает такие «ошибки»? Случайны ли они? Адуков — сын заядлого врага народа, разоблаченного буржуазного националиста, осужденного за контрреволюцию в 1936 году. Адуков имел связь со своим отцом и после разоблачения его диверсантских действий.
Облпрокурор и Кош-Агачский РК ВКП(б) должны заинтересоваться деятельностью Адукова.
К. Степанов
28 июля, №103
1515 Контрреволюционный характер религиозных организаций
В лучших, плодороднейших долинах Алтая попыт ставили кресты и сгоняли с этих мест коренное население. Камы и ярлыкчи восхваляли царя, баев и зайсанов, отбирали под видом жертвоприношений у бедняка его последнюю корову, последнюю лошадь.
Тяжелую, беспросветную жизнь бедняка они делали еще тяжелей. Отдав каму для «усмерения злого духа» последнюю скотину, бедняк вынужден был итти в батраки, в кабалу к баю, зайсану и кулаку.
Трудящиеся алтайцы видели в камах, ярлыкчах и попах своих врагов. Не зря же в народе сложилась поговорка: «Когда скот болеет — собака жиреет, когда человек болеет — кам жиреет» и т. д. Но религиозные предрассудки, насаждавшиеся веками, были сильны и камы и ярлыкчи среди большинства населения все же пользовались известным влиянием, которое они использовали для закабаления трудящихся.
В период контрреволюционного «Каракорума» (1917-1918 годы) камы и ярлыкчи усердно служили карокорумской управе, распространяли контрреволюционные националистические лозунги; прикрываясь национальным флагом, они сеяли национальную рознь, пытались отгородить алтайский народ от революционных идей, идущих из советской России, отгородить алтайский народ от помощи, идущей от революционного русского пролетариата.
А когда трудящиеся, поняв что «Каракорум» не даст им освобождения от двойного гнета, выступили против угнетателей, то многие камы, ярлыкчи и попы отложили в сторону крест, бубен и молитвенник и с оружием в руках выступили против трудящихся, против советской власти.
Так, например, было с камом Карачаковым (Салгандинский сельсовет), так было с попом Тощаковым П., который сам организовал карательный отряд и руководил им. Другой поп Кочеев Н. в 1922-23 годах благословлял банду Штанакова, который убивал и порол коммунаров и красных партизан, вел борьбу против советской власти.
Победа социализма в СССР, ликвидация эксплоататорских классов, бурный культурный рост трудящихся значительно сузили влияние церковников, бурханистов и шаманистов. Но в то же время нельзя забывать, что в сознании людей еще окончательно не изжиты пережитки капитализма, и следовательно, у отсталых слоев населения не изжиты еще религиозные предрассудки.
Попы, камы и ярлыкчи в годы советской власти стали действовать замаскированно, часто надевая на себя личину советских людей. Так, например, поп Тозыяков заявил, что он снимает с себя поповский сан. Этот поп, ярый враг народа, оказался руководителем одной из диверсантских контрреволюционных буржуазно-националистических групп, разоблаченных и ликвидированных в Ойротии.
Другой поп Ялбачев М. обманным путем пробрался в партию (прежде чем вступить в партию, он ездил к архиерею за благословением). Используя притупление революционной бдительности парторганизации, прикрываясь партийным билетом, этот подлый враг народа вел контрреволюционную, вредительскую деятельность, оказался агентом одной из иностранных разведок.
Враги народа, контрреволюционные буржуазные националисты, кулацко-байские недобитки, используя политическую беспечность, притупление революционной бдительности некоторых парторганизаций, стараются представить, что камы и ярлыкчи тоже угнетались попами и царскими чиновниками. Этим самым враги народы хотят вызвать сочувствие к камам и ярлыкчи и сохранить их влияние, используя то обстоятельство, что пережитки в национальном вопросе наиболее живучи.
В последнее время камы, попы и ярлыкчи активизировали свою работу в отдельных аймаках области (Усть-Кокса, Ойрот-Тура, Улаган) пытаясь влиять на наиболее отсталые в культурном и политическом отношении слои населения.
Религиозные организации в Усть-Коксе и Ойрот-Тура играют роль убежища для неразоружившихся врагов народа — троцкистско-бухаринских и буржуазно-националистических диверсантов и шпионов.
Приемы антисоветской, антиколхозной деятельности религиозных мракобесов самые разнообразные. Вот факты: в колхозе «Новый путь», Актельского сельсовета, Шебалинского аймака камы и их сообщники распространяют слухи о появлении «кормос» (дьявола). Они говорят, что в скотном дворе ночью стоит шум и бьет бубен, и что будто бы этот шум происходит потому, что двор строил не один, а много людей.
Не трудно видеть, что камы здесь выступают против коллективного труда в колхозе. Камы говорят, что печка шумит потому, что за труд, который затрачен на закладку, оплачено через долгое время. Эта агитация камов направлена против трудодней.
Камы говорят, что на вершину священной горы Джангыр женщинам не полагается восходить: если женщина дойдет до вершины, тогда получится обвал. Дело в том, что на горе Джангыр пасутся колхозные стада. Стада пасут и колхозницы. Антиколхозная агитация имеет целью оставить колхозный скот без лучших пастбищных угодий и так запугать колхозниц, чтобы они отказались от пастьбы скота.
Вот куда ведут свою вредительско-подрывную деятельность камы, вот каким путем камы пытаются ослабить колхозы.
Некоторые камы, в прошлом отказавшиеся от шаманства, сейчас снова начинают исполнять шаманские обряды. Так, например, в прошлом кам, а затем «рабочий» в абайаском совхозе специально приезжал камлать из Абая в Сугашинский сельсовет. Усть-коксинская парторганизация вместо того, чтобы развернуть антирелигиозную пропаганду решила, что ярлыкчи есть музейная реликвия, а потому разрешили ярлыкчи выступать на аймачной олимпиаде художественной самодеятельности. Ярлыкчи воспользовался олимпиадой, чтобы публично агитировать за бурханизм.
Все эти факты показывают, что религия всегда поддерживала эксплоатацию, что религия и религиозные организации в нашей стране поддерживают остатки эксплоататорских классов, поддерживают врагов народа в их диверсионной, подрывной работе против социалистического строительства.
В Ойротии вскрываются, выкорчевываются отдельные гнезда троцкистско-бухаринских и буржуазно-националистических диверсантов и шпионов. Установлено, что церковники, шаманисты и бурханисты действовали заодно с этими презренными врагами народа.
В последнее время, в связи с приближением выборов в Верховный Совет, церковники, бурханисты и шаманы активизируют свою антисоветскую деятельность. Они ведут агитацию среди отдельных отсталых слоев населения, они прикидываются сторонниками советской власти, они пытаются проникнуть в колхозы, в кооперативы, в самодеятельные кружки, чтобы лукаво и подло замаскировавшись, вести свою подрывную, контрреволюционную работу.
Сталинскую Конституцию мракобесы пытаются использовать в своих интересах. В некоторых местах они открыто пытаются вести религиозную агитацию, ссылаясь на Конституцию. Находятся простофили, которые мирятся с этим, забывая, что 124 статья Конституции предоставляет гражданам свободу антирелигиозной пропаганды, а вовсе — не наоборот.
Активизацию церковников, бурханистов и шаманистов надо пресечь.
На XVII съезде партии товарищ Сталин говорил, что «все еще существует капиталистическое окружение, которое старается оживлять и поддерживать пережитки капитализма в экономике и сознании людей в СССР и против которого мы, большевики, должны всегда держать порох сухим».
Надо повышать бдительность, шире развернуть антирелигиозную пропаганду, повседневно разоблачать реакционную роль религии, контрреволюционный характер религиозных организаций.
А. Чоков
1 августа, №105
1616 Огромная радость
Сейчас трудящиеся капиталистических стран фактически тоже не имеют избирательных прав. Даже в таких «демократических» буржуазных странах, как Франция, Америка и других женщины до сих пор не имеют избирательных прав. Молодые мужчины пользуются избирательными правами только с достижения 25-летнего возраста.
Только в нашей свободной стране победившего социализма все граждане, достигшие 18-летнего возраста (за исключением умалишенных и лиц, лишенных прав по суду), независимо от их прошлой деятельности, имущественного положения, национальности, вероисповедания, образования, имеют неограниченное право избирать и быть избранными.
Я безмерно радуюсь тому, что первый раз в жизни буду участвовать в выборах в советы. При выборах в Верховный Совет СССР я свой голос подам за творца новой Конституции, под руководством которого в нашей стране создана прекрасная жизнь — великого и родного Сталина.
Подлые враги народа — японо-немецкие фашистские шпионы и диверсанты, контрреволюционные буржуазные националисты пытаются затормозить наше строительство. Враги просчитались. Их подлые действия разоблачила славная советская разведка, которой руководит верный ученик великого Сталина Н.И. Ежов.
Наша задача — еще выше поднять революционную бдительность, помогать советской разведке беспощадно разоблачать и уничтожать змеиные вражеские гнезда.
Я буду голосовать только за тех, кто до последней капли крови предан делу народа, делу партии Ленина — Сталина.
Готовясь к выборам, я приложу все силы для того, чтобы глубоко изучить новый избирательный закон и разъяснить его трудящимся.
Мария Кисилева, с. М-Чергачак
6 августа, №107
1717 Пленум ойрот-туринского аймакисполкома
Участники пленума подвергли жесткой критике работу президиума аймакисполкома и председателя АИК Горяева, в результате политической беспечности и бездействия которого допущены большие провалы в работе.
Михаил Семенович Киляков был арестован 3 декабря 1937 года, расстрелян 16 марта 1938-го.
Пленум одобрил постановление облисполкома о снятии с работы председателя аймакисполкома Горяева и отводе его из членов пленума. Временно исполняющим обязанности председателя Ойрот-Туринского аймакисполкома избран т. Киляков.
М. Сарычев
8 августа, №108
1818 На Каракольские озера
Недавно с Каракольских озер возвратилась группа школьников Ойрот-Тура, занимавшаяся геологическими и зоологическими изысканиями.
Посещение Каракольских озер имеет большое краеведческое значение. Нужно организовать постоянный маршрут туристов и краеведов на Каракольские озера.
А. Иоганзен
8 августа, №108
1919 Вся область должна строить новый город Ойрот-Тура
По плану в текущем году в Ойрот-Тура должны быть выстроены: новая школа-десятилетка, детясли, педучилище, детсад, родильный дом, молочная кухня, кинотеатр, типография, детская техническая станция, магазин «Сибторга», здание банка, общежитие сельхозшколы, многоквартирые жилые дома и другие объекты.
Лютые враги народа, презренные агенты фашизма, троцкистско-бухаринские бандиты и контрреволюционные буржуазные националисты, орудовавшие в горстрое, облплане, коммунтресте, нанесли немалый урон городскому строительству. Они затягивали проектирование, умышлены задерживали сдачу строительных объектов в эксплоатацию, замораживали государственные кредиты.
Задача строителей сейчас состоит в том, чтобы в кратчайший срок ликвидировать последствия вредительства врагов народа, навести порядок на строительных площадках и по-большевистски выполнить план городского строительства.
Однако, новое руководство горстроя (т. Кирюгин) слишком медленно ликвидирует последствия вредительства. Городское строительство продолжает оставаться одним из наиболее отсталых, наиболее запущенных участков. Годовая строительная программа по горстрою выполнена только на 14,3 процента. Строители еще слишком слабо борются за подъем производительности труда, снижение себестоимости и высокое качество работы.
Городские кирпичные заводы (директор т. Огнев) работают безобразно скверно — годовой план выработки кирпича выполнен только на 8,5 процента. Обллесхоз (директор т. Тушинцев) не обеспечил бесперебойное снабжение строек лесоматериалами.
Городской совет позорно самоустранился от руководства строительством, предгорсовета тов. Урмбштасс не знает и не хочет знать, что делается на стройках.
Ойрот-Туринский райком партии не организовал среди рабочих строительства большевистской массовой работы. Социалистическое соревнование, стахановские движение на стройках по-настоящему не организовано.
Нужно покончить с этим недопустимым отставанием в городском строительстве, до конца выкорчевать притаившихся на стройках врагов народа, полностью ликвидировать последствия вредительства.
Строительство нового города социалистической Ойротии — дело всех трудящихся области. Партийные и советские организации области должны мобилизовать трудящихся на активную помощь строительству города Ойрот-Тура.
10 августа, №109
2020 Какую электростанцию строить в Ойрот-Тура
Старая тепловая электростанция с изношенным оборудованием доживает последние дни, давая не свыше 40 квт. Новая тепловая станция также даст всего 150 квт, а потребная мощность уже сейчас достигает 900 квт., а в 1938-39 гг. она составит 1800-1900 квт. и к концу третьей пятилетки, в связи с проектируемым строительством по промышленности, жилищно-коммунальному хозяйству, торговле, специально-культурному строительству и т. п. составит вместе с электрификацией сельского хозяйства минимум 3500-4000 квт.
Расширить тепловую станцию до необходимой мощности совершенно невыгодно, так как она работает на завозном угле (105 км. от ближайшей железнодорожной станции Бийска, с доставкой каждой тонны угля в 120 рублей) или на сплавных дровах (до 15 рублей за 1 кбм.), что непомерно повышает расходы и удорожает электроэнергию (минимум 37-40 коп. за киловатт-час).
Строительство тепловых станций тем более нецелесообразно, что Ойротия располагает огромными гидро-ресурсами, составляющими по возможным к использованию запасам до 10,5 млн. квт. или 32 млрд. квт. часов, что равняется около 75 проц. запасов гидро-ресурсов Западно-Сибирского края. При более крупных суммах капиталовложений на гидростанции до 2000 рублей на установленный киловатт, против 1250-1500 рублей по тепловой станции, экспоатационные расходы по гидростанции при даровой двигательной силе самые низкие и не превысят 5-7 копеек за киловатт-час, т. е. в 5-6 раз дешевле.
Проект гидростанции на реке Майме, мощностью в 800-850 квт. и стоимостью в 5 милионов рублей, т. е. 6-6,5 тысячи рублей за киловатт, предложенный ленинградским отделением треста «Гидроэлектропроекта», является неприемлемым, как дорогостоящий и не обеспечивающий потребности уже в ближайшие 2-3 года.
Значит, выход нужно искать другой. Нужно в ближайшее время, начиная с 1938 года, строить мощную гидростанцию на реке Катуни, мощностью в 3500-4000 киловатт и стоимостью, примерно, в 9-10 млн. руб., для полного удовлетворения потребности в электроэнергии с учетом перспектив развития города и районов. При этом наличие энергобазы будет мощным фактором, стимулирующим развитие экономики и культуры и превратит областной центр в действительно культурный город.
А. Алабужев
12 августа, №110
2121 На Чуйских Альпах
В районе Софийского ледника курсантами школы инструкторов альпинизма взяты вершины «Брат» (высота 3885 метров) и «Комсомолка» (высота 3700 метров).
В районе Северо-Чуйских Альп взято 4 вершины, расположенных у ледника Джело. Трудная вершина по поскальной работе взята Кузьминым и Погореловой вблизи Чуйского лагеря. Впервые совершено массовое восхождение на высочайшую вершину Ийк-Ту — высота 4200 местров. На вершину поднялась школа инструкторов альпинизма в полном составе (33 человека) и установила там бюст Ленина. Совершено также восхождение на вершину «Металлург» (4100 метров).
В ближайшее время намечено первое восхождение на вершину Джан-Ийк-Ту (высота 3800 метров) и на ряд высочайших вершин в районе Северо-Чуйских Альп.
Намечено также пройти траверсом Ийк-Ту с северной вершины на южную. Это восхождение будет одним из труднейших в истории альпинизма на Алтае.
В районе Северо-Чуйских Альп намечена организация второго альпинисткого лагеря.
После окончания школы инструкторов альпинизма ВЦСПС — Западная Сибирь получила более 20 инструкторов. Это дает возможность значительно шире развернуть массовую альпинистскую работу в крае. Кроме альпинистской работы в районе Чуйских Альп проводится и научно-исследовательская работа. Открыты новые ледники, водопады, озера, проверено описание перевалов и т. п. В районе реки Талдуры найдены разнообразные полезные ископаемые.
Научный работник П. Хороших.
15 августа, №111
2222 Безответственный редактор
Райком партии считает, что опечатки в таком важнейшем документе, как «Положение о выборах в Верховный Совет СССР» произошло в результате политической беспечности редактора газеты «Сталинский Путь» тов. Мартынова, отсутствия должного руководства и контроля со стороны райкома партии.
За допущенное искажение редактору газеты тов. Мартынову РК партии объявил выговор и предложил немедленно снять с работы корректора газеты тов. Мартынову.
24 августа, №115
2323 За образцовую работу школ
В целом по Ойрот-Туринскому аймаку не выдержали испытаний 396 учащихся сельских школ, а по городу — 135 человек. Сотни детей в городе и в селах обучением не были охвачены совершенно.
Подлые враги народа, бывший заведующий облОНО Катенев, бывший директор педучилища Дубасов и другие вредили не только по линии недоохвата обучением детей, срывали нормальную работу школ, но и разрушали школьное хозяйство, ставили на работу учителями людей враждебных и чуждых, срывали политическое воспитание детей и политическое образование учителей. В ряде школ враги народа в преподавании протаскивали чуждую троцкистско-фашистскую идеологию.
На момент выхода этой статьи Николай Григорьевич Катенев уже был расстрелян. Его арестовали в конце мая 1937 года и обвинили в шпионаже в пользу Польши, в сборе секретных сведений о хозяйственно-политическом положении Ойротии, в отравлении 33 коров в Усть-Коксинском районе, в лесном пожаре в Кош-Агачском районе. 26 августа 1937 года расстрелян.
Под руководством партийной организации вражкские гнезда разгормлены. Однако, нельзя сказать, что все враги народа уже разоблачены и выкорчеваны.
Вот почему на конференции учителей ораторы совершенно правильно требовали выше поднять революционную бдительность, до конца выкорчевать троцкистско-бухаринских бандитов, контрреволюционных буржуазных националистов, диверсантов и шпионов с важнейшего участка — народного образования.
На конференции резко поставлен вопрос о второгодничестве.
Выступивший на конференции секретарь обкома партии тов. Юфит указал, что второгодники в школе целиком лежат на совести учителя: тот учитель, который допускает второгодничество, кроме того, что он не оправдывает доверия партии, правительства, он теряет свой авторитет перед трудящимися. Это плохой учитель.
В предстоящем учебном году мы не должны допускать ни оного случая второгодничества.
На конференции был а правильно поднят вопрос о внимании учителю.
Преподаватель бирюлинской школы т. Тихоновская говорила: «Учителю начальных школ приходится первым работать с ребенком. От него во многом зависит дальнейшая успеваемость ученика. Однако, этим учителям внимания не уделялось. На эту работу часто ставились неподготовленные люди. Учителям не создавались условия для работы».
Тов. Юфит в своем выступлении сообщил о том, что обком партии принял решение в этом году помочь учителям в политическом образовании. Секретари РК партии обязаны лично руководить кружками учителей по изучению истории ВКП(б). Учителям предоставлено право пользоваться литературой в парткабинете и консультироваться у партийных пропагандистов. Учителя должны овладевать большевизмом — вот требование партии.
На конференции остро стоял вопрос о коммунистическом воспитании детей, о политическом образовании. Такому положению, когда Конституцию в школах не изучали, надо положить конец. Изучение Конституции, избирательного закона во всех классах без исключения обязательно.
«Надо покончить с гнилой теорией, — говорил тов. Назиров, — о том, что за воспитание ребенка ответственен только классный руководитель и дирекция, и то лишь в стенах школы. За воспитание ребенка ответственен каждый и родитель».
Тов. Агапов, Сыроешкина, Панченко и другие заострили внимание участников конференции на партийности преподавания дисциплин. Каждый предмет, будь то математика, физика или русский язык, каждый урок надо строить так, чтобы все это было пронизано марксистско-ленинско-сталинским мировоззрением. Из наших детей мы должны воспитать подлинных патриотов нашей социалистической родины, воспитать любовь к родине, характеры большевика, воспитать новых Чкаловых, Байдуковых, Громовых.
На конференции резко критиковалось никуда негодное состояние школьной работы, пионерских организаций. Мы должны внешкольную работу комсомольских и пионерских организаций, работу массовой самодеятельности в школах поставить так, чтобы каждый школьник был охвачен большевистским влиянием, был втянут в активную, полезную работу.
На конференции критиковали работу аймОНО и горОНО, не обеспечивших подготовку многих школ к учебному году. Критиковали никудышное руководство школами, слабую методическую помощь учителям.
Тов. Юфит указал, какие задачи стоят сейчас перед учителями в связи с приближающимися выборами в Верховный Совет СССР, в связи с активизацией церковников и других враждебных элементов. Главная задача — повысить революционную бдительность, ликвидировать беспечность, усилить антирелигиозную пропаганду в школах и среди населения. В Этом огромную помощь местным организациям могут и должны оказать учителя.
Тов. Юфит подверг резкой критике идиотскую болезнь — беспечность отдельных директоров школ и руководителей сельсоветов, не заботящихся о том, чтобы школы была самым культурным учреждением, чтобы она была красиво и культурно оформлена, в ней было чисто, уютно и т. д.
Партия и правительство о школах и учителях Ойротии проявляет огромную заботу. Учителям повысили зарплату. В этом году на оборудование школ правительство в связи с 15-летием советской власти в Ойротии, отпускает около миллиона рублей. В ответ на это мы должны работу в школах, народное образование поставить образцово. Ликвидировать второгодничество. Правильно поставить коммунистическое воспитание детей, овладеть большевизмом — вот боевые задачи.
Надо беспощадно громить врагов народа, троцкистско-бухаринское охвостье, буржуазных националистов, шпионов и диверсантов, пробравшихся кое-где в органы народного образования, быстро ликвидировать последствия их гнусного вредительства.
27 августа, №116
2424 Путешествие из Ойрот-Тура в Бийск
По расписанию автобус отходит в 7 ч. утра. Время идет. Солнце уже высоко над горами, на каланче отбивают 10 часов, а автобуса все нет.
Терпение публики иссякает, но кассирша успокаивает: «Не волнуйтесь… у нас так каждый день. У двух автобусов оси лопнули, у одного рессора поломана, у четвертого покрышек не хватает. Успеете, доедете».
Наконец, в 11 часов подходит автобус. Радостная минута! Расселись. Поехали.
Не успели выехать из города, как машина сворачивает влево, к старому сарайчику и шофер Лазырин заявляет: «Слезайте! Будем накачивать бензин».
После получасовой остановки тронулись опять.
Веселые пассажиры затянули было песню, но бывалые люди предупредили: «Не радуйтесь, еще не приехали». А шофер глубокомысленно заметил: «Тише едешь — дальше будешь».
Предсказания скептиков не замедлили оправдаться. Не успел автобус переехать мост через Ишу, как… трррах! Лопнули две камеры.
Вот напасть, — сказал шофер, вылезая из кабины, — забыл взять запасные камеры…
Пять битых часов корпел шофер под кузовом у колес. Пассажиры успели искупаться в Ише, набрать ягод… и, наконец, поехали.
Машина останавливалась чуть ли не у каждого столбика. Большинство пассажиров пересело и уехало на грузовиках, а остальные добрались до Бийска только поздно ночью. У моста через Бию шофер заявил: «Слезайте, дальше не повезу». Пришлось ночью, через весь город, пешком идти на вокзал.
Такие истории повторяются ежедневно. Автобусы по расписанию не ходят. Возмущению пассажиров нет границ. Но умники в ойрот-туринском автотранспорте хранят удивительное спокойствие.
Заведующий автотранспортом тов. Горбунов говорит: «В июле мы перевезли 1316 (!?!) пассажиров вместо 2076 по плану, а в августе нам бензина не дают, так что мы могли совсем закрыть движение, но возим помаленьку из любезности к публике».
Спасибо, тов. Горбунов, за так называемую «любезность»! Не изволите ли вы сами прокатиться до Бийска в автобусе на правах пассажира, чтобы испытать эту любезность на себе.
Игтур
29 августа, №117
По материалам Национальной бибилиотеки им. Чевалкова
И что, выборов там у них не было? Всяких там Хтуековых и т.д.
интересная рубрика. С удовольствием всегда читаю. НГА — спасибо!
Что сказать в 1937 году писали пропаганду не стесняясь и не оглядываясь, насильно загоняя людей в колхозы, не давая паспорта. Одни «победители» добивали других «победителей» силой пропаганды. А для простого народа один гнет сменился другим, еще более изощренным и изуверским. Чуть что не так- расстрел, и не откупиться овечкой. Грустно все это.