22 марта 1945 года войска 2-го Белорусского фронта продолжали наступление на крупные портовые города Данциг и Гдыню. Для того, чтобы захватить эти города, командование планировало рассечь группировку противника ударом с запада и выйти на побережье Данцигской бухты в городе Цоппот.
Выполнить поставленную задачу было непросто, поскольку вермахт хорошо подготовился к обороне. На подступах к Гдыне располагались долговременные оборонительные сооружении, приспособленные для длительной обороны каменные строения, большое количество траншей и различного рода заграждений. В системе обороны при организации опорных пунктов немцы широко использовали сооружения стационарных зенитных батарей, орудия которых использовались для ведения огня как по воздушным, так и по наземным целям.
Многочисленные овраги, высоты с крутыми склонами, густой лес, покрывающий площадь этого района почти на 75%, придают местности резко пересеченный характер. Единственная хорошая дорога, идущая с запада к Гдыне на протяжении 12 км перед городом, проходит через сплошную цепь населенных пунктов, которые в основном состояли из прочных каменных зданий и легко были приспособлены к обороне. Атаки советских войск сменялись немецкими контратаками. На некоторых участках наши войска отражали по 15-20 контратак в день.
И, тем не менее, наши части теснили нацистов и с каждым днем все ближе продвигались к намеченной цели. Это происходило благодаря умелому руководству войсками и самоотверженности, героизму и умению тех, кто непосредственно участвовал в боевых действиях.
Например, 22 марта в бою у одного из поселках на подступах к Гдыне отличился орудийный расчет 1318-го истребительно-противотанкового артиллерийского полка 1-й отдельной истребительно-противотанковой артиллерийской бригады, в котором заряжающим служил Алексей Ильич Куюков.
Как свидетельствуют документы, его орудие уничтожило две пулеметные точки и до 30 солдат неприятеля. «В разгар боя кончились боеприпасы, и тогда тов. Куюков под сильным артиллерийским и минометным обстрелом бросился к машине и вовремя доставил боеприпасы, благодаря чему орудие вело огонь бесперебойно», — говорится в наградном листе. Затем вместе со своими сослуживцами под сильным огнем противника на руках выкатил пушку на открытую огневую позицию и в упор разрушил четыре дома с гитлеровцами и три огневых точки. В этом бою он был ранен в руку, но оставался на позиции до выполнения боевой задачи.
За мужество и отвагу, проявленную 22 марта 1945 года, Алексея Ильича наградили Орденом Красной Звезды.
Это была вторая награда алтайского артиллериста. В начале 1944 года он был награжден медалью «За боевые заслуги». «В бою под Березовкой он в составе расчета уничтожил блиндаж с живой силой противника, четыре пулемета, одну автомашину, сжег три дома с находившимися там автоматчиками», — написано в приказе о награждении.
Алексей Ильич был родом из села Улаган, до войны работал в колхозе. На фронт он ушел в 1942 году, когда ему было 32 года. Попал в артиллерийские войска, служил в расчете 76-миллиметровой пушки. Участвовал в Курской битве в районе Понырей и Мало-Архангельска, затем – в операции по освобождению Белоруссии. На завершающем этапе войны сражался в Польше, а потом – в Германии. Его полк принимал непосредственное участие в прорыве вражеской обороны южнее города Штеттин на реке Одер. Там артиллерист Куюков и встретил известие о капитуляции Германии.
Исправьте калибр. Не было никаких 72-мм пушек. Был калибр 76,2 мм — трехдюймовка. Очевидно, речь идет о 76-мм дивизионной пушке ЗиС-3.
На фото например 45-мм пушка, судя по щиту. «Расчет 72-миллиметровой пушки в уличном бою.»
Так что вариант с ЗиС-3, не столь очевиден.
72 миллиметра — несуществующий калибр
Согласен с Вами, поэтому не стал повторять уже сказанное. Я процитировал подпись к фото. На которой запечатлен расчет 45-мм пушки. Указал лишь, что речь о ЗиС-3 (1,2 тонны на память?) далеко не очевидна. Судя по статье бойцы её выкатывали в условиях боя на руках. Вполне могла быть и та же 45-мм пушка(500кг примерно).
Уважаемые читатели, спасибо вам больше за уточнение. Действительно, во время подготовки публикации в «76,2 мм» запятую убрали вместе с цифрой и получился несуществующий калибр. Конечно, речь идет о 76-мм, причем в данном конкретном случае о так называемой «полковушке», а не дивизионной пушке. Что касается фото с уличным боем — на специализированных сайтах мы обычно ищем снимки, и вот утверждают, что это именно «полковушка».