Петр Иванович Конев из небольшого алтайского села Барагаш был одним из тех немногих, кто принял на себя первый удар немцев на границе СССР в июне 1941 года и дошел до конца той страшной войны. С ранениями и увечьями, но живым.
По данным, которые приводятся в документах Министерства обороны, в 1938 году Петр Иванович был призван в армию, в 1940 году был направлен нести службу в 18-ю пограничную заставу 2-го стрелкового корпуса в Литве, только что присоединенной к Советскому Союзу.
22 июня именно погранзаставы на западных рубежах нашей страны приняли на себя первый удар вероломного противника. По планам вермахта, на захват и уничтожение застав отводилось 20-30 минут. Но пограничники нарушили планы гитлеровского командования — первые заставы пали только к 9 часам утра.
Все пограничные заставы стойко обороняли порученные им участки: до одних суток – 257 застав, свыше одних суток – 20, более двух суток – 16, свыше трех суток – 20, более четырех и пяти суток – 43, от семи до девяти суток – четыре, свыше одиннадцати суток – 51, свыше 12 суток – 55, свыше 15 суток – 51 застава. До двух месяцев сражалось 45 застав.
Они дрались в полном окружении, без связи, с превосходящими силами противника, превосходство немцев было 30-50 кратным, а на направлениях главного удара, достигало и 600-кратного превосходства. Не говоря уже о том, что немцы применяли артиллерию, танки, самолеты. пограничники могли противопоставить всему этому только винтовки, 2-4 пулемета, гранаты. Стандартная пограничная застава насчитывала 62-64 бойца.
Вот на одной из таких застав и сражался Петр Иванович. Через три часа того первого своего боя он был ранен. Его еще успели эвакуировать в тыл и отправить в госпиталь. Большинство же сослуживцев рядового Конева пали смертью храбрых…
После госпиталя Петр Иванович был направлен для прохождения службы в 145-й отдельный стрелковый батальон 226-й стрелковой дивизии. Он участвовал в битве за Сталинград, где был ранен второй раз, после госпиталя вновь вернулся в строй, воевал на Курской дуге. Осенью 1943 года Петр Иванович участвовал в форсировании Днепра и освобождении Киева.
За свой ратный труд он имел несколько благодарностей командования, был награжден медалями «За оборону Сталинграда», «За отвагу». В 1944 году 25-летнего старшину Конева направили на курсы подготовки лейтенантов при 18-й армии, а после их окончания в ноябре 1944 года он стал командиром минометного взвода 3-й минометной роты 796-го стрелкового полка 141-й стрелковой дивизии.
Дивизия в тот период сражалась на Западной Украине, а к декабрю уже воевала в предместьях Будапешта. В феврале 1945-го группировка вермахта в столице Венгрии была разбита, и дивизия в рамках Братиславско-Брновской операции начала наступление в направлении столиц Словакии и Австрии.
В боях на территории Словакии лейтенант Конев показал себя умелым командиром и был награжден Орденом Красной Звезды. «В боях 26 марта 1945 года показал мастерство управлением огня миномета своего взвода, — говорится в наградном листе. – При отражении контратаки противника западнее села Кална он огнем своих минометов подавил огонь трех пулеметных точек, рассеял и частично уничтожил до 20 солдат противника».
Под натиском наших войск нацисты каждый день были вынуждены отступать, и уже 4 апреля столица Словакии Братислава была освобождена от захватчиков.
Когда гитлеровская Германия капитулировала, 141-я дивизия находилась у чешского городка Бохутице в Южной Моравии. «В 14:00 в частях дивизии проводились митинги Победы над немецко-фашистскими палачами, — написано в журнале боевых действий. – В этот же день взято в плен беспорядочно отходящих 180 немецких солдат»…
Петр Иванович Конев вернулся на Алтай в 1946 году, сразу же приступил к работе. Несколько лет он был председателем барагашского колхоза, а затем возглавил колхоз в Малой Черге. За свою работу в мирное время Петр Иванович был награжден Орденом Трудового Красного Знамени.