Временно исполняющий обязанности главы Республики Алтай 3 апреля посетил с рабочим визитом Онгудайский район. Глава района Андрей Мунатов (руководит районом с ноября 2018 года) встретил врио на Семинском перевале, а местные производители продемонстрировали Олегу Хорохордину свою продукцию.
Здесь были самые-самые: СПоК «Золотое руно» — производитель одеял, спальников и других изделий из натуральной овечьей шерсти; высококачественные деликатесы из говядины, маралятины, конины представили «Деликатесы Горного Алтая», СПК «Племенной завод «Теньгинский», мараловодческое предприятие «Сарат»; «Горно-Алтай-Фарм» показал свою продукцию: кедровое, пихтовое, облепиховое масло, кедровую живицу, мумие.
Особое впечатление произвели произведения народного мастера России Аржана Кухаева, достойные музеев любого уровня, и, в первую очередь, алтайское седло, на изготовление которого ушло 5 кг серебра.
Как рассказал главе региона Андрей Мунатов, население Онгудайского района составляет около 14,5 тысяч человек, практически 90% трудоспособного населения занято сельским хозяйством (животноводством). Уровень безработицы здесь меньше среднереспубликанского («у нас нет людей, которые просто болтаются, у каждого дома конь, корова, бараны», — подчеркнул глава района), но отток молодежи «на севера» существует. Ведущее хозяйство – СПК «Племенной завод Теньгинский». В летнее время с каждым годом все больше населения вовлекается в работу в сфере туризма.
Помочь фермерам с кредитами и землями лесного фонда
Олег Хорохордин посетил крестьянское хозяйство «Уч-Сумер», расположенное неподалеку от Шашикмана. Его руководитель Сергей Кергилов занимается мараловодством более 20 лет. Главный вид деятельности хозяйства – разведение благородных оленей (маралов), их в хозяйстве насчитывается 800 голов, но есть и другие виды сельхозживотных. Хозяйство занимает 100 га угодий – 650 лесных и 350 – сельхозземель. Здесь постоянно работают 18 человек, в сезон численность работников увеличивается до 30. Основная продукция – панты, основной рынок сбыта – Корея. В последние годы в хозяйстве появились амбар для хранения кормов, свой комбикормовый мини-завод.
Сергей Кергилов сообщил, что готов расширять предприятие и увеличивать поголовье, но мешает общая для всех фермеров проблема – недоступность земель лесного фонда из-за проблем с межеванием. Из-за этого поголовье маралов остается в республике на одном уровне, фактически не растет. Также не растет, а даже уменьшается количество крестьянских (фермерских) хозяйств.
В то же время благородные олени могут прекрасно существовать на участках, трудно доступных для других животных, в том числе диких, и выделение таких участков фермерам под разведение маралов не ущемит ничьи интересы.
«В данный момент на экономику республики эта земля не работает», — горячо уверял фермер. В других регионах, отметил Сергей Кергилов, власти целенаправленно помогают заводчикам благородных оленей, а у нас, получается, даже сдерживают развитие.
Еще одна проблема, которую сельхозпроизводители района поставили перед Олегом Хорохординым – нежелание банков, в том числе «крестьянского» Росельхозбанка, выдавать фермерам льготные кредиты в размере менее 5 млн рублей. В то же время большинству производителей нужны кредиты, в частности, на посевную кампанию, в размере 300, 500, 700 тысяч рублей. Банки в таких случаях отказывают без объяснения причин.
Врио главы в ответ сказал, что будет глубоко изучать поставленные вопросы, а для их решения – встречаться с руководством Россельхозбанка, а также с министром сельского хозяйства России.
Быстрее построить мост
Разрушенный во время паводка в марте 2018 года мост через Урсул – большая проблема Онгудая. На «отрезанном» левобережье проживает 2440 человек. По мосту до центра села, где находятся детские сады, школы, магазины, учреждения – около 1,5 километров, объездной путь – семь километров. Понятно, что жители очень ждут, когда разрушенный мост будет восстановлен. В этом году на строительство выделены средства федерального и республиканского бюджетов – более 200 млн рублей. Однако проектно-сметная документация была подрядчиком разработана некачественно, после ее корректировки потребуется проведение государственной экспертизы (до 45 дней), затем проведение торгов по определению подрядчика – в общем, процедура может настолько затянуться, что в этом году переправы жители Онгудая могут и не дождаться. К Олегу Хорохордину жители обратились с просьбой взять строительство моста на свой контроль с целью максимально быстрого прохождения всех процедур.
«Было давно поручение принять все меры, чтобы максимально уменьшить срок получения необходимой документации и построить мост. Дальше тянуть нельзя, жителям нужен этот переход», — цитирует врио руководителя региона пресс-служба республиканского правительства.
Интересно, что в момент осмотра моста над собравшимися усиленно кружили два военных вертолета «Раптор». «Нового главу охраняют», — шутили местные жители.
А в соцсетях Хорохордина появилось фото «юного местного жителя Яна», который активно снимал все происходившее на телефон.
Реконструировать стадион «Сартакпай»
Следующий крайне нужный селу объект – это практически развалившийся сегодня стадион «Сартакпай». Стадион был построен в 1982 году, и на следующий год принимал республиканскую Олимпиаду. Вообще, увлеченность спортом можно назвать «фишкой» Онгудайского района, в активные занятия спортом вовлечены сотни жителей, район воспитал десятки мастеров спорта России, восемь мастеров спорта международного класса (по самбо, дзюдо, греко-римской борьбе).
Сейчас район располагает прекрасным спортивным комплексом имени Н. Кулачева, средства на реконструкцию которого в 2012 году выделил тогда президент России Дмитрий Медведев (врио главы, кстати, его тоже осмотрел). Но жители мечтают и о реконструкции «единственного плоскостного сооружения», где можно бегать, играть в футбол, волейбол.
Олегу Хорохордину рассказали, что Онгудай – крайне удачное место для проведения соревнований республиканского уровня, поскольку находится в самом центре региона. Представители всех районов (кроме, пожалуй, Турочакского) смогут потратить всего один день, чтобы добраться до места, выступить и уехать обратно. В Горно-Алтайск добираться представителям южных районов долго, поездки растягиваются на несколько дней.
В общем, с проектом реконструкции стадиона можно войти в федеральную целевую программу, но для этого потребуется предварительно выполнить проектно-изыскательские и другие виды подготовительных работ, пройти госэкспертизу.
«Неудовлетворительное состояние стадиона – это проблема для района, которую мы постараемся решить, вопрос рассмотрим более детально, оценим возможности и постараемся помочь, желание населения заниматься спортом надо развивать и поддерживать», — заявил Олег Хорохордин.
Школы, больницы и центр народных промыслов
В ходе поездки глава побывал на ряде социальных объектов, оценил их состояние, потребности в ремонте или реконструкции. На всех объектах Олег Хорохордин общался с персоналом, пациентами, педагогами и учениками.
В Туекте он посетил ФАП 1987 года постройки с износом здания в 60%, и сообщил, что на 2020-2021 годы в селе запланировано строительство нового ФАПа.
Онгудайская районная больница находится в хорошем состоянии, ремонта требует здание поликлиники. Онгудайская школа имени Сергея Пекпеева также в неплохом состоянии, но обучаться здесь можно только в две смены, в селе много ребятишек.
Наиболее проблемный объект, который увидел врио главы республики – это Ининская школа, строительство которой ведется уже десять лет. За это время был сдан учебный корпус, сменилось четыре подрядчика.
«В Ининской школе обучаются 138 детей, первая очередь объекта сдана порядка пяти лет назад. Строительство интерната и спортивного зала ведется до сих пор. Ежегодно закладываются небольшие средства, но сейчас мы предпримем меры, чтобы к 1 сентября этого года завершить объект», — отметил врио главы.
Максимально приятное впечатление оставил Центр народных художественных промыслов и ремесел в селе Купчегень. Айсула Тадина показала руководителю региона швейную и литейную мастерские, мастерскую по работе с войлоком. Серемей Кунанаков рассказал о работе цеха, где изготавливают седла и другую конную упряжь. По словам мастеров, продукция Центра пользуется большим спросом, при этом сотрудники Центра проводят мастер-классы, обучая своим навыкам мастеров из других районов. Восемь мастеров, работающих в Центре, за время его существования обучили порядка 200 человек.
«Очень интересные изделия, рассказывающие о культуре и истории Алтая! Спасибо мастерам и руководству центра, пожелания выпускникам успешного продолжения полученных знаний и навыков», — написал Хорохордин в книге отзывов.
Ольга, за кого голосовать надо?
Не всё ли равно, тебе же бюллетень не полагается.
Занятная история вышла с первым выходом врио «в народ». Случилось это в минувшую субботу. Как он сам описывает на свой страничке ВК, выдалась свободная минутка и он выбрался на прогулку. Прогуливался он в парке, там же случайно встретился с мэром города, а потом с ответственными работниками правительства, и не поверите, фотографом и телеоператором!
Поехал наш врио первый раз в Майму и сразу увидел пожар. И сам лично потушил! Это не шутка. Завтра этот сюжет на всю страну покажет Сергей Брилев в программе «Субботний вечер». Он сам участвовал в съемках этой дешевой постановки.
Сюжет о пожаре в Майме высосан из пальца. У нас в самой глухой деревеньке сейчас не жгут даже сухую траву. Сразу прибегут и отштрафуют. А тут в центре райцентра жгут автошины!
Зачем жечь покрышки? Это же копоть на все село дня на два, если не больше.
Не кто-то, а сам врио главы РА первым примчался на «пожар». И лично потушил за 20 минут!
Храбрый кролик Хор-Хор на фоне коптящейся покрышки говорит в телеобъектив: эх, вы, олухи небесные, надо же беречь чистоту Алтая! Если бы меня президент не послал к вам, пол-Маймы закоптили бы…
Особенно порадовало предложенное в качестве самого-самого — мумие. Похоже что кроме мышиного г-на предложить то больше и нечего.
Детский сад в селе Теньга — его признали не годным к дальнейшей эксплуатации. И пошёл второй год, а вопрос даже не обсуждается, не говоря о планах строительства.
Интересно, каким образом и куда глава кх хочет сдвинуть границы своих землевладений? Надо думать не только об экономической выгоде для республики, но и о сельчанах, проживающих в этой деревушке, которым тоже не хватает пастбищных и покосных земель…
Александр Тырышкин наш глава
У Бердникова в предвыборную кампанию все 3 раза главной фишкой было — обещание построить городскую школу №7. А воз и ныне там! Теперь, видимо, про неё и не вспомнят. Печально, однако!
интересно где взяли седло с 5 кг серебра или это взятка.при расширении границ участков нужно не только учитывать интересы жителей но и желательно и миграционные пути животных а то нагородили маральников дикому маралу ходить негде.
Аржан седло сам сделал с помощниками. Он это дело давно развивает, статей в интернете о нем море, поинтересуйтесь. Серебро для изделий покупает в сбербанке на свои заработанные деньги. Зарабатывает, похоже, немало, потому что спрос на седла хороший. Это седло — одно такое, сделано не для продажи и, конечно, никто его никому не дарил. Оно по выставкам кочует и дальше будет кочевать. Для этого и делалось.
Влад, про миграцию тоже верно подмечено.
В Чойском районе отметил высокий социальный т образовательный уровень, в а в Онгудайском промолчали что то, наверное очень на низком уровне, даже похвастаться не чем.
потому что в Чое работают цитата»… даже приехавшие с Алтайского края и других регионов, поэтому здесь высокий образовательный уровень». А в Онгудае таковых нет, однако!
Согласен. Старая гвардия осталась, как не работали, так и не работают. А говорили, не заменимых не бывает.
Что скажешь, молодец этот ВРИО, знакомится с доставшимся ему хозяйством. Увидеть все собственными глазами, вот только комментарии к увиденному власть и люди дали бы разные. Но простолюдинам вход воспрещен, а допущенные говорят то, что им рекомендуют говорить… Кош-Агач, Улаган, Онгудай — самостийные, они свою игру ведут, а в республике рулят в основном онгудайские и шебалинские кланы…
Хмм.. Опять лесной фонд на кого то там не работает.. Нашли себе раба с новым губернатором
А почему бы Врио не заехать в Черемшанку по дороге.?.. Там жители рассказали бы ему как можно жить при отсутствии электроэнергии по 20 часов за сутки. Самая проклятая МРСК деревня -электрики все реконструируют и цифровизируют сети,а Черемшанка с Соузгой без света сидит.
Без Мирона и Эди и воздух стал чище, оставили после себя один развал. И пусть носы свои не суют. Молодец Мунатов взялся за Онгудай, нужно всю старую шушеру вон из администрации. И тогда морально-духовно район возродиться.
Когда мирона с председателя райсовета снимут как в Турочаке?