Штурм Зееловских высот – первый этап непосредственного наступления на столицу Третьего Рейха, город Берлин. Зееловские высоты – это гряда довольно крутых холмов высотой в 40-50 метров восточнее Берлина длиной около 20 километров. На них вермахт оборудовал плотную линию обороны, их защищал танковый корпус с бронетехникой. Естественную преграду представляли собой не только высоты, но и многочисленные ирригационные каналы.
Командование Красной Армии понимало всю сложность предстоящей операции и значительно усилило 1-й Белорусский фронт, которому и предстояло нанести удар по Берлину. Несмотря на то, что днем начала Берлинской наступательной операции считают 16 апреля, первые ее битвы начались за два дня до этого – 14 апреля.
В этот день многие подразделения 8-й гвардейской армии получили приказ провести разведку боем и установить истинный передний край противника. В частности, перед 57-й гвардейской стрелковой дивизией стояла задача провести разведку боем в направлении поселка Альт-Тухебанд.
Атака началась в 7:40 после 10-минутной артподготовки. Уже к 8:00 передовые части дивизии – два стрелковых батальона и 327-я отдельная штрафная рота – вышли к железной станции и в течение дня несколько раз пытались завладеть ею, но безуспешно. В результате боев передовые части закрепились на восточной окраине Альт-Тухебанда, а также установили характеристику переднего края обороны. На следующий день, то есть 15 апреля, дивизия заняла железнодорожную платформу, а затем закрепляля занятые рубежи, улучшала свои позиции, а батальоны вели разведку в своих направлениях. Все готовились к предстоящему на следующий день широкомасштабному наступлению на Зееловские высоты.
14 апреля артиллерийскую поддержку наступающим оказывал 2-й дивизион 128-го гвардейского полка под командованием гвардии майора Якова Григорьевича Орлова. На вооружении дивизиона стояли 76-миллиметровые пушки ЗИС-3, огнем которых в тот день было уничтожено два ДЗОТа и несколько огневых позиций противника. 16 апреля, в день общего большого наступления на Зееловские высоты, дивизион подбил три танка и уничтожил две зенитные батареи. Сам Яков Григорьевич в этот день был дважды ранен, но категорически отказывался уходить с поля боя и продолжал командовать своим подразделением до тех пор, пока текущая задача не была выполнена.
Майору Орлову было тогда 30 лет. Он был родом из уральской деревни Могутово. С 1934 года служил в вооруженных силах, был кадровым военным. С середины 30-х годов служил в Ойрот-Туре (нынешний Горно-Алтайск), отсюда и ушел на фронт в сентябре 1941 года. Осенью 1941 года участвовал в боях под Ленинградом, был командиром артиллерийской батареи. В бою у деревни Дедково 8 ноября его батарея уничтожила четыре пушки, две минометные батареи, две автомашины и живую силу противника. Яков Григорьевич был тогда первый раз ранен, но от госпитализации отказался и продолжил боевой путь. 26 ноября он вновь был ранен, на этот раз тяжело. Его эвакуировали в госпиталь, где он провел почти восемь месяцев. После лечения продолжил службу в артиллерии, был награжден Орденом Красной Звезды.
В начале 1945 года за форсирование Одера его наградили Орденом Красного Знамени. По данным документов, его дивизион только за ночь 3 февраля подбил три танка, две самоходки, восемь автомашин, 17 повозок с грузом, уничтожил и подавил 12 пулеметных точек, 15 наблюдательных пунктов, блиндажей и ДЗОТов, около 180 солдат и офицеров противника. Это позволило 172-му гвардейскому стрелковому полку, наступление которого поддерживал дивизион, закрепиться на западном берегу Одера и создать там стабильный плацдарм.
После ранений, полученных в первый день штурма Зееловских высот, майор Орлов был направлен в госпиталь. Однако в конце апреля, когда наши войска уже сражались на окраинах Берлина, он фактически сбежал из больницы в расположение своей дивизии. «Тов. Орлов вернулся из госпиталя с незалеченными ранами и по его просьбе приступил командовать дивизионом в уличных боях в Берлине, — сказано в наградном листе. – Находясь непосредственно в стрелковых подразделениях, обеспечивал артиллерийским огнем продвижение пехоты, а личным примером воодушевлял как своих подчиненных, так и пехотинцев на боевые подвиги. Стрелковый батальон, поддерживаемый дивизионом тов. Орлова, поставленную боевую задачу выполнил после того, как огнем дивизиона было уничтожено пять станковых пулеметов, минометная батарея и до 70 солдат и офицеров противника».
Победу майор Орлов и его однополчане встретили в Берлине, в районе Тиргартен. За героизм, проявленный в ходе Берлинской наступательной операции, его наградили Орденом Отечественной войны I степени. Яков Григорьевич Орлов после войны остался в армии, в отставку вышел в звании полковника в 50-х годах.