В дореволюционное время на территории Горного Алтая не существовало полиции, территория обслуживалась силами Бийской уездной полиции. Однако октябрьская революция быстро все изменила. В марте 1918 года горная часть Алтая выделяется в отдельную административную единицу — Каракорум-Алтайский округ. На этой территории начинают формироваться органы местного управления и исполнительной власти, которые предприняли первую попытку создания окружной милиции. В Уймонской и Катандинской волостях, а также в Шебалино были созданы первые милицейские подразделения. Тогда функции милиции не были четко определены, милиция не была вооружена и не получала жалованья, а вся ее деятельность сводилась к разбирательствам по ряду мелких бытовых вопросов.
Работа созданной милиции была прервана входе вступления на территорию Горного Алтая подразделений белочехов. Вплоть до 1920 года на территории Алтая работала фактически военная хунта, когда и полицейским, и следователем, и судьей выступали атаманы. Когда Горный Алтай был освобожден от белых войск, создание милиции началось заново. Были трудности – здесь было мало образованного населения, не хватало личного состава, обмундирования, оружия и боеприпасов к нему. К тому же в горах продолжали прятаться противники советской власти, которые периодически устраивали набеги на поселения. В силу своей малочисленности и неподготовленности органы милиции бороться с ними не могли, а бийская уездная милиция из-за удаленности оказать серьезную поддержку была не в состоянии.
5 февраля 1920 года вышел первый приказ А.Г. Курасова. Приказ гласил:
- Сего числа, согласно назначения Бийского уездного Революционного комитета, я вступил в исполнение обязанностей Начальника Штаба 5-го Каракорумского района Бийской Уездной Советской Рабоче-крестьянской милиции. Штаб района временно помещается в доме Бескова, бывш. кварт. коменданта.
- С сего числа все обыски и аресты производятся только уездной милицией в лице участковых начальников и их помощников; виновные в самочинном производстве обысков и арестов мною будут арестовываться и предаваться суду Революционного Трибунала.
- Приказываю немедленно сдать в Штаб района принадлежности тайнаго винокурения; конечным сроком сдачи назначаю 10 февраля с. г., после какового не сдавшие будут предаваться суду.
К этот же день Курасов издал предписание, адресованное «всем волостным ревкомам бывшего Каракорумского уезда», которым был определен круг первоочередных задач.
Впредь до окончания организации милиции на местах предлагаю:
- Всех арестуемых, в каких либо преступлениях и проступках, вместе с обвинительными материалами направлять во вверенный мне штаб село Улалу.
- Принять меры к прекращению варки самогонки, при сем виновных вместе с самогоночными аппаратами препровождать ко мне.
- Все оружие военного образа как-то трехлинейные винтовки, винчестера, револьвера сист. Браунинг, Маузера, Кольта и Нагана, согласно приказа Военкома, подлежат немедленной сдаче в Штаб района, что прошу принять к сведению и неуклонному исполнению…
Именно с издания этих документов и ведет свой отсчет история горно-алтайской милиции.
В одном из документов, направленных вышестоящим органам, Курасов указывает, что людей, пригодных для зачисления на службу в Улале, мало. «Надеюсь получить таковых при посредстве объявлений, кои разосланы или же путем добровольческой мобилизации». Существуют большие трудности с канцелярскими принадлежностями, бумагой, книгами; не хватает жилья, имеющиеся квартиры переполнены, повсюду грязь, и весной грозит опасность развития эпидемий. «Жизнь в Улале и ее окрестностях по сельскому – дорогая. Продуктов, кроме кооператива, купить негде, дров также, хотя до леса – рукой подать», – писал он.
Между тем, жалованье милиционерам было установлено в одну тысячу рублей в месяц, что по тем временам было мизерной суммой, которой едва хватало на пропитание. Большие трудности возникали с обмундированием. Курасов в своем докладе отмечал, что «милиционеры буквально голые и проявляют массовый уход из органов».
По штату на июнь 1920 года в составе милиции должно было служить 232 сотрудника, однако работало по факту 130 человек. Такого количества сотрудников критически не хватало, не хватало и грамотных бухгалтеров, делопроизводителей. Учрежденные при штабе уголовно-розыскные отделения остро нуждались в специалистах, хоть немного разбирающихся в вопросах оперативно-следственной работы. Добавим, что проблема с кадрами в те времена стояла остро по всей стране. Сказывались последствия кровопролитной Первой Мировой войны и братоубийственной гражданской. 15 января 1920 года Сибирский Революционный комитет издал специальный циркуляр, посвященный подбору кадров для милиции. В нем настоятельно рекомендовалось привлекать для работы в милиции наиболее грамотных и сознательных рабочих и крестьян. Одновременно партийным органам предлагалось провести мобилизацию коммунистов из других организаций и учреждений.
К 30-м годам материальная база милиции укрепилась. Личный состав постоянно пополнялся, ширились полномочия и обязанности милиционеров. Особое внимание тогда уделялось борьбе с конокрадами, от которых сильно страдало население Алтая.
В 1941 году началась Великая Отечественная война. Многие сотрудники органов внутренних дел были призваны на фронт, на милицию были возложены задачи по мобилизации призывников, техники, гужевого транспорта, борьба с дезертирами и мародерами, выявление провокаторов. Людей при этом катастрофически не хватало и надежды на пополнение не было. Напротив, все больше и больше милиционеров уходило в действующую армию.
Тогда руководство органов внутренних дел обратилось в комитеты комсомола с просьбой направить в милицию девушек-добровольцев. Множество женщин откликнулись на этот призыв и заменили в строю своих мужей-фронтовиков.
После смерти Сталина в 1953 году начинается массовая амнистия, в связи с чем перед страной встает проблема массового хулиганства и беспорядков. Вообще, середина 50-х была отмечена возникновением беспорядков на территории СССР. Сильно на это повлияли последствия массовой амнистии, а также слабый контроль за рабочими командами. Можно отметить такие беспорядки, как столкновения в Барнауле между стройбатовцами и рабочими, столкновение между милицией и хулиганами на рынке в Бийске.
В 1954 году для борьбы с преступностью по всей стране стали создаваться оперативные комсомольские отряды. Для многих сотрудников органов внутренних дел Горного Алтая путь в милицию начинался именно с таких отрядов. В ноябре 1958 года были созданы первые добровольные народные дружины, а уже 2 марта 1959 года Совет Министров СССР принял постановление «Об участии трудящихся в охране общественного порядка в стране». Тесно контактируя с милицией, эти общественные формирования очищали города и поселки от хулиганов, пьяниц и других нарушителей. Они организовывали рейды, постоянные посты в клубах, домах культуры, парках отдыха, выпускали специальные стенды и фотовитрины. К 1962 году в стране насчитывалось более 4 миллионов дружинников.
В апреле 1964 года состоялось очень важное событие в жизни любого силового подразделения — Горно-Алтайскому отделу милиции было торжественно вручено знамя. В 1967 году многие сотрудники были награждены ведомственными медалями в честь 50-летия милиции. В 1975 году на базе уголовного розыска было создано управление по противодействию незаконному обороту наркотиков. В те времена проявление подобного рода преступлений старались не выносить на широкую публику, с наркоманией боролись, но это носило характер невидимой войны. В 1985 году по всей стране разворачивается борьба с пьянством. Соответственно, усиливается ответственность за преступления, совершенные в нетрезвом состоянии, усилился контроль за употребление спиртных напитков в неположенном месте. Усиление борьбы со спекуляцией и самогоноварением хотя и способствовали некоторому снижению преступности на почве пьянства, но не принесли желаемых результатов.
В апреле 1991 года для борьбы с опасными проявлениями групповой преступности в Республике Алтай было организовано оперативно-розыскное бюро, на базе которого в марте 1993 года создано управление по борьбе с организованной преступностью. Значительное осложнение внутриполитической ситуации в Российской Федерации, межнациональные конфликты, кризис в Чеченской республике потребовали значительного пересмотра и расширения задач и функций во всей системе Министерства внутренних дел. В соответствии с приказом министра внутренних дел России 16 декабря 1993 года в республике был создан отряд милиции особого назначения. Преобразования коснулись не только отдельных министерств и ведомств. Одновременно с ними во всей стране начались процессы, кардинальным образом меняющие политическое и экономическое устройство отдельных регионов, входящих ранее в состав СССР. В связи с преобразованием Горно-Алтайской автономной области в Республику Алтай, приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации №116 от 14 апреля 1992 года Управление внутренних дел Горно-Алтайского облисполкома было реорганизовано в Министерство внутренних дел Республики Алтай.
16 сентября 1998 года Министерству внутренних дел Республики Алтай было вручено собственное знамя.
При подготовке этого материала использовалась информация пресс-службы МВД по Республике Алтай, за что выражаю им большую благодарность.
Дмитрий Еланаков
МОЛОДЦЫ
Чего 37-38 годы выбросили. Это тоже, в том числе, и их заслуги.
…Правильное замечание: рассказали бы подробно как работники НКВД собирали по селам мужиков и отвозили в Бийск на расстрелы… Депеша из Бийска: До плана по расстрелу не хватает еще 78 человек… В течение трех суток собрать указанное количество и доставить в Бийск… Горный Алтай «вычистили» под корень…
«Депеша из Бийска: До плана по расстрелу не хватает еще 78 человек»
А можно ссылку на документальное подтверждение сего «факта»?
Или это тебя Сёма Зубакин покусал?
Учи историю и матчасть, «Гена»!
Расстреливали в с. Кызыл Озеке, и Ойрот Туре.
А отец писателя арестованных стрелял по дороге.
Об отце какого писателя идёт речь?
Так ты предоставь эту матчасть, а не балаболь Вася.
Главные враг — самогонный аппарат…
Крокодил это животное.