20 километров дороги Чоя –Сейка капитально отремонтировали в этом году дорожники по национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Глава Чойского района Михаил Маргачев вручил благодарственные письма дорожным работникам компании «Стройсервис», которые работали на этом участке.
В своем инстаграме Михаил Маргачев назвал ремонт дороги важнейшим событием для района. «Дорога уже несколько лет находилась в полуразрушенном состоянии. В Сейке проживает 1 312 человек, и сегодня жителям стало намного проще приехать в районный или республиканский центр, а главное, безопаснее. В селе находится одно из крупнейших золотодобывающих предприятий республики ООО «Рудник Веселый», эта дорога также является новым витком в развитии предприятия. Сегодня администрация муниципального образования активно поддерживает предпринимателей, которые готовы развивать туризм в районе. Именно по этой дороге можно доехать до самых интересных и красивых туристических объектов. Для Чойского района эта дорога – дорога жизни. Замечательный подарок к 40-летнему юбилею района!».
В 2021 году ремонтные работы на дороге планируется полностью завершить. Кроме того, в рамках нацпроекта до 2025 года будет отремонтирован участок дороги Сейка – Каракокша, сообщается на сайте администрации Чойского района.
Барух Никонорыч засобирался в райцентр по личным делам. Он начал обзванивать постоянных клиентов на свободные пассажирские места, которые помогли бы ему компенсировать затраты на заправку его стареньких «Жигулей» бензином.
Раньше, когда не было сотовой связи, Барух до дыр стирал кожу на подошвах ичигов по каменистым тропам села, в поисках попутчиков. Сейчас дело другое, номера телефонов потенциальных пассажиров были забиты в телефонную книгу гаджета, и Баруху не составляло больших усилий пробежаться пальцами по клавишам на устройстве, чтобы найти нужный номер для вызова абонента.
Сегодня Баруху не повезло. То-ли потому что конкурентов стало много, практически через усадьбу во дворе стоит автомобиль, а через две — машин стоит пара, не считая сельскохозяйственной техники; то-ли потому что нынче республиканская власть стала больше обращать внимания на обустройство дорог, и владельцы личных авто стали чаще эксплуатировать их для организации поездок по сетевым продуктовым магазинам райцентра, не опасаясь потерять железного «коня» на сельском бездорожье; но попутчиков не оказалось.
Барух Никонорыч понимал, что отсутствие попутчиков ложится весомым грузом на себестоимость продуктов, которые он собирался приобрести в супермаркете райцентра с самыми низкими ценами, но и эта жертва была оправданной. Рачительный хозяин давно посчитал разницу между ценами в магазинах местных предпринимателей и в сетевых маркетах. Расчёты показывали, что уже при расходах в пределах полутора тысяч рублей, поездка в райцентр оказывалась рентабельной, даже без пассажиров.
Бизнес в селе выживает благодаря кредитной политике хозяев магазинов. Большинство обывателей не научилось рационально расходовать имеющиеся в их распоряжении наличные деньги (соблазнов много, а денег мало), поэтому живут в долг, беря продукты в сельских магазинах. При малейшей возможности — пенсию в деревню привезли, хозяева бизнеса с суровыми лицами выколачивают долги из односельчан.
Какие, порой, бывают разочарования, когда кредитор опаздывает к должнику, у которого долги, кроме «Сбера», в нескольких торговых точках села, а конкуренты не дремлют…
Дорога до первого села на пути в райцентр, была гладкой — как яичная скорлупка, несмотря на свою гравийную структуру. Население глубинки стало замечать, что после вступления в должность нового губернатора значительно улучшилось обслуживание дорог региона.
Люди понимают, что это ни коим образом не связано с особой «пронырливостью» нового губернатора, выколачивающего в федеральных министерствах значительные суммы на строительство и ремонт дорог. Молодой губернатор работает «без году неделю», и пришедшие в регион деньги — это заслуга команды прежнего руководителя, которому не посчастливилось их рассовать по собственным карманам.
В отличии от прежнего руководителя, грабившего регион 12 лет, молодой выходец из школы президента, где ему сделали прививку от воровства и мздоимства. Сколько продержится иммунитет не известно, но народ на страже, и готов к повторной иммунизации.
Проезжая промежуточное село, Барух Никонорыч уже издали заприметил человека на обочине. Его это немало вдохновило, он никогда не ленился останавливаться, при том — что часто это грозило необходимостью терпеть аромат курящего человека, или затхлые запахи пищи (зачастую верхняя одежда у селян висит в прихожей, а прихожая совмещена с кухней и столовой, поэтому рубище пропитывается всеми ароматами, исходящими от приготовления еды).
Отказывал в услуге Барух Никонорыч только тем, кто искренне считал — услугу можно не оплачивать потому что они с Барухом знакомы и, даже считались приятелями.
Пассажир оказался из числа тех, кто всегда оплачивал проезд, при том что они состояли в свойстве, Никонорыч уже и забыл — на чём эта степень родства основывается по отношению к ним, но пассажир хоть и акцентировал внимание на родстве, всегда соблюдал нормы приличия, за это свойство его характера Никонорыч ему благоволил.
Когда свойственник удобно устроился на просиженном пассажирском сидении. После дежурных приветствий и фраз, быстро завязался оживлённый разговор. Оказалось, что едет тот в Бийск, покупать подержанный автомобиль. И, как это принято в обществе людей ощущающих духовное родство — охотники, рыбаки, автомобилисты — беседа их перешла в область самой животрепещущей темы для владельцев автомобилей — дороги.
Надо сказать, с дорогой по селу, где Барух посадил пассажира, сегодня, стало всё в порядке. Старенький «жигуль» Баруха Никонорыча ни разу не тряхнуло на, почти, автобане от самого указателя на въезде в село, чего не скажешь об ухабистом просёлке, ещё в прошлом году, который вспоминался с внутренним содроганием.
Подобие автобана можно было наблюдать и за селом, до ручья сразу за бомом. Это обстоятельство активно комментировал попутчик. Ровно за крутым поворотом, дорога неожиданно стремительно сужалась до такой степени, что на ней вряд-ли разъедутся два грузовых автомобиля, без съезда одной стороной на обочину.
В голосе пассажира появились язвительные нотки. Вот смотри, обратился тот к Баруху Никонорычу, — Бердников-шевченковская магистраль. Этот отрезок дорожного полотна, в сознании людей отложился — как памятник воровской власти.
Участку, по которому проезжал «жигуль» с водителем и пассажиром, и расстоянию от него до села включая сам просёлок, планировалось придать цивилизованный вид ещё несколько лет назад. Но деньги — выделенные федеральным правительством, разошлись по карманам республиканской и районной властей. Того, что осталось, хватило на узкую полосу, длинной не более 150 метров.
За памятником казнокрадству шла уже не новая, но ухоженная дорога. Края над обрывами защищены дорожным ограждением из армкожелеза с отражателями. Ограждение было смонтировано совсем недавно и обстоятельство ещё способно было вселять в попутчика щенячий задор. «Они ночью светятся» — рассказывал он с неподдельным восхищением, видимо имея ввиду отражающий эффект катафотов от светящих на них фар проезжающих по дороге автомобилей.
Дорога шла, чередуясь, по местности плотно прижатой Катунью к подножью высоких и скалистых гор. Дорожное ограждение, отделяющее пространство от скал до пустоты обрыва, создавало ощущение тесноты; затем открывался простор небольших полей, на которых вовсю свирепствуют бизнесмены в области туризма, застраивая сельхозугодья роскошными коттеджами (у кого есть деньги) и сараями (у кого денег нет) — для отдыхающих, желающих вдохнуть неповторимого воздуха, замешанного на ароматах целебных трав, холодном дыхании могучей реки и пьянящего тепла скальных смол, исходящих от раскалённых на солнце камней.
Всё происходящее вокруг вселяло оптимизм — люди строят, значит живут и с надеждой смотрят в будущее. «Жигулёнок» весьма резво накручивал дорогу на почти стертые протекторы резины на колёсах. За обсуждением текущего момента, время текло незаметно, вот уже показался дорожный знак предупреждающий о населенном пункте в том его статусе — говорящем о необходимости убрать ботинок с педали акселератора до того момента, когда стрелка на спидометре успокоится на числе 60.
Первое, что поразило попутчиков, при въезде в райцентр, это абсолютно гладкий асфальт дороги, с карманами для остановки автобуса, а на асфальтированных площадках для остановок — лёгкие металлоконструкции, с трёх сторон защищённые стенками из невесомого пластика расписанного фигурами почитаемых в этой местности животных.
Дальше, проезжая по селу, оба в автомобиле были шокированы ещё больше — люди шли по тротуарам, на которых покрытием служил асфальт поднятый над проезжей частью каменными бордюрами.
Расставались свойственники под неизгладимым впечатлением. Барух Никонорыч, аж было не забыл получить от пассажира расчёт. Впервые в истории региона, деньги были освоены так, что масштабные улучшения были очевидны, и проклинать власть было не за что, к чему, с давних пор, так привык обыватель.
Молодец Глава Чойского района!
Делали-делали и на конец сделали. Молодцы.
Придет весна, сойдут дороги….
надо открывать туристическую золотодобычу,захотел турист попробовать счастья в золотодобыче купил себе разрешение и в отвалах покопался инструмент здесь же купил или взял на прокат и дело пойдет
не надо забывать что весной по этой дороге пойдут 60 тонные тонары которые будут возить гравий для ремонта дороги артыбаш-горно-алтайск. интересно что от неё останится
Прежде чем писать такую чушь, для общего развития стоит посмотреть карту Республики Алтай, желательно ту, на которой указаны дороги.
Не зная броду, не лезь в воду. Щебеночный камень для АБЗ едет с рудниковских отвалов сейки. Все верно говорят