В конце марта в Горно-Алтайске состоялась региональная научно-практическая конференция «О функционировании государственного алтайского языка на территории Республики Алтай». На конференции были заслушаны доклады и сообщения представителей профильных министерств, ученых, общественных деятелей, учителей алтайского языка и литературы образовательных учреждений. В рамках конференции также работали два круглых стола. На одном из них с темой «Алтай и алтайцы: спорные вопросы времени» выступила доктор филологических наук, профессор Нина Михайловна Киндикова. Ее доклад был опубликован в «Алтайдын Чолмоны». Редакция «Новостей Горного Алтая», в свою очередь, предлагает ознакомиться с ним и своим читателям.
В этом году исполняется 265 лет со дня добровольного вхождения Алтая в состав России и 30 лет со дня образования Республики Алтай. Однако отмечается ряд нерешенных, наболевших до сих пор вопросов. Это в первую очередь касается «ошибочного разделения» единой народности на самостоятельные народы. Точнее, с переписи 2002 года по ошибочной версии московских этнографов северные и южные алтайцы тубалары, кумандинцы, челканцы стали коренными малочисленными народами. Даже теленгиты Улаганского и Кош-Агачского районов стали самостоятельным этносом! Сегодня из-за каких-то льгот многие алтайцы примкнули к малочисленным субэтносам.
Теленгиты примерно чуть позднее воссоединены к России, тем самым сохранили историческое самоназвание алтайцев. Общее название народности – алтайцы. В этом смысле особо подчеркивается земля, на которой исторически проживает малочисленный этнос. Если мы сегодня не будем думать о будущем одной народности, то будет уже поздно. В этом вопросе, прежде всего, должны быть ответственны наши ученые.
Скоро предстоит большая работа по переписи народов России, в том числе тюркских народов Республики Алтай. Речь идёт о консолидации единой народности — алтайцев. К чему приведет эта перепись? К уменьшению численности населения? К потере родного языка? У нас раньше был единый литературный язык, различающийся северным и южным диалектами, как в русском языке существуют окающие и акающие диалекты. Достаточно вспомнить труды видных учёных В.В. Радлова, Н.А. Баскакова, С.С. Суразакова и многих других. Профессор С.С. Суразаков в свое время отмечал: «Если сравнить древние письмена с диалектами субэтносов Алтая, то северные диалекты более близки к древнетюркскому письму». Вместо того, чтобы гордиться этой основополагающей мыслью профессора, в ХХI веке диалекты алтайского языка у нас почему-то считаются самостоятельными языками.
В международном документе Европейской Хартии языков меньшинств четко сказано: «Языки рабочих-мигрантов или диалекты государственных языков не могут считаться региональными языками или языками меньшинств». Напомним: алтайский язык признан государственным языком РА. Вдумаемся в эти слова! Сегодня мы пожинаем итоги этой «неразберихи»: на финансовые средства коренных малочисленных народов создали челканский, тубаларский, кумандинский буквари, а дальше что? Будете делить алтайских писателей по диалектам? На самом деле с древних времен язык алтайского народа един, новое поколение, не зная родного языка, не изучив историю и культуру своего народа, думают ограничено. Прежде чем ввести в учебный процесс обновления, необходимо сначала теоретически доказать или опровергнуть идеи вышеупомянутых ученых-тюркологов.
Каждый уважающий себя и свой народ алтаец должен знать родной язык, историю и культуру своего малочисленного этноса. Сегодня вместо углубленного изучения алтайского языка мы озабочены детьми начинающими изучать родной язык. Надо признать тот факт, что проживающие в городе и районах алтайские дети дошкольного возраста и начальных классов буквально за 10-15 лет стали русскоязычными. Мышление у них уже русское. Родной язык для них стал иностранным. Конечно, основными причинами являются демография, урбанизация, глобализация.
В начале ХХI века повсеместно начали строить детские садики. Однако упустили время позаботиться об их содержании: озвучивание текстов алтайских писателей, перевод мультфильмов на алтайский язык, аудирование родной речи и т. д. Мы технически сильно отстали. Теперь пожинаем плоды этого упущения. В один городской садик попадают смешанные по языку малыши. В детских садиках должна быть группа детей, владеющая своим родным языком. Вопрос стоит в том, как вернуть малышам вскормленный молоком матери их родной язык, какими средствами методики обучать их? Главная причина, на мой взгляд, отсутствие алтайской среды обитания и общения. Ведь редко где мероприятия проводятся на алтайском языке. Спасибо учителям и воспитателям, которые пытаются исправить это дело. Только не надо заставлять учить ребенка, важно, чтобы он сам заговорил в семье, со своими родителями на родном языке. Надеюсь, что со временем работники образования с помощью родителей и воспитателей исправят эту временную ошибку.
Сегодня 9-летний ребенок у своих родителей спрашивает: почему он не знал своего языка в садике и почему они родной язык не с первого, а со второго класса изучают? Сегодня кабинеты алтайского языка и литературы не должны находиться в закутке и в подвале, а в технически оснащенных классах! Это очень важно.
Вопрос на самом деле конечно, стоит не в изучении алтайского языка, а в формировании этнической личности с дошкольного возраста по окончании школы или вуза. А где это возможно? В первую очередь в сельских и районных школах. Однако в последние годы сельские школы заметно поредели. Потому что из-за отсутствия работы родители с детьми переезжают в город или уезжают на Север. Сегодня лучшие учителя и воспитатели в поисках достойной зарплаты оказались на Севере. А нам дорог каждый ребенок и школьник. Для малочисленной народности это проблема глобального масштаба.
В столице республики функционирует две алтайские школы: гимназия и школа №7. Пора им вернуть статус национального. Раньше в ОНСШ учились одаренные дети из отдаленных сельских школ, в результате мы получали хороших специалистов, в том числе алтайских поэтов, ученых, артистов, политиков, врачей, технических специалистов. Сегодня никто всерьез не думает о подготовке кадров. В гимназии почему-то часы алтайской литературы сократили. Им дают всего один час в неделю. Городскую алтайскую школу №7 вот уже 30-й год строят только одними «обещаниями». У нас дорогие отели и гостиницы быстрее строятся чем школы. Можно же за полгода построить школу.
Для сравнения давайте вспомним 90-е годы ХХ века. Тогда мы, изучив ситуацию обрусения алтайских детей, сумели выправить пробелы 60-х годов ХХ столетия. Народ поверил в преобразования внутри государства, активно воспринял начинания национальных лидеров, строил перспективные планы на будущее, самое главное — проснулось этническое самосознание алтайцев: все добровольно начали изучать родные языки, историю, культуру народа. В те годы в Горно-Алтайске функционировал филиал московского НИИ национальных школ, впоследствии преобразованный в Научно-методический центр образования по подготовке школьной и дошкольной учебно-методической литературы. Именно в эти годы мы написали «Концепцию развития национальных школ Республики Алтай» (1993), подготовили специалистов — ряд кандидатов педагогических наук для дошкольников и школьников, экспериментировали одновременное изучение трех языков в детском садике: алтайского, русского, английского. Все получалось, все шло благополучно.
А в начале ХХI века чиновники вдруг начали спорить: стоит изучать родной язык или это не обязательно? Имеет ребенок право изучать или не изучать свой язык? Так, родители при поступлении ребенка в детский сад и школу, начали писать отказные заявления ссылаясь на невостребованность алтайского языка. Откуда знать ребенку в начальном классе нужен ему или не нужен родной язык? А вот к 30 годам жизни он у родителей обязательно спросит: «почему не владеет своим родным языком». Ведь именно в языке сохранены кодовые понятия национальной ментальности.
Не только алтаеведам, но и всем нам, а прежде всего родителям и воспитателям, придется день за днем терпеливо устранять эту проблему, не владеющим родным языком учеником заниматься индивидуально. Использовать метод глубокого погружения в особенности алтайского языка. Сегодня редактор детского журнала «Солоҥы» готов помочь с переводом известных мультфильмов, озвучиванием произведений алтайских детских писателей, им же в интернете открыт «Азатпай» и Ютуб. В смартфонах возможны познавательные игры. Но все вопросы упираются в финансовом обеспечении.
Президент страны В.В. Путин на ежегодном собрании подчеркнул, что «алтайский язык — один из древнейших тюркских языков мира». Как не гордиться такой оценкой! На заседании географического общества глава государства также сказал, что он часто бывает в разных уголках нашей страны. И что Горном Алтае имеются наскальные рисунки древнего художника с изображением зверей, птиц, но никаких ученых там нет, никто об этом не знает.
Конечно, у нас есть и рунологи, и археологи, и историки, и этнографы, но они после повального сокращения ученых в ГАГУ остались без работы. Сегодня ректора назначаем из Москвы, а где наши специалисты — доктора наук? Руководители у нас занимают должность 10-15 лет. Так заведено. А как расти молодым, перспективным специалистам? Вот и получаем такой результат. Мое мнение — руководителей надо менять каждые 5 лет.
В НИИ алтаистики им. С. С. Суразакова также пора открыть международный отдел. Туристы, которые приезжают к нам очень интересуются и столичным литературным музеем. Этот вопрос мы неоднократно ставили перед профильными министерствами региона. К сожалению, от них ответа до сих пор нет.
Два слова о периодике. Для просвещения населения необходимо возобновить издание научно-популярных или литературно-художественных журналов. Раньше в Республике Алтай издавались пять журналов: «Эл Алтай», «Мир Алтая», «Кан-Алтай», «Билим», «Вестник образования». В ХХI веке не осталось ни одного журнала, кроме одноразового издания литературно-художественного альманаха «Эл Алтай». Местная периодика тоже сократила свои выпуски: «Звезда Алтая», «Вестник Горно-Алтайска», «Листок» и районные газеты издаются один раз в неделю, а газета «Алтайдыҥ Чолмоны» выходит всего лишь два раза в неделю. В таких условиях трудно печататься новичкам, авторам художественных произведений, не говоря об апробации научных статей на газетной полосе. Ученые перестали писать научные статьи.
К сожалению, в последние годы национальные авторы художественных произведений и научных работ превратились в корректора, редактора, секретаря-машинистку. Все это необходимо именно иноязычным авторам, поскольку они мыслят и пишут по-алтайски. Я уже не говорю о грамотности современных авторов, о теоретической подготовленности их, об особенностях литературных жанров и т. д.
В план издательства «Алтын-Туу» который год не можем включить издание очередного тома классика алтайской литературы Л. В. Кокышева. Типографии работают по аукциону. А это очень неудобно для авторов школьных учебников. Для школьного учебника, как известно, предусмотрены иллюстрации, картины художников, дизайн обложки, перевод иноязычных писателей и т. д.
Да, мы — россияне, но каждый из народов имеет свою национальность: якуты, хакасы, тувинцы, алтайцы, башкиры, татары и т. д. Этим различием мы будем всегда гордиться и уважать друг друга. Мир изменился, вместе с ним меняются Алтай и алтайцы. Пора осознать, что мы — единый алтайский народ. Пока функционирует алтайский литературный язык с его диалектами, пока есть малая родина под названием Республика Алтай, мы — едины, мы — один из малочисленных тюркских народов многонациональной страны Россия.
что значит «ошибочного разделения»? кто это бред вы…л? невежество во все поля. историю изучайте.
«Теленгиты примерно чуть позднее воссоединены к России».
Это «чуть позднее» — более чем на 100 лет.
Народ должен быть единым и дружным «алтайцы»и в этом в этом сила, разрозненный народ исчезнет, провокаторов за халявные копейки к стенке!!!!
В начале становления Республики Алтай алтайские элиты везде кричали о своей принадлежности к титульной нации, а тубаларов, кумандинцев и челканцев считали серой неправильной массой, в основном алтайцы сами и виноваты в разделении на субэтносы, исторически дети учившиеся в гимназии из северных районов не принимались представителями титульной нации.
Чо за чушь? Кто вас не пиинимал? Говорим на одном языке, как мы можем быть разными
Ну это судить не онгудайцам. Всегда индивиды и группы, которые издеваются или ущемляют иных (других, не похожих), обьясняют — даже и не думали глумиться…, это шутка, да мы братья и друзья… Что не знакомо.
В данном случае не Вы должны говорить, а спросите мнение у представителей кумандинцев, тубалар, челканцев.
Именно титульный алтайцы насаждают рознь своим отношением.
Два года назад в национальную школу поступала девочка из Турачака — победитель конкурса ученик года района. Не поступила — знаний мало. Сейчас учится в РКЛ. И так было всегда.
1)А на счёт девочки в нац гимназии все призеры из олимпиад и хорошисты и отличники.Значит не так была и хороша. 2)Глумились это как?Вас били?Вас каким образом ущемляли?Может вас люди не любят,просто потому что вы не нравитесь обществу?Если человек хороший без разницы какой он нации
Наконец-то, браво!!! Сохранение языка должно было начинаться отсюда, с таких лозунгов об единстве алтайского народа! Молодцы АЛТАИСТИКА, рипкро и ГАГУ!!! Правильную позицию занимаете!
Не понимаю почему представителей титульной нации так тревожит вопрос о КМН? Это как то влияет на жизнь и быт алтайцев? Или просто зависть о льготах? Но ведь титульная нация имеет свою национальную республику, гимн, флаг и гос. язык. Или просто бьёт по самолюбию? Почему-то у других народов таких проблем нет. Почему тогда шорцев и телеутов не признать алтайцами, телеуты фактически коренные жители Улалы.
Уважаемый туба ты чем не доволен, алтайцы шишку кедровую всю увели или ягод с черемшой не досталось?
хочу сказать тубаларам челканцам кумандинцам теленгитам. ! льготы свои проедите или уже давно истратили. не нужно ловиться на эту уловку. нужно объедениться в один народ а не распыляться за бесплатным сыром! шорцев телеуто тожде можно смело включить в алтайский народ! нужен хороший вожак нам алтайцам а не слабый номинальный просто так штаныпротирающий мужлан! нужно сделать курултай народных лидеров из своего народа и конкретно решить этот ОДИН вопрос!
Нам не нужен вожак, малочисленные не бар.. ны, плохо лидеров а нас нет, но под Вашего вожака мы подстраиваться не будем. Знаем кто в отаре вожак.
Да за льготы многие так называемые «малочисленные этносы» идут на подлог, чтобы получать льготы должны проживать на исторической родине, но большинство из них там только прописаны, а сами давно в городе. Многие сами объявили себя одним из этносов ради наживы. Так, что все это чушь. Есть национальность алтаец и все, а остальное от лукавого. А самое главное кто и почему должен вкладывать свои деньги в этот проект. И второй вопрос — получив эти дотации люди во что их вкладывают? Тупо проедают и пропивают.
Люди проживающие на одной территории, работающие на одних и тех же предприятиях получают разные деньги. Чем хуже русский, украинец или белорус, проживающий рядом с челканцами и теленгитами и пр.? Не понятно.
Если уж и вкладывать деньги, то в преподавание родного языка, музеи, печатная продукция и т.д. Это и будет сохранение культуры.
Тебя родители правильно назвали Сер геем. У представителей КМН нет преимущества на получение большей зарплаты. Читай закон Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» от 30.04.1999 N 82-ФЗ.
Ты похоже 30 у родителей! Если третий уже дурак, то про 30 наверно лучше забыть. Ты где увидел про зарплату, в школу не ходил совсем? Получают дотации на якобы бизнес основанный на традиционной хозяйственной деятельности, земельные участки, приоритет для поступления в вузы.
Статья 9 N 82-ФЗ дает привилегии при воинской службе, то есть можно заменить на альтернативную
Статья 8 N 82-ФЗ п1.1) безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционной хозяйственной деятельности и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Феде
Пункт 4) получать от органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности, международных организаций, общественных объединений и физических лиц материальные и финансовые средства, необходимые для социально-экономического и культурного развития малочисленных народов, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов;
То есть одни преференции, речь идет о них. Вы сами то закон читали?
А самое главное, что на 90% процентов это фикция — все это получают под этим «соусом» совсем не те и тратят не туда!
Сами то КМН, что то делайте хотя бы для себя, сохраняйте свою самобытность вкладывайте свои средства, есть же среди Вас и «успешные»!
Не должны выделенные средства попадать в частные руки и контроль над ними должен быть как за государственными , бюджетными средствами.
Чем хуже русский, украинец или белорус, проживающий рядом с челканцами и теленгитами и пр.? Не понятно.
Каждый из перечисленных народов относится к титульным нациям. У русских, украинцев и белорусов есть своя страна, гимн, флаг, а проживают они на территориях КМН по своему желанию и усмотрению. Почему-то никто никогда не оспаривал права на льготы таких народов как ханты, ненцы, эвенки и др. малочисленные народы. Проживание на одной территории не относит людей к принадлежности к одному народу например взять Республику Дагестан, Чечня и др.
В законодательстве РФ понятие «титульная нация» отсутствует. Псевдо политики националисты активно применяют понятие для объяснению электорату почему они должны стать депутатами, муниципальными, государственными служащими.
Да вы за пайку готовы пасть любому порвать.
Тут я с вами полностью согласен. Об этом и в статье говорится Республика Алтай имеет и флаг и статус и как вы выражаетесь титульную нацию «алтаец». И призывают к объединению и консолидации, а какой КМН вы хотите быть той и будьте. Ну не создавать же для каждой КМН и Республику и флаг. Все логично на мой взгляд.
Вы Сергей не совсем правильно представляете себе этот вопрос. Ничто не лучше и не хуже. При зарабатывании все равны. Вопрос формулируется иначе — государство решило, что отдельные категории россиян (по национальному признаку и численности) необходимо социально поддержать и приняло на себя отдельные обязательства государственных гарантий. Вот и всё. Если отдельные группы россиян считают решение государства в данном вопросе излишними имеется следующая цепочка: выборы — депутат — право законодательной инициативы — отмена закона.
С другой стороны — местные титулы отказывают представителям кумандинцев, тубаларов, челканцев в самоопределении, хотя данные нации так назывались в те времена, когда алтайцы назывались ойротами.
К какому бы мнению комментаторы не пришли, эти народы считали и будут считать себя кумандинцами, тубаларами и челканцами, даже при условии отмены социальных льгот и Закона о КМН.
Занаете, я на своем личном примере столкнулся с тем что работодатель запрещал разговаривать на алтайском языке и по этому поводу получил замечание, и как же мы должным образом разговаривать на государственном алтайском языке без последствий ?
Пока функционирует алтайский литературный язык с его диалектами, пока есть малая родина под названием Республика Алтай, мы — едины, мы — один из малочисленных тюркских народов многонациональной страны Россия.
Госпожа Киндикова! Кто Вам запретил создать единый алтайский язык, единую алтайскую нацию на заре образования АЛТАЙЦЕВ в 1948 году, когда были тубалары, кумандинцы и теленгиты, а нация алтайцы не было. Когда телеут создал Вам -букварь, а Гомер ХХ тубалар Н.Улагашев создал основу всего сказания, он говорил на тубаларском языке. С образованием Республики можно было исправить-создать из 4-этнических языков единый, Алтайская элита 3-языка отбросили и тубаларов, кумандинцев и челканцев за алтайцев не признавали. Получили то, то получили- МЫ ОТДЕЛЬНЫЙ народ, хотя льготы наши в РА не действуют, только пенсия (Тенгереков успешно, за деньги перевел четверть алтайцев в КМН).
Я призываю нам тубаларам дольше развивать наш древний тюркский язык и входить в тюркский мир. В РА нет ни одного уважающего языковеда, который бы сравнил все 4-этнических языков и сказал их отличие и разницу, сделал анализ их. Нина Михайловна! Переписи 2002 года не по ошибочной версии московских этнографов северные и южные алтайцы тубалары, кумандинцы, челканцы стали коренными малочисленными народами. Мы это повторим ПЕРЕПИСИ 2021 года и все как один войдем в список ЛИЦ КМН Российской Фелерации, чтобы нас не причисляли в.т.ч алтайцам. Поезд ушел- силой этот процесс не остановить. Вот бы обучали с детских садиков тубаларскому языку и к школе бы стали сами изучать алтайский.
Все эти деятели очень красиво говорят про язык, культуру, обычаи и т. д.
А в жизни совсем не так- в жизни хуже. В жизни говорят- ты алтаец значит должен
соблюдать древние алкогольные обычаи. Это не всем нравится. В корень надо смотреть, ребята.
Опять кму-то понадобились голоса на выборах, вот он и возопил о единстве народа, через институт алтаистики. Этот кто-то, добившись своего, аж на пять лет забудет о едином алтайском народе, получая своих 450 серебренников. А «единый алтайский народ будет продолжать с голоду пухнуть, вымаливая в судах статус кумандинца, челканца, тубалара.
Все люди разные, даже культура у алтайского этноса разная. Вы даже по праздникам не можете определиться, потому что у вас изначально религии разные — одни тенгрианцами были, другие буддистами.
Да, язык один, потому что издревли народы населяющие Евро-Азию говорили на тюркском языке, здесь даже монгольский не прижился, хотя монголы долгое время были авангардом бесчисленных тюркских народов.
И ненадо пяткой себя в грудь бить ради благополучия букачаковых и белековых.
Объединяться вокруг чего? Титульные алтайцы давным давно продали свою независимость, авторитет и земли. Не осталось ни одного алтайцы у власти, который бы имел хоть малость уважения у народа. Продали Республику за дарма и теперь руководит алтайцами пришлый варяг, которого они облизывают для получения места под солнцем. А ведь прав был пьяный Бердос в разговоре с Адариным и даже после его слов вся элита засунула языки в заднее место трясясь за места.
Да твой любимый вечно пьяный бердос никогда не был бы Главой если не поддержка с Москвы. Напомнить какое место он занял на выборах когда еще не было т.н. «фильтра»? А сколько сброса было в 2014 году? И то только с помощью своей подруги шулерски подтасовал итоги и со скрипом влез в кресло. При этом столько денег сжег, что от обиды со своим агентом Адариным ….. Республика маленькая , народ все про все знает.
В гимназию республиканскую поступают дети тех, кто сам не учит родной язык, не говорит, считает ненужным бременем, вот поэтому там и нет национального статуса. А где наших 2 депутата — алтайца? Чего ж они не подумали о своём народе, родном языке? Так спокойно проголосовали, даже не выступив в защиту? В Правительстве тоже не говорят те, кто должен отстаивать и школу и гимназию, преподавание на родном, изучение в дошкольном воспитании, добиваться издания книг, газет, журналов, выпуска детских передач, мультфильмов, различных интересных, познавательных выпусков на ГТРК для детей. Увы, они давно забыли родной язык и поэтому их не волнуют эти проблемы …дети и внуки не имеют понятия, для них родной — русский, изучают с охотой английский и китайский языки. В селе бегает малышня, которая общается на русском языке, а родители говорят дома на алтайском. Откуда такое? Да вот виноват, оказывается, смартфон …. дети смотрят мультики и таким образом изучают русский, на котором свободно начинают общаться. Эх, пока будем варягов избирать и таких депутатов выдвигать, про наследников- министров и не говорю, ничего путёвого у нас не получится! Вот только и слышишь, там с коллективом не лады, тут друг- друга поедают ….обращения, жалобы, письма, видео ……отставки и т.д.
Кстати. Г-да депутаты Букачаков, Белеков, Гигель, Полетаев! Вы следите за событиями о туркластерах в нашей Республике? Что думаете об этом? Почему молчите? Эти же вопросы депутатам Эл Курултая. Ответьте где-нибудь в СМИ: телевидении, радио, соцсетях…
Ну что хочу сказать по этому поводу. Да было такое, что южные алтайцы северных не долюбливали, говорили ну какие вы алтайцы (а то и подсмеивались), обязательно отмечали ты мол кумандинец или туба, не такой как мы. В верхние эшелоны власти северному очень трудно «пробраться» как правило. Чойскому, Турочакскому районам внимание уделяется мало, все «на юг». Клановость мешает и южным алтайцам, а северным тем более. Ну есть такое же, а потом почему не едины, так кто изначально виноват????
Разделяи и властвуи.
Только единая идеология или общая религия может объединить народ и возродить его. Чын jaн’ — Агару Ÿчÿлÿкке jан’ы.