Антропологи воссоздали лица людей, похороненных на плато Укок более двух тысячелетий назад. Это скелеты из могильника Ак-Алаха-I, исследованного в 1990 году экспедицией под руководством Натальи Полосьмак (доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН). Отметим сразу, что этот могильник располагается рядом с легендарным захоронением Ак-Алаха-III, где позднее, в 1993 году, Наталья Полосьмак обнаружила мумию так называемой «принцессы Укока».
В одном из курганов могильника Ак-Алаха-I исследователи обнаружили останки двух не мумифицированных тел, лежащих в лиственничных колодах. Судя по богатому набору вооружения, включающего луки, щиты, кинжалы и чеканы, это были воины. Скелеты девяти коней указывали на высокий социальный статус. Останки принадлежали мужчине 45-50 лет и более молодому человеку, 16-17 лет, которого сначала вообще приняли за девушку и назвали «амазонкой». Это произошло из-за того, что, хотя у скелета были массивные кости и он был одет в мужскую одежду, на его черепе была маленькая тонкая косичка, а рядом с ним были найдены миниатюрное зеркальце и раковины-каури, считавшиеся символом плодовитости.
Из-за этой ошибки произошло немало путаницы. В частности, облик «амазонки» в 2015 году «восстановил» швейцарский антрополог Марсель Ниффенеггер, для пущего эффекта «украсив» предполагаемую девушку татуировкой укокской принцессы. После этого бесчисленное число СМИ писало, что восстановлен облик именно «принцессы Укока».
Позднее, в 2015 году, благодаря ДНК-анализу, проведенному Институтом цитологии и генетики СО РАН, ученые выяснили, что «амазонка» — вовсе не девушка, а юноша, который состоял в родственных отношениях с мужчиной, но не в близких – был ему не сыном, а, возможно, племянником.
«В одной могиле двух мужчин свели не только родственные отношения и определенный социальный статус, но и то, что они оба не пережили, возможно, каждый по своей причине, прошедшую зиму и были похоронены весной, когда это стало возможным. Парные погребения Укока объясняются этими обстоятельствами», — отмечает Наталья Полосьмак.
Также выяснилось, что старший из мужчин к моменту смерти уже долгое время был малоподвижным инвалидом, который не мог самостоятельно сесть на коня, поскольку страдал одной из разновидностей хронического полиартрита. А вот причину смерти юноши ученым установить пока не удалось.
Реконструкция облика найденных в кургане мужчин была выполнена по методу, разработанному известным российским антропологом, археологом и скульптором Михаилом Герасимовым. С помощью этого метода ученые восстанавливают черты лица по особенностям черепа с учетом соотношения толщины мягких тканей. Реконструкцию выполнил кандидат исторических наук, этнограф Дмитрий Поздняков.
Как отмечает «Наука из первых рук», оба мужчины выглядят как настоящие европейцы. Но были ли они типичными представителями пазырыкского общества? Ведь еще первые исследователи «царских» Пазырыкских курганов отмечали, что среди мумифицированных останков были люди разного расового типа – европеоиды и монголоиды, рассуждает издание.
Приведем полностью окончание статьи в «Науке из первых рук», которая называется «Бывшая «амазонка» Укока обрела свое истинное лицо»:
«Информацию об этническом составе пазырыкского общества дают и художественные памятники пазырыкской культуры. Один из самых известных и ярких артефактов – огромный войлочный ковер из Пятого Пазырыкского кургана. На нем изображены богиня, стоящий перед ней всадник и мифический человеко-зверь, борющийся с птицей. Все персонажи имеют ярко выраженные южно-европеоидные лица, в первую очередь всадник с пышной черной шевелюрой, массивным орлиным носом и лихо закрученными усами.
Еще одно важное древнее свидетельство – семь деревянных резных блях-подвесок в виде человеческих лиц, украшавших узду коня из Первого Пазырыкского кургана. На этом своеобразном «групповом портрете» изображены, по мнению исследователей, безусые монголоидные лица центральноазиатского или, скорее, местного алтайского типа. При этом изображения на трех бляхах явно принадлежат метисам.
Местные племена занимали важное место в структуре пазырыкского населения Алтая. Хотя местных алтайцев нельзя отнести к какому-то определенному антропологическому типу – европеоидному или монголоидному. Такие группы характерны для Северной Евразии – они обнаруживаются в разные археологические эпохи, от пещерных захоронений до современности.
Что касается «европейцев», то племена Южного Алтая издавна были связаны с кочевым и полуоседлым населением Передней и Средней Азии, скотоводами и земледельцами. Люди этого европеоидного типа начали проникать на Алтай уже в эпоху бронзы. Это подтверждает и традиция мумифицировать тела умерших, характерная для городского населения, но мало совместимая с обычным образом жизни пазырыкцев.
«Чистые» монголоиды, наиболее близкие к забайкальским хунну, встречались среди пазырыкцев редко. Известны всего три представителя этого типа – двое мужчин и женщина, и все они относились к разным слоям пазырыкского общества. Причины появления и «натурализации» этих людей на Алтае остаются загадкой. Возможно, именно благодаря подобным «проникновениям» в алтайских курганах стали появляться китайские предметы, а в местном искусстве – отзвуки китайских традиций.
Европейцы, местные алтайцы, монголы-хунну… Древнее пазырыкское общество оказалось очень пестрым, как сейчас говорят – «многонациональным». В нем находилось место каждому человеку, независимо от расы. И определялось оно, скорее всего, именно личными качествами, а не расовой принадлежностью. Так, даже среди немногочисленных мигрантов-монголоидов мы встречаем как рядового члена общества, похороненного с одним конем, так и представителя элиты, который отправился на «небесные пастбища» в сопровождении 14 коней. А ведь именно числом этих животных измерялась «стоимость» человека в обществе кочевников.
И все эти люди, независимо от этнической принадлежности, жили по одним законам, носили своеобразную одежду, а их тела были покрыты типичными пазырыкскими татуировками. И хоронили их всех по одному обряду, и даже в одних курганах.
Сегодня мы многое знаем о жизни этого древнего народа, в непростых условиях создавшего удивительно современное «толерантное» общество. Но многого еще не знаем. Чтобы глубже понять, что такое пазырыкская культура, нужно узнать как можно больше о ее создателях, и использование современных методов физической антропологии и палеогенетики приведет к новым открытиям в этой области. А чтобы проникнуться вольным духом древних пазырыкцев – достаточно просто посмотреть им в лицо».
Любопытно, кто автор этой шняги? Во первых, хунну и монголы — два разных народа, поэтому писать: хунну-монголы — не корректно. Во вторых, называть племена проживающие в те времена на описываемой территории местными алтайцами — крайне безграмотно. не было ни названия — «Алтай», ни нации алтаец, которая появилась в 1949 году.
Это были кочевые племена — хунну, кыпчаки, скифы, монголы. Они кочевали, встречались, перенимали друг у друга знания, трансформируя их в собственные традиции, воевали и женились, в общем — жили.
Кыргызы являются пра пра пра пра пра пра потомком Этой Афьеновской культуры
Хорохордин???
надо было сразу собственное лицо вылепить….. чего вокруг да около кружить….
Древние алтайцы не были похожи на «ИВАНУШЕК»))). Наскальные рисунки и т.п. есть конкретные «фото». То принцесса Укок похожа на «черт знает кого»… То в курганах находят европейцев.
Короче историю хотят переписать. Скоро напишите что монголо татары и кыпчахи — это и есть славяне…
Вообще-то пересказывать статью и не указать первоисточник — признак плохого тона.
Н. В. Полосьмак, Д. В. Поздняков, Т. В. Чикишева. Пазырыкцы: культура в лицах. Наука из первых рук, 15 Апр 2021.
Приведем полностью окончание статьи в «Науке из первых рук», которая называется «Бывшая «амазонка» Укока обрела свое истинное лицо». Ссылка есть.
хорошо, что ученые и скульпторы не африканцы…
Достаточно просто посмотреть им в лицо- цитата . А лицо если кого то напоминает ? и носы .
Справа — прям мой вылитый дед.
Ты в зеркало давно на себя смотрел? Сходство как у болонки с алабаем. Заканчивай уже кагор хлестать и бредятину нести.
Вот точно, ещё бы очки надеть и бороду мужицкую — прям одно лицо.
А если бы ковёр из Африки привезли, то в пазырыкской культуре заложился бы негритянский тип?
АнтроПОПлог что ли?