Сегодня в Горно-Алтайске прощаются с известным советским и российским физиком-теоретиком, доктором физико-математических наук, профессором, членом-корреспондентом Российской академии естественных наук Геннадием Григорьевичем Михайличенко. Он скончался на 80-м году жизни 12 декабря в Горно-Алтайске.
В редакцию «Новостей Горного Алтая» поступило два некролога от коллег и учеников профессора, которые мы представляем вниманию читателей.
Путь от теории физических структур – «к звездам»
Михайличенко Геннадий Григорьевич родился 11 февраля 1942 года в Алма-Ате. В 1967 году он окончил физический факультет Новосибирского госуниверситета, а в 1970 году аспирантуру при нем. До 1994 года работал доцентом кафедры теоретической физики Новосибирского педуниверситета, а с 1994 года стал профессором кафедры физики и МПФ Горно-Алтайского государственного университета. Им опубликовано шесть мирового значения монографий, которые представлены не только в России, но и в зарубежных странах. С 1998 года он являлся учредителем Горно-Алтайского научного центра фундаментальной физики. Кроме того, им была организована научная школа по теории физических структур, в рамках которой защищены кандидатские диссертации.
Мягкий, интеллигентный, исключительно неконфликтный по натуре человек, который был призван заниматься главным образом наукой. Об этом иллюстрирует такой факт: когда он писал заявление на работу в Горно-Алтайский госуниверситет, то прописал в нем особый пункт о том, что он никогда не будет претендовать ни на какие административные должности.
Я хотел бы сразу подчеркнуть, что есть некоторые люди, чья деятельность, можно сказать, имеет цивилизационные масштабы. Они всегда смотрят дальше жизни одного поколения, нацеленную в будущее. Таких людей очень мало, и Геннадий Григорьевич — один из них. При этом – это был многосторонний человек. Когда в Горно-Алтайске я открыл отделение Петровской академии наук и искусств, то он стал научным секретарем. На кафедре физики и методики преподавания физики был почти бессменным руководителем научного и методического семинара преподавателей и активным его участником. Он был активным участником многочисленных международных научных конференций, и стоял у истоков рождения научного международного журнала «Мир науки, культуры, образования». На кафедре традиционно проводился для студентов месячник физики, в рамках которого он организовывал поездки в Бийский планетарий и с большим интересом всегда участвовал в круглом столе «Вопросы и ответы по самым широким проблемам науки, культуры, образования». У себя на квартире он периодически организовывал чтения стихов, произведений известных писателей с соответствующей дискуссией. Заканчивались эти встречи чаще всего исполнением любимых песен.
В жизни его интересовало практически все и всегда он имел свой взгляд на те или иные проблемы, поэтому это был замечательный партнер для поездки в школы республики к учителям и ученикам, где мы организовывали круглые столы и лекции на самые различные темы.
Но самое главное, чему он посвятил всецело свою жизнь – это, конечно, наука. Поэтому об этом следует сказать особо.
Изобретая различные модели и теории, мы часто навязываем природе наш собственный «человеческий» язык. Но природа не понимает этого языка и в результате у ученого не получается необходимого с ней результативного диалога. А это значит, что природа в этом случае не может делиться своими секретами.
Чтобы состоялся настоящий откровенный разговор с природой, надо научиться «слушать» ее и понять ее язык. Человек по существу оказывается в среде, которая постоянно «говорит» на своем языке, но ее никто не понимает. И это будет продолжаться до тех пор, пока не появится человек, который сумеет не только расслышать природу, но и познать ее язык. Только тогда может состояться настоящий диалог между ними. До сих пор же взаимодействие между человеком и природой проявляется как ответная реакция на воздействие природы.
Вот и встала перед Михайличенко и его научным руководителем увлекательная задача – найти универсальный язык природы, на котором написаны все ее фундаментальные законы и переосмыслить основание всей физики как науки.
Проще говоря, нужна была точная формулировка понятия физического закона, а это требовало создания теории физических структур (ТФС) – нового математического аппарата, адекватно описывающего свойства и строение Мира материальной действительности.
Это удалось научному руководителю – Кулакову Юрию Ивановичу. Но удалось лишь частично. Нужен был человек, который бы более глубоко проник в математические «дебри» новой проблемы. Им и оказался Геннадий Григорьевич, которому удалось найти решение неизвестных ранее «сакральных» функциональных уравнений в теории физических структур, определяющих вид фундаментальных законов физики и геометрии. После этого его научный руководитель сказал: «Знаешь, Гена, я отдаю тебе на откуп всю новую, еще никем не исследованную территорию всех физических структур…».
Михайличенко с благодарностью принял «эстафету», создал свою научную школу, защитил кандидатскую, затем докторскую диссертации по данной тематике.
Путь, проделанный Г.Г. Михайличенко и его научной школой можно уподобить пути по пересеченной местности через заросли диких растений, где не ступала нога цивилизованного человека. Его заслуга состоит в том, что он, как первопроходец, который получил от научного руководителя лишь вектор движения, пробил тропу к еще мало кому известным физическим структурам, лежащим в основании законов Мироздания.
Как показывает жизненный путь крупного ученого Михайличенко Геннадия Григорьевича, ничто с такой силой не побуждает человеческий разум к поиску истины, как постановка сложной задачи, а также сам путь к ее решению и красота полученного результата. Все это позволяет увидеть и прочувствовать физику как единый организм, как целостную систему и познаваемость Мира. Недаром в свое время А. Эйнштейн заметил, что «самое непостижимое в этом мире — это то, что он постижим… Радость видеть и понимать есть самый прекрасный дар природы».
Таким образом, своими работами Геннадий Григорьевич подтвердил, что в отличие от всех существующих в настоящее время физических теорий, каждая из которых описывает только определенный круг конкретных физических явлений и фактов, теория физических структур позволяет увидеть и понять строение мира в целом. Тем самым открывается вектор развития науки в познании человеком Вселенной.
Его научный руководитель и консультант после совместных работ с Геннадием Михайличенко воскликнул: «Проникнув на верхний этаж Мироздания, я обнаружил там старинную шкатулку, в которой лежит Ключ к Основам Мироздания. Я поворачиваю этот Ключ и передо мной совершенно в новом свете предстает физика, хорошо знакомая с юных лет. Как будто кто-то провел влажной тряпкой по давно немытому окну». Здесь лишь не хватает слов о том, кто «провел» этой тряпкой по немытому окну и сколько лет потребовалось, чтобы оно стало прозрачным. Это же, конечно, наш Геннадий Григорьевич, который не только сделал прозрачным окно во Вселенную, начал последовательно изучать то, что за этим окном, но и приступил к операции «открытия» этого окна в тайны Мироздания. Понимая, что путь в выбранном направлении – это движение в бесконечность, а не просто к конечной вершине, он представил свои труды в монографиях, написанных на русском и английском языках, которые адресованы научным сотрудникам и преподавателям, аспирантам и студентам, всем тем, чьи интересы лежат в области алгебры, геометрии и теоретической физики, которые хотели бы использовать ТФС в своих исследованиях или внести свой вклад в развитие ее математического аппарата.
И вот теперь, когда внезапно оборвалась его жизнь, полная творческих успехов, я с печалью обращаюсь к стихам Виктора Бокова:
Я однажды умру, не запомнив, какого числа…
Смерть меня заберет не всегда целиком –
Что-то людям оставит, и даже немало…
…А пока я тихонько пойду босиком,
Чтобы тело к земле привыкало!
И какое-то невысказанное чувство охватывает тебя, когда ты вдруг понимаешь, что поэт обратился к нам с Геннадием Григорьевичем. Один из нас уже приник к земле, а я еще «хожу босиком», но радуюсь, что мои друзья, уходя «оставляют людям и даже немало». Очевидно, что именно это приводит нас к вечной потребности помнить достойных.
На всех этапах своей жизни и деятельности Геннадий Григорьевич сумел оставить глубокий след от своих созидательных дел в благодарной памяти своих друзей и современников. Своим трудом он доказал, что путь к звездам прокладывают не только космонавты, — первыми это делают теоретики-физики через свои теории Мироздания.
Геннадий Григорьевич Михайличенко был большим ученым и необыкновенным человеком, чьи работы и наследие будут жить и развиваться благодаря его талантливым ученикам. Конечно, не передать никакими словами боль от потери такого человека. Искренне соболезную и сочувствую горю всех родных и близких. Будем хранить в своих сердцах светлую память о нем.
С глубоким прискорбием, твой друг — доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, профессор, академик Петровской академии наук и искусств, заслуженный работник высшей школа РФ, заслуженный деятель науки РА, главный редактор научного международного журнала Петров Анатолий Викторович
Вечная память мэтру, создавшему для нас альма-матер…
12 декабря 2021 г. на 80-м году ушел из жизни Геннадий Григорьевич Михайличенко, известный российский ученый, математик, физик, ведущий специалист в области геометрии и теории физических структур, доктор физико-математических наук, член-корреспондент Академии Естествознания, профессор Горно-Алтайского государственного университета.
Он родился 11 февраля 1942 года в Алма-Ате в тяжелое для всей страны военное время. Вместе с родителями в полной мере перенес трудности и лишения, в которых были периоды хронического недоедания.
Школьное обучение начал в 1949 году. Расположенность к естественным наукам обнаружилась достаточно рано. Юный Гена любил не только решать задачи по физике и математике, но мог доходчиво объяснять их решения своим одноклассникам. Так обнаружились его научные и педагогические наклонности. Но кроме точных наук Геннадий также любил русский язык и литературу. В результате такого интереса сформировался высокий уровень грамотности и вкус к русской поэзии и прозе.
В 1959 году, окончив Алма-Атинскую среднюю школу, поступил в педагогический институт.
На его успехи в учебе обратил внимание преподаватель математического анализа, посоветовав перевестись в только что организованный Новосибирский государственный университет (НГУ). В результате, пройдя собеседование, Геннадий в 1963 году стал студентом второго курса физического факультета. В 1967 году, получив университетский диплом с отличием, был определен сначала стажером в теоретический отдел института физики полупроводников, а затем поступил в аспирантуру к Юрию Ивановичу Кулакову.
Ю.И. Кулаков к этому времени только приступил к построению своей теории физических структур и, кроме самой идеи был сделан небольшой математический задел. Тема кандидатской диссертации Г.Г. Михайличенко «Полная классификация физических структур произвольного ранга» определилась сразу и к концу обучения в аспирантуре в 1970 году была написана, но из-за нестандартности темы пришлось потратить много времени на разъяснение членам совета ее смысла. В результате защитить диссертацию удалось только в 1974 году.
После аспирантуры Геннадий Григорьевич начал работать в Новосибирском пединституте сначала старшим преподавателем, а потом, после защиты кандидатской диссертации – доцентом. Защитив диссертацию, продолжил научные исследования, для которых сформировалось огромное поле деятельности, так как в ТФС постоянно возникали новые задачи. В этот период он постоянно поддерживал научную связь с Новосибирским университетом и Институтом математики Новосибирского Академгородка. Постепенно накапливались научные результаты и публикации, в результате чего известный геометр профессор В.А. Топоногов предложил связать их воедино в диссертацию. Это предложение привело к написанию докторской диссертации «Групповые свойства физических структур». Оказалось, что Эрлангенская программа Клейна имеет отношение не только к обычной геометрии на одном множестве, но и к геометрии на двух множеств, каковой собственно и является любая физическая структура. Академик О.А. Ладыженская, у которой Г.Г. Михайличенко в 1982 году проходил трехмесячную стажировку в Ленинградском отделении математического института (ЛОМИ), тоже поддержала эту идею. Математические результаты исследований были с интересом восприняты и поддержаны профессором А.И. Фетом, академиками Ю.Г. Решетняком и А.Д. Александровым. Защита диссертации состоялась в 1993 году в Институте математики СО РАН.
После защиты диссертации Геннадий Григорьевич осуществил свою давнюю мечту — поселиться в какой-нибудь «большой деревне» с университетом. Такой «деревней» оказался Горно-Алтайск, окруженный, как и город детства Алма-Ата, горами. После переезда он всей душой влюбился в свой новый дом, где обрел душевный покой и семейное счастье. Жена, Наталья Владимировна, по образованию филолог. Так что в семье было место и физике, и лирике. Сыновья, Илья и Виктор, живут в Новосибирске. Оба успешны, каждый в своей деятельности.
Работая в Горно-Алтайском университете в должности профессора с 1994 года продолжил научную работу, но уже не один, а со своими учениками, в которых вкладывал свои педагогические и научные таланты. Двое из учеников защитили кандидатские диссертации в Новосибирском Институте математики. Совместно были написаны несколько монографий по различным вопросам развиваемой им теории физических структур. Несмотря на ухудшающееся здоровье, до последнего момента проводил научные семинары и не только имел, но претворял в жизнь свои планы.
Геннадий Григорьевич Михайличенко был не только талантливым математиком и педагогом, но и удивительно доброжелательным, порядочным и честным человеком с мягкой интеллигентностью и добрым юмором. Светлая память о нем навсегда сохранится в сердцах его близких, друзей, коллег и учеников.
С глубоким прискорбием, Р.А. Богданова, А.Н. Бородин, В.А. Кыров, В.Х. Лев, Р.М. Мурадов, М.В. Нещадим, В.М.Саранин, А.А. Симонов
Царствие Небесное Замечательному Человеку!
Смерть меня заберет НЕ ВСЕГО целиком, —
Что-то людям оставит, и даже немало.
а при жизни никто не озвучивал его историю и вообще о нем…….что рядом живет такой гений !!! Где университет? он там работал?? должен был работать до последних дней, с такими познаниями — эх, как всегда….
Земля пухом. Да «Земляк» соглашусь.