На территории Алтайского заповедника в окрестностях кордона Челюш были обнаружены железные ледоступы. «Кошки» представляли собой кованую пластину с шестью лапками. Четыре из них загнуты вниз, а две – вверх. Две верхние лапки с петельками для крепления к обуви с помощью ремешков. Нижние лапки служили для сцепления со льдом или другой скользкой, твердой поверхностью. Ледоступы были оснащены железной платформой в виде пластины, у которой были сформированы бортики для удерживания ступни. Приспособление позволяло создать упор для валенка или другой обуви с мягкой подошвой.
Пока неизвестно, к какому именно периоду относится находка. Очевидно, что приспособления использовались при работе на льду Телецкого озера, например, при волочении лодки по льду до открытой воды, отмечается на сайте Алтайского государственного заповедника. Известно, что жители села Беле зимой транспортировали груз на санях до села Балыкча.
Ледоходы (ледоступы) – специальные накладки на обувь, которые препятствуют скольжению по льду и другим поверхностям. Ледоступы применяли исследователи ледников, альпинисты, военные при переходах через горы и просто жители в зимний сезон. Самые ранние находки, получившие в археологической литературе название «ледоходные шипы», на территории России датируются IX-X веками.
Добавим, это не первая находка на кордоне Челюш. Так, в одном из гротов здесь было обнаружено курковое охотничье ружье «кырлык» тульского производства 1856 года, связанное с промысловой деятельностью, и березовый туесок оригинальной поделки. При разборе старой постройки было обнаружено «каменное письмо» 1933 года на алтайском языке, рассказывающее о том, как людей насильно лишили жилища, и им пришлось покинуть родные места. Найден русский медный котел, предположительно, относящийся к походам Петра Собанского первой четверти XVII в.
Кроме того, здесь есть курганный могильник и артефакты эпохи раннего железа и гунно-сарматского времени.
Кырлык тульского производства?
Металлопрокат конечно только в древности могли изготовить
Такие когти у многих есть
И не по льду ходить