Люди труда, простые скромные труженики различных сфер производства – животноводы, механизаторы, строители и другие — прославили нашу автономную область, а ныне Республику Алтай на весь Советский Союз, создавали ее экономическое богатство.
Я, потомок чабанов, научился ходить, держась за хвосты ягнят и козлят, поэтому прекрасно знаю условия жизни, труда и быта работников отгонного животноводства. Трудовая деятельность животновода – это тяжелый, героический труд, если не каждодневный, то еженедельный, ежемесячный подвиг. В жизни у каждого всегда есть место подвигу.
Свое повествование посвящаю мужеству и подвигу Каратыйт Енчиновой, старшего чабана колхоза «Кызыл-Мааны» Кош-Агачского района. Она трагически погибла (замерзла) 31 января 1966 года в неравной борьбе со стихией во время бурана, спасая общественный колхозный скот. Ее мужество и героизм остался без внимания, неоцененным и неотмеченным властями разных уровней.
Этот героический поступок и трагический случай произошел в далеком в 1966 году. Эту страшную весть передавали по радио, рассказывали взрослые. В то время учился в 4-м классе, и это сообщение помню по сей день. В каждом селе тогда на столбе был установлен громкоговоритель, который вещал на всю деревню.
В минувшем году, работая в государственном архиве Республики Алтай, обнаружил документ, касающийся этого трагического случая. В архиве хранится протокол №5 заседания бюро Кош-Агачского райкома КПСС Горно-Алтайской автономной области от 7 февраля 1966 года. В нем в п.10 значится вопрос «О трагической смерти старшего чабана колхоза «Кызыл-Мааны» т. Енчиновой».
Суть дела. 30 января 1966 года внезапно обрушившийся буран застал отару овец старшего чабана колхоза «Кызыл-Мааны» Енчиновой Каратыйт вдали от стоянки. Принятые ею меры к возвращению овец к месту стоянки результатов не принесли, тогда она решила следовать за овцами с расчетом остановить их у первой же попавшей затиши. В этой неравной борьбе со стихией Енчинова, обессилев, замерзла. Трое ее детей остались сиротами. Часть скота тоже замерзла, но благодаря принятым старшим чабаном К. Енчиновой оперативным и правильным мерам значительная часть скота была спасена. Ее и отару нашли на следующий день вдали от стоянки, вблизи государственной границы СССР и Монголии.
Это сухое официальное сообщение. Спустя более полувека невозможно описать трагедию той буранной ночи, какие неимоверные трудности и ужасы испытала женщина-чабан Енчинова. Она наверняка знала, что ей не спасти свою жизнь, в то же время долг и ответственность не позволили оставить отару овец и коз.
Мне не описать трагедию той январской ночи, неравную борьбу чабанки-женщины со стихией, ее ужасную гибель. Подвигу этой мужественной женщины молодой поэт Борис Укачин посвятил свою поэму-очерк «Бир тÿн» на алтайском языке, которая опубликована в сборнике «Аргымактыҥ маҥы» (1973 г.), и поэму «Карана» на русском языке.
Приведу выдержки из поэмы «Карана».
Уж степь рокочет и гудит,
Хохочет ураган.
Бредет отара.
Позади – бурлящие снега.
Ни рядом где-то,
Ни вдали
На этом свете нет
Ни звезд, ни неба, ни земли –
Есть злой и черный снег…
Вдруг вспомнила: «Булат»!
За что одной, зачем одной
Погибнуть тут, в степи!
Уйти к кровиночке родной,
Уйти и жизнь спасти…
Уйти! Засыплет стадо снег.
Уйти. И что тогда!
Ведь дело общее у всех.
И общая беда…
Бушует буря. Воет зло.
Метет, и рвет, и ломит.
От села, спеша на помощь,
Люди окунулись в полночь…
И пришпорили коней.
Где дороги, где тропинки,
Как вернуться ей назад!
Даль пуста, необозрима,
Холодна и глубока.
Улеглась отара, зиму
Подминая под бока…
В джутовые, многоснежные годы и диким животным было трудно, корм негде им добывать. Стаи голодных волков нападая на отары, стада и табуны не давали покоя животноводам. Они, не боясь собак, проникали в кошары. Поэтому чабанам приходилось охранять доверенных животных днем и ночью.
Словно плетью всех схлестнули –
Овцы в кучу, конь дрожит.
Вдалеке огни блеснули,
Как холодные ножи.
Неужели оборвется
Жизнь нелегкая твоя!
Ближе, ближе волчья стая,
Тенью черною ползет.
Кто поможет! Кто спасет!
«Дыма волк степной боится», —
Вдруг припомнила она.
Меховую рукавицу
Зажигает Карана!
Догорели рукавицы,
Карана сняла платок.
Ярче пламенного мака
Он горит среди зимы.
Человек сильнее мрака.
Человек сильнее тьмы.
Жить, а значит – не сдаваться,
Наступать, а не бежать.
Жить – спасать, а не спасаться,
Умирая – побеждать!
Подвиг мужественной чабанки Укачиным воспет навеки в этой поэме-очерке, и она единственная моральная награда Каратыйт Енчиновой, героической женщине. В то же время от областных органов власти нет ни соболезнования, ни благодарности, ни награды. Единственное соболезнование от правления и парторганизации колхоза «Кызыл-Мааны» было напечатано в газете «Алтайдыҥ Чолмоны» от 9 февраля 1966 г. №28.
По сообщениям областных газет «Алтайдыҥ Чолмоны» и «Звезда Алтая» зима 1966 года была действительно многоснежной, холодной, джутовой. В колхозах Кош-Агачского района замерзло много всех видов скота. Об этом свидетельствует 11-й вопрос «О ходе зимовки скота и подготовки к окотной кампании овец в колхозах района» заседания бюро Кош-Агачского райкома КПСС от 7 февраля 1966 года. В постановлении отмечено: «Заслушав информации председателей и секретарей партийных организаций колхозов о ходе зимовки скота, бюро райкома отмечает, что… ряд отдельных стоянок оказались неподготовленными перенести бураны, прошедшие в конце января и в начале февраля 1966 года. Во многих стоянках колхозов им. Калинина, «Путь к коммунизму», Мухор-Тархата не были досрочно созданы запасы кормов. В результате этого в колхозах района замерзли 2774 голов овец, 958 голов яков. Особенно большой падеж скота допустили колхозы: им. Калинина – овец 537 голов, яков 27 голов, «Путь к коммунизму» — овец 401 голову, яков 22, Мухор-Тархата – овец 400 голов, крупного рогатого скота 200 голов и 140 голов не найдено. Колхоз Кызыл-Мааны еще не имеет окончательных данных падежа, но даже по неполным данным в этом колхозе утеряно 2 стада яков, а в одном стаде замерзло 85 голов». Стиль и формулировки документа сохранены.
О зимовке, о январско-февральских зимних буранах 1966 года Бакыт Сапанович Махметов, в то время заместитель председателя, секретарь партбюро этого колхоза вспоминает: «Зима была холодной, снежной, частыми длительными буранами. Замерзла много мелкого и крупного скота. Чабан К. Енчинова погибла, спасая общественный колхозный скот. Ее вместе с отарой нашли на второй день вблизи границы СССР и Монголии, сначала похоронили рядом со стоянкой, значительная часть животных остались живы. Затем решением бюро райкома КПСС перезахоронили на центральной усадьбе колхоза – в с. Бельтир. Самое обидное то, что мужество чабана-женщины Енчиновой К., которая спасла скот колхоза ценой собственной жизни, осталось без внимания, не отмечено. Хотя по данному трагическому случаю было принято постановление бюро Кош-Агачского райкома КПСС, которое обращалась в обком КПСС и облисполком с просьбой ходатайствовать перед Президиумом Верховного Совета СССР о награждении К. Енчиновой посмертно орденом Ленина. Сам был участником этого бюро. Считаю необходимым в год 100-летия Ойротии ставить вопрос о награждении мужественного чабана государственной наградой России».
Действительно по данному трагическому случаю бюро Кош-Агачского райкома КПСС решило обратиться в вышестоящие областные органы власти: «2. Просить областной комитет КПСС и исполнительный комитет областного Совета депутатов трудящихся войти в ходатайство перед Президиумом Верховного Совета СССР о награждении тов. Енчиновой Каратыйт (посмертно) орденом Ленина за проявленное ею мужество при сохранении общественного скота. Секретарь райкома КПСС В.Т. Иртамаев».
Данное постановление бюро Кош-Агачского райкома КПСС не нашло поддержки в партийных и советских органах Горно-Алтайской автономной области и Алтайского края. Ходатайство не рассмотрено, в президиум Верховного Совета СССР не направлено. Мужество и трагическая смерть старшего чабана колхоза «Кызыл-Мааны» Кош-Агачского района, матери троих детей К. Енчиновой на уровне области, Алтайского края и Советского государства осталась без внимания, без достойной оценки и моральной поддержки, без государственной награды.
С тех пор прошло более 56 лет. Считаю, что никогда не поздно по достоинству оценить и отметить мужество нашей землячки К. Енчиновой при спасении общественного скота.
Наш долг сообща добиться достойной оценки мужества и награждения государственной наградой Енчиновой К. – чабана, женщины-матери. Обращаюсь к землякам — жителям, общественности, депутатам и руководству Бельтирского сельского поселения и руководству Кош-Агачского района с просьбой проявить инициативу о возбуждении ходатайства о присвоении звания Героя России Каратыйт Енчиновой (посмертно), старшему чабану колхоза «Кызыл-Мааны» Кош-Агачского района, за проявленное ею мужество при сохранении общественного скота 31 января 1966 года. Организовать проведение собраний общественных организаций и сбора подписей жителей села с ходатайством о присвоении Енчиновой Каратыйт звания Героя Российской Федерации. Качественно подготовить необходимые документы с обоснованием. При этом прошу помнить пословицы: «Под лежачий камень вода не течет» либо «Дитя не плачет, мать не разумеет».
В связи со 100-летием Ойротской автономной области и женского движения, первого съезда (конференции) женщин Горного Алтая вношу предложение и прошу главу Республики Алтай, председателя правительства Республики Алтай о нижеследующем:
Обратиться к президенту Российской Федерации В.В. Путину с просьбой присвоить звание Героя России Енчиновой Каратыйт (посмертно), старшему чабану колхоза «Кызыл-Мааны» Кош-Агачского района, за проявленное ею мужество при сохранении общественного скота 31 января 1966 года.
В современной России имеется практика присвоения звания Героя России чабанам. К примеру, в 2007 году было присвоено звания Героя РФ Бабу-Доржо Михайлову, ст. чабану ГУП «ОПХ «Ононское» Шилкинского района Читинской области «За проявленный героизм и самоотверженность при спасении отары овец и высокие достижения в труде» (указ Президента РФ от 03.10.2007г. №1317).
Очень надеюсь, что мое предложение будет поддержано общественностью и органами государственной власти и местного самоуправления республики.
Ветеран труда, член Общественной палаты Республики Алтай Н.М. Малчинов
Да…
Эта штука покруче Фауста Гёте будет…
Шутка, что ты знаешь про этих людей, о их суровой жизни, бесстрашный труд что бы такой как ты жил в достатке. Отдали самое ценное жизнь.
Он написал шТука а не шутка. Труд их тяжёл и суров, но не стоит ни стадо баранов, ни чьи-то хотелки, человеческой жизни. К сожалению, понять это бывшим «савецким» людям тяжело…
Тебе, шкура продажная, не понять Советского Человека.
Не напрягайся.
Проиграли ту войну, проиграете и эту.
Спасибо автору за поднятую тему. Пусть и прошло много лет, этот подвиг не должен быть забытым. Мороз по коже, какие же люди были того времени!Вечная светлая память женщине героине!
Первый раз не соглашусь с замечательным автором, Н. М. Мальчиновым. В душе у меня протест против спасений животных, в основе которых лежит смерть ЧЕЛОВЕКА… ЗАЧЕМ??? Считаю, что в данном случае, надо выговор и общественное осуждение вынести тем людям, кто «воспитал» в молодом поколении такую черту как «мнимая жертвенность»? Зачем??? Дети остались без матери, колхоз без специалиста? В основе проявлении мгновения жизни должна всегда лежать крупица разумности!
Не могу согласиться с идеей награждения работницы колхоза… Эти действия работницы должны СТРОГО ОСУЖДАТЬСЯ И ДОЛЖНЫ СТАТЬ ПРИМЕРОМ ДЛЯ БУДУЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ «КАК НЕЛЬЗЯ БЕСТОЛКОВО РАСПОРЯЖАТЬСЯ ЖИЗНЬЮ».
ИЗВИНИТЕ за негативный комментарии. Промолчать не мог…
Соглашусь с Денисом… Не стоят спасённые бараны человеческой жизни.
Разве она кого-то спасла,
В чем подвиг?
Да… знали бы эти люди, какое ублюдочное племя придет им на смену, может быть и не напрягались бы так, скорее в колыбели бы придушили.
Трагедия — это факт. Женщина погибла на рабочем месте — это тоже факт. И это во все времена считалось и считается достойным для того, чтобы отметить общественным вниманием.
И поддержу тех, кто считает, что жизнь человека и тем более матери трёх детей, превыше всего. И уж точно выше жизни нескольких десятков овец. Но, одновременно, не могу иметь и капли осуждения для Каратыйт. Так уж случилось у неё.
Звание Героя России — перехлёст. Но вот эта публикация и поминание добром — правильно.
Работа чабана действительно очень тяжела, тем более в Советские годы. Подвиг Енчиновой К. и ей подобных должен быть замечен и наверняка был замечен. Считаю что необходимо отметить всех чабанов, и тех кто сталкивается с этим нелегким трудом. Награждение одного лишь человека не даст того результата который бы хотелось достичь — привлечение внимания к этой сложной работе!!! Наверняка есть ситуации когда другие чабаны так же самоотверженно выполняли свой долг, работу, и х близким будет обидно, что их родственники остались без награды. Поэтому прошу проработать вопрос связанный с увековечиванием памяти чабанов!!!!!!
Трудно сейчас из 2022 судить о событиях 1966 года. Тогда была совершенно другая страна и люди в большей своей части были другие. У них было совершенно иное представление о чувстве долга, иное отношение к своей работе. В то время был лозунг «Раньше думай о Родине, а потом о себе!». Эта женщина искренне верила что это ее долг спасти колхозное имущество, даже ценой собственной жизни. Поведение советских-партийных органов, которые даже не стали напрягаться по вопросу награждения этой женщины, красноречиво демонстрирует истинное отношение тогдашнего государства в простому человеку. Впрочем оно и сейчас такое же. Государству, что тогда, что сейчас нужен народ исключительно для выполнения им поставленных задач, которые не всегда преследуют благополучие этого народа. Что тогда, что и сейчас в обществе достаточное количество людей искренне верящих в идеи провозглашаемые государством и даже готовых отдать за них свою жизнь. Последние события тому яркий пример.
«Тогда была совершенно другая страна и люди в большей своей части были другие.»
«Гвозди б делать из этих людей:
Крепче б не было в мире гвоздей.» ©
или
«Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!» ©
Вам, укронацикам, таких строк не посветят.
Вот ваши вирши:
«Хохол останется хохлом,
Хоть ты пусти его в Европу.
Где надо действовать умом,
Он напрягает только ж…пу.
И потому-то на Руси
Завещано аж Мономахом:
«Связаться боже упаси
С тремя — жидом, хохлом и ляхом».
Коварен жид, хотя и слеп,
Кичливый лях — похуже бл…и,
Хохол же съест с тобою хлеб
И тут же в суп тебе нагадит». © Т.Г. Шевченко
Вот кто нацист-то. Мимо крокодил. Изливает ненависть и призрение к другому народу. Не удивительно, что он рвёт здсь …опу за войну. Ранее можно было подумать, что пропаганда ему вбила в сознание то, что его двигает на борьбу с якобы нацистами. Жили- были украинцы, а потом, бац, они стали вдруг нацистами.
Ан, нет. Оказывается «Мимо крокодил» ненавидит украинцев не за приобретённый ими нацизм, а за то, что они украинцы — хохлы по его пониманию.
Зубакин, ты вроде аж главой РА был? Откуда такая безграмотность? «ПрИзрение».
И этот с отмороженной или с гнилой совестью человек не гнушается распространять фейки с дерьмом на украинцев. При том, понятно, что «Мимо крокодил» очень низкого уровня развития. Такого, что не может понять элементарного: Т.Г. Шевченко, любивший Малоросиию и малороссов, являясь при этом частицей этого, не мог написать такого про свой народ и по сути про себя.
https://provereno.media/2022/04/05/prinadlezhit-li-tarasu-shevchenko-oskorbitelnoye-stikhotvoreniye/
«Вот кто нацист-то. Мимо крокодил.»
Я интернационалист, дура ты старая.
«Изливает ненависть и призрение к другому народу.»
пруфы будут? дебила ты престарелая.
«Жили- были украинцы, а потом, бац, они стали вдруг нацистами.»
да-да, хохлы тоже самое твердят — «у нас до 24.02.2022 всё было прекрасно, нацистов нет».
«Оказывается «Мимо крокодил» ненавидит украинцев не за приобретённый ими нацизм, а за то, что они украинцы — хохлы по его пониманию.»
не приобретённый, а тщательно культивируемый нацизм.
хохлы — это одно из самоназваний украинцев, в нем ничего оскорбительного нет.
Говоришь «хохол» и все прекрасно понимают о ком речь — максимально хитрожопый окраинный народ, палец в рот не клади, на пустом месте такие поговорки — «хохол родился, еврей заплакал», не появляются.
Хоть у одного гоблина хватило ума «разоблачить» фейк и то радует.
«Т.Г. Шевченко, любивший Малоросиию и малороссов, являясь при этом частицей этого, не мог написать такого про свой народ и по сути про себя.»
Вот именно, Шевченко никогда себя не считал хохлом (украинцем), для него это было оскорбительно.
Всё таки не ожидал, что здесь, а может и во всей республике, столько много нацистов, ненавидящих украинцев только за то, что они украинцы.
При том все они имеют возможность легко установить то, что стих, приведённый одним из тех нацистов, о которых я пишу, является фейком. То есть Щевченко Т.Г., никогда не писал оскорбительных слов о своём народе.
Всё таки не ожидал, что здесь, а может и во всей республике, столько много нацистов, ненавидящих украинцев только за то, что они украинцы.
————-
«ненавидящих украинцев только за то, что они украинцы». Не за это, а за то, что они ненавидят россиян, их кричалки «москоляку на гиляку», «кто не скачет, тот москаль» стали уже официальными лозунгами так сказать украинского государства. Украинские нацики воевали в Чечне. Сейчас многие пленные украинские вояки все в фашистских наколках, крестах и пр. Все это видят, кроме таких как ты. А много Семен ты видел нацистских наколок у российских военных? А у жителей Республики Алтай?
Мой близкий родственник встретил 22 июня 1941 года в на границе, в Закарпатье. Потом были тяжелые бои и отступление. Он говорил о том, что им, отступающим, голодным и раненым, встретиться с фашистами было лучше, чем с местными жителями. Фашисты хоть были открытыми врагами…
Так что у современного украинского нацизма длинные корни.
Чтобы ненавидеть украинцев — сначала надо определиться, а существует ли такой народ как украинцы?
Вы как человек заставши в сознательном возрасте Советский Союз, наверное, изучали и историю КПСС, политэкономию.
Со времен Руси, Новгородской Руси, откуда государственность распространялась на юг по Днепру до условной Киевской Руси, Владимиро-Суздальской, до Московского княжества, царства до Российской империи и СССР, не существовало такой национальности как украинец. Придуманное название жителей территорий Малороссии, Заднепровья и Западной Украины. Будет Вам известно, что в Закарпатье до начала ВМВ жители называли себя русинами, но не украинцами.
Александру вопрос: а когда появились алтайцы?
Ну и добавок: выйдите на улицу и заявите, что алтайцев как нации нет, мол «до Московского княжества, царства до Российской империи и СССР, не существовало такой национальности», скажу больше до ВОВ такой национальности не было. Думается, что это будет противоречить мнению множества встреченных Вами людей, да и действующей, и прошлой редакции Конституции РФ. Так что Ваши аргументы действуют лишь в ситуации, когда она применяется и иным и далеким народам и людям. Примерьте к себе и к своему народу, чтоб стало понятно.
Ответ «Александру».
Цитирую Александра: «Будет Вам известно, что в Закарпатье до начала ВМВ жители называли себя русинами, но не украинцами.»
Ну, и знаток истории и географии!
ПЕРВОЕ: И сейчас в Украине есть русины. Русины как были, так и остались русинами. И ранее и сейчас они не имели и не имеют никакого отношения к русским.
ВТОРОЕ: В Киевской Руси также были русы (не русины). Но это не русские. Надо бы Вам поразбираться в этих тонкостях формирования этносов и народов.
Те, кто не утруждают себя мышлением и знаниями принимают созвучие в название как нечто единое. Но это увы, не так.
Учите матчасть и только потом с большой осторожностью беритесь за поучения.
Крокодил, ты скажи с чего тебя так прет? Неужели пропагандистское зомбирование на тебя так действует? Я вот читаю твои комменты и прямо ощущаю как с экрана летит твоя слюна бешенства.
вофка, я же тебя не спрашиваю какого дерьма ты навернул прежде чем полез писать свои «великие мысли» на НГА.
меня интересует другое — нафига ты пишешь мне, «замученному пропагандой бешенному зомбаку»?
я вот например уверен в одном — закончится СВО и большинство вас, ботов, сдует и с этого ресурса и с других где вы ведёте свою пропаганду якобы «против войны».
разве что старая маразматичка тут останется, надо же ему где-то рекламировать свой сайт, где он строчит свои опусы о временах былой «славы» и «великих подвигах» на благо становления РА.