В историко-культурном заповеднике «Межелик» в окрестностях села Курай Кош-Агачского района в начале августа прошел межрайонный праздник «Алтай — колыбель тюрков». Место проведения было выбрано не случайно – здесь находится одно из самых известных древних каменных изваяний Горного Алтая Кезер, ставшее символом тюркской эпохи.
Священная земля у подножья белоснежного Актру собрала тубаларов, кумандинцев, челканцев, шорцев и теленгитов. Вечером в день заезда всех гостей объединил «Костер дружбы». Теплую дружественную атмосферу создавал не только гигантский огонь, вокруг которого участники образовали хоровод, символизирующий единение родственных народов, но и колоритные выступления делегатов. Наряду с традиционными напевами звучали популярные хиты алтайской эстрады. Гости приветствовали хозяев праздника и обменивались памятными подарками.
Ранним утром старейшины провели обряд поклонения Саҥ салыш, являющийся главной составляющей всех мероприятий алтайского народа.
Торжественное открытие праздника началось с парада, который возглавили делегаты из Улаганского района, за ними прошли представители Майминского района. Зрители тепло встречали делегатов самого молодого муниципалитета нашей республики – Чойского района, а также участников этнофестиваля из Турочака. Замкнули колонну гости из города Кемерово, Новосибирской области и Алтайского края.
Потом было театрализованное открытие. В основу представления легла древняя легенда о богатом селении Белого Хана. Во время нашествия врагов он попал в плен и был тяжело ранен, но духи Алтая помогли Белому Хану спастись и продолжить свой славный род теле, потомками которого являются современные телеуты, тубалары, теленгиты, алтайцы и другие. В представлении были задействованы 150 человек.
Затем собравшихся приветствовали председатель районного совета депутатов Санаш Дидунов, первый заместитель главы муниципалитета Евгений Тихонов, ага-зайсан теленгитов Чуйской степи Василий Сурунов, руководители делегаций.
Праздничная программа продолжилась фольклорным конкурсом «Сохраним традиции предков». В этом конкурсе бесспорными лидерами стали хозяева праздника, второе место заняли гости из Чойского района, а на третьем месте оказались улаганцы. Специальный приз получили участники из Турочакского и Майминского районов.
В юмористическом конкурсе «Юморина» («Каткырма») учитывались сценическая культура, злободневность, артистичность и оригинальность жанра. Первое место занял театр «Байлык» из села Новый Бельтир, показавший извечную проблему женщин — лишний вес. Зрители не умолкали ни на минуту, заливаясь от смеха. Второе место заняли артисты из Улаганского района, третьими стали гости из Чои.
На выставке-ярмарке «Наследие мастеров» («Устар энчизи») можно было встретить настоящие произведения искусства. В результате долгих обсуждений лучшими в своем деле признаны И. Диятова, К. Болтокова, Д. Сапо, С. Капорин, И. Чеконов, Н. Веселкова, М. Аткунова, Л. Мендешева, С. Майхиева, Л. Лубякина, А. Беленирова, Г. Адунова, Т. Тойдонова, Л. Чепконикова, А. Белявский.
В конкурсе национальных блюд каждое муниципальное образование представляло на суд жюри разнообразие местной кухни. Стоит отметить скрупулезный подход участников к развитию национального кулинарного творчества и преумножению традиций в приготовлении блюд. Лучшими в своем деле признаны кулинары из Чойского района. Второе место у Кош-Агачского, третье — у представителей Маймы. Специального приза удостоены гости из Улагана.
Спортсмены показали свою силу и ловкость в соревнованиях по национальным видам спорта: кÿреш, токпок чачары (метание булавы), камчы (соревнование с плеткой), тебек (набивание жестка).
В соревновании с плеткой лидером стал Максим Емедеков, мастер спорта по камчы Альберт Качашев стал вторым, третье место занял Чагачы Чильчинов.
В метании булавы не было равных Ай-Мергену Белешеву, второй результат продемонстрировал Досым Биахметов. В очередной раз подтвердил звание призера на данном фестивале Сухраб Санаев. А среди прекрасной половины самый лучший результат показала чемпионка многих народных праздников Айсура Табылгинова, второй результат у Марии Чулчугашевой, бронза — у Софии Сатлаевой.
Чемпионом по тебеку признан Андрей Анатпаев, серебро у Мергена Адыкаева, на третью ступень пьедестала почета поднялся Аткыр Мудаев.
Борьба кӱреш проходила по пяти весовым категориям 60, 70, 80, 90 и свыше 90 кг. В самой легкой весовой категории чемпионом стал Игорь Алмадаков, серебро у Сергея Ахметова, третье место занял Артем Аурсулов. Среди борцов до 70 кг победу одержал Сергей Калкин, немного ему уступил Эркемен Тадыкин, на третью ступень пьедестала поднялся Еркиндос Кожабаев.
В средней весовой категории пьедестал почета распределился следующим образом. Бесспорный чемпион — Эркин Чугулов, на втором месте Байрам Юнхунов. В очередной раз статус бронзового призера на данном фестивале после трехлетнего перерыва подтвердил Леонид Тулин. В категории до 90 кг чемпионом стал Мерген Каварлин, батыр Чуйской степи, выигравший титул абсолютного чемпиона на районном празднике Чагаа-Байрам в 2021 год. Обладателем серебра стал Айвар Акчинов, замкнул тройку призеров Олег Гнужняк. Среди тяжеловесов победу одержал Аймерген Белешев, на втором месте Вениамин Барбачаков, на третьем- именитый тренер Рамазан Мажетканов.
Изюминкой фестиваля стали скачки на верблюдах. Всего четыре наездника решились принять участие в столь необычных состязаниях и обучить верблюдов. Дело это не простое, однако зрители с интересом ждали старта. Верблюд хотя и стадное животное, но забег наперегонки — это не про них. В связи с этим было принято решение: стартовать по отдельности на время. Верблюды то и дело сходили с дистанции, однако напористым наездникам удалось взять дело в свои руки и покорить заветный финиш. Победу одержал Чагачы Чильчинов с верблюдом по кличке Студент. Второе место занял Шуну Саватов, третье время показал Айсудур Тадыров.
Также в рамках праздника прошел круглый стол «Традиционная культура: перспективы развития в современных условиях». Его вела кандидат филологических наук, старший научный сотрудник отдела народного творчества Республиканского центра народного творчества, член Союза журналистов Алевтина Наева.
… Отгремел фейерверк, гости разъехались. Остался Кезер в гордом одиночестве, словно наслаждаясь умиротворяющей тишиной Курайской степи, напоминая нам сквозь века — нет будущего без прошлого.
«На священную Курайскую землю хочется возвращаться вновь и вновь. Она словно подпитывает нас своей энергетикой, -= сказал один из гостей. — В наших жилах у всех течет одна кровь, не важно, какой мы географической принадлежности. На таких больших праздниках мы напитываемся силой, у нас расправляются плечи, наша гордость и самосознание проявляются во всей полноте. Мы нуждаемся в таких праздниках, и название одного из конкурсов этнофестиваля говорит само за себя — это действительно «Зов предков».
По материалам газеты «Чуйские зори»
самый молодой у нас Чемальский район
А самое интересное в том, что наш музей не отдаёт курайцам оригинал каменного батыра. И всё это происходило у копии. Видно забыли как сами просили, умоляли, собирали подписи для того, что бы вернуть «Принцессу Укока» домой, на Родину. А сейчас действуют с точной противоположностью.
Неоднозначно звучит — колыбель тюрков.
Вот прочитает это Эрдоган и задумается.
И финны тогда кто, тоже тюрки?
У финнов с Горным Алтаем связи есть.
Стараются, чтобы это не увидели.
И вообще, здесь самобытная структура, что сразу тюрков примазывать. Давно все русифицированные.
Что в алтайцах нормально, не воинственный, мирный народ, о смысле жизни.
А не о том, как бы кого нибудь
«Давно все русифицированные» — смотри как бы не дерусифицировались обратно. После таких комментов)
Ну извини, вчера вот по пьянке так написал. Правильно ли я написал или неправильно не знаю сам. Такой я писатель.
«Алтай — колыбель тюрков» — звучит амбиционно, а где все другие представители тюркских народов Евразии, где основополагающее единство этих народов?
Фестиваль на заявленное не тянет, не более чем местный междусобойчик. Для тех мероприятий, которые проведены в рамках мероприятия — есть «Эл-Ойын».