Сегодня в Горно-Алтайске прошло традиционное августовское совещание педагогических работников. А утром в телеграм-канале Philologia mira, который ведет доктор филологических наук Павел Алексеев, появилось «Послание завкафедрой русского языка и литературы августовской конференции работников образования».
В обращении поднимаются актуальные для сферы образования вопросы, в связи с чем предлагаем читателям «Новостей Горного Алтая» ознакомиться с обращением.
15 августа приемная комиссия ГАГУ объявила дополнительный набор по целому ряду направлений, в том числе и по филологии. Что это значит, коллеги? Это значит, что абитуриентов пришло меньше, чем было бюджетных мест, взяли всех, у кого были положительные баллы, и еще 3 человек не хватило. Теперь подождем этих 3 счастливчиков, сдавших ЕГЭ по литературе или выпускников СПО с ЕГЭ по обществознанию. Искать их днем с огнем я, конечно, не буду — мне их потом учить. А как вы представляете себе эту картину: я уговариваю — принесите нам согласие и аттестат, а потом этот «кадр» не будет ходить на пары или ходить с видом гигантского одолжения? А потом еще и к вам в школу придет работать. Я знаю, какие у нас в большинстве талантливые и умные студенты, в такую компанию одолженцев не надо. Как заведующий я понимаю, что недоборы отражаются на ставках и вообще на будущем филологии в республике, но как преподаватель я уверен, что лучше меньше да лучше. Наши филологи на вес золота, не хочу их разбавлять случайными людьми. В общем, обычная дилемма.
Но вот что хочу сказать по этому поводу, обращаясь к директорам школ и министру образования и науки Республики Алтай: это проблема не только ГАГУ.
О чем вы думаете каждый раз, дорогие директора и завучи, когда звоните мне и слезно просите дать вам старшекурсников и выпускников, потому что у вас горит, не хватает 3-4 учителя-словесника (это в городе-то!), оставшиеся учителя на двух и более ставках, потому что учить некому (а те, кто на двух ставках — они, как думаете, имеют время на самообразование? Классно учат детей или в большинстве просто мечтают дожить до отпуска? Они вообще вечные, что ли?)? Вы думаете хорошие учителя русского и литературы к вам с Марса падают? Или мы их на кафедре можем наштамповать в любом количестве по первому вашему запросу к 1 сентября?
Давайте лучше признаемся, всем глубоко плевать на то, что происходит с филологией до тех пор, пока жареный петух не напомнит. Мы все предпочитаем не знать, как складывать 2+2 как можно дольше. Но это время закончилось. Я вам прямо скажу: если из-за систематического недобора Москва не даст нам бюджета на филологию, забудьте об учителях. По опыту работы могу вам сказать, что хорошие учителя могут получиться только из тех ребят, кто занимается наукой, а такие в большинстве на филологии, педобразование по определению на это не заточено. Дальше как снежный ком. Не будет набора на филологию — не будет воспроизводства кафедры, следствием этого будет общая деградация высшего образования в республике, потому что филология (вместе с физматом и естественнонаучными направлениями — там тоже, кстати, недобор) — основа высшей школы. Если прикроют ГАГУ, смело закрывайте на клюшку и всю республику. Итак, недобор по филологии — это удар по всей Республике Алтай, а не только по нашей кафедре.
Когда мы осознаем, наконец, что эта проблема решаема, если приложить усилия?
Директор той школы, где жесткий дефицит учителей, ведь может профориентировать своих учеников, заключить договор о целевом обучении или хотя бы стимулировать сдачу ЕГЭ по литературе. Почему не делает?
А министерство образования и науки ведь может так выстроить систему поощрений, чтобы школьники записывались на ЕГЭ по литературе. Почему не делает?
Или вы думаете в стороне постоять, посмотреть, как все решится само собой? У школы и министерства здесь системообразующая роль, так почему бы не заняться латанием дыр в тех местах, где корабль дал наибольшую течь? А то как с патриотизмом носиться, так тут вам в помощь русский язык и русские писатели, а как помочь филологии выжить, так это дело ГАГУ.
Так не пойдет, коллеги. У нас должно быть системное государственное мышление.
Разве вы не знаете, что в школах не хватает учителей-словесников? Разве не знаете, что учителя отговаривают детей от сдачи ЕГЭ по литературе, вынужденно соответствуя министерским критериям (им бы русский подготовить на уровне)?
Пора бы уже от августовской болтовни переходить к сентябрьским решениям, коллеги.
Автор умолчал про другие специальности и систему подушевого финансирования, расчёта средней зп со всеми переработками, а не одну ставку (18к превращаются в 30), отсутствие жилья, которые никакая профориентация не скрасит и никакие целевые договоры. Абсолютно наркоманское правило по земскому учителю, что нужно ехать минимум за 100 км, хотя в том же Алтайском крае такого препятствия нет. Это они так с коррупцией борятся? Не особо-то и помогает, судя по уголовному делу бывшего министра Бондаренко и раздаче должностей по блату, как тому же Сыркашеву. Господин Алексеев печалится о судьбе филологии. Да, претензии во многом обоснованы, но проблема не только в филологии. Студент не пойдет в науку дальше магистратуры, потому что в аспирантуре ему с мерами поддержки аспирантов в ГАГУ придётся пахать на работе, искать гранты и ещё успевать писать диссертацию. Что до бакалавриата или специалитета, то большинство абитуриентов составляют по-прежнему низкобалльники, которым не нашлось места в других вузах. Эти дети не виноваты, что плясать в университете у них получается лучше, чем учиться. Может товарищу Недельскому стоит больше думать об улучшении материально-технической базы вуза и обеспечении преподавателей, повышению качества лингвистической подготовки студентов и лучшем контроле учебных планов, а не о своей либеральной тусовке с мантрами про то, что университет должен сам научиться зарабатывать, забивая на кадровую политику, когда методистами работают родственные некоторым сотрудникам люди не то что без степеней, но без педагогического опыта?
А кто такой недельский? Вертолетчик политических наук вместо алкаша? Да и то глава РА насильно впихнул в разоренное гнездо жулика кукушонка, который за счет вуза катался по стране устраивая свои делишки. Второй год в приемной кампании видна профессиональная рука пиара дармоедов пиарщиков друганов педалика.
Мне кажется, что это проблема не только филфака, но и всех остальных факультетов, где готовят учителей. А по большому счету сейчас готовят специалистов в широком и очень расплычатом понимании. Смотрю на некоторых учителей: называется закончила педучилище или университет кое-как,
никуда не смогла устроиться, пошла в школу, детей ненавидит, родители те ещё су…и( хотя конечно и таких хватает), в итоге сама отбывает повинность и детей мучает. Самое страшное, что я понимаю, что она как учитель просто никакая. Обьясните мне пожалуйста как у классного руководителя, по профильному предмету может быть 80-90% бездарей, не способных написать контрольную хотя бы на 3-4. Ведь оценки за контрольную и тем более экзаменационную работу это в первую очередь оценка работы учителя!
Если Ваш ребенок не очень в учебе, это не значит, что преподаватели плохие. Больше занимайтесь с Вашим ребенком!
Школьное обучение это абоюдная деятельность как школы с учителями, так и ученика с его родителями. Помнить об этом нужно всегда!!!
Обращение одностороннее, освещает только одну проблему, не хватка учителей, но эта не проблема, это способ довести з.п. до регионального уровня. Если учитель будет работать на одну ставку (18 часов), то будет получать 18-19 тыс. рублей. Так, что это простая игра для формального отчёта о исполнении Указа Президента РФ 2012 года.
«А если хочется деньги зарабатывать — есть масса прекрасных мест, где можно сделать это быстрее и лучше. Тот же самый бизнес. Но вы же не пошли в бизнес, как я понимаю», — Медведев