В Республике Алтай чабанам будут компенсировать потерю скота из-за нападений снежного барса. Об этом договорились Сайлюгемский национальный парк и Межрегиональная ассоциация «Ирбис».
Сотрудники нацпарка подвели итоги международной экспедиции на Южно-Чуйский хребет в Республике Алтай. Она состоялась в сентябре при поддержке ассоциации «Ирбис». Главным результатом стала договоренность со скотоводами Южно-Чуйского хребта. Они будут сообщать природоохранникам о случаях нападения ирбиса на домашний скот. Нацпарк обещает компенсировать чабанам ущерб. Средства для этого предоставит ассоциация.
Первая подобная процедура состоялась весной этого года. Хозяйка стоянки потеряла 27 баранов, на которых напали самка ирбиса с котятами. Женщина получила компенсацию. Такая схема работает в соседней Туве. Задача – предотвратить месть скотоводов барсам за убийство домашнего скота.
По словам заместителя директора Сайлюгемского нацпарка Дениса Гуляева, на Южно-Чуйском хребте обитает минимум 13 ирбисов. Это второй важный очаг обитания снежного барса в Горном Алтае после долины реки Аргут, где фиксируют до 20 особей.
«Необходимо вести постоянные наблюдения, так как на территории разрешена охота, а летом растет беспокойство со стороны неорганизованных туристов. Во время экспедиции мы видели и сибирских горных козлов, и алтайских горных баранов, значит пища у ирбиса есть, но охотничий пресс также высок. С чабанами договорились об оперативном сообщении о нападении ирбиса на скот. Сотрудники Сайлюгемского нацпарка выедут на место происшествия, и в случае подтверждения нападений ирбиса, а не волка, чабаны получат компенсацию. Поддержку окажет Межрегиональная ассоциация «Ирбис», – отметил Гуляев.
Как сообщили в пресс-службе нацпарка, в международной экспедиции приняли участие природоохранники Тувы, Алтая, Бурятии, Монголии и Киргизии. Они проверили и установили новые автоматические камеры, а также подтвердили деление группировки ирбиса на хребте на западную и восточную части. В средней части хребта ученые установили больше фотолоушек. Они надеются, что здесь также удастся увидеть снежных барсов. Кроме того, участники насчитали минимум пять известных экспертам ирбисов. Это самцы Сайлу и Т03, самка и котята в возрасте до двух лет.
Денис Гуляев объяснил, что в Монголии и Киргизии численность и активность ирбиса выше, камеры там ставят «по низам». А в Горном Алтае снежные барсы ходят по хребтам, здесь камеры стоят на высотах до 3 тысяч метров над уровнем моря в труднодоступных суровых местах. «Сотрудники Сайлюгемского нацпарка накопили колоссальный опыт работы по изучению и охране снежного барса, и нам было чем поделиться с коллегами», – подытожил он.
Фото: Евгений Бутушев.