Прошло уже более 40 дней с момента крушения самолета Ил-76, перевозившего украинских пленных для обмена. 24 января 2024 года борт ВКС России был сбит американской ракетой над Белгородской областью при заходе на посадку. Среди погибших членов экипажа был сын нашего земляка – Владислав Чмирёв. Его отец Вадим Вадимович родился в Горно-Алтайске в семье военного летчика из центральной России и девушки с Алтая. Его детство прошло в военных городках Сибири.
Вадим Николаевича Чмирев (дед погибшего в Белгородской области лётчика) в середине 80-х получает назначение к новому месту службы – в Саратовскую область. В Балашове находилось уникальное военное училище. Как любили подчеркивать офицеры-балашовцы, это было единственное в мире военное учебное заведение, где готовили военных летчиков для пилотирования самых больших самолетов: военно-транспортной, дальней бомбардировочной, противолодочной и морской ракетной авиации. Выпускники этого училища летали на самолетах-гигантах Ан-124 «Руслан», Ту- 160 «Белый лебедь», Ту-95 и, конечно, Ил-76.
В 1996 году это училище заканчивает Вадим Вадимович (отец погибшего летчика) и служит летчиком-инструктором, обучает летать курсантов на самолете Ан-26. В 1999 году у него родился сын Владислав.
В марте 2006 года Влад с семьей в первый раз приехал в Горно-Алтайск, в гости к прабабушке и другим родственникам. Тогда он еще даже не ходил в школу, но уже стойко выносил подъемы на гору Комсомолку и «марш-бросок» в сторону Новой Заимки. В 2014 году он побывал в нашем городе в последний раз; поднялся на подъемнике в Манжероке, посетил обновленный музей и увидел, как в весенней тайге растет колба.
В тот приезд он уже мечтал стать летчиком — как папа, дед и даже прадед. Он просил родителей отпустить его в Суворовское училище, чтоб повысить шансы на поступление в летное училище, чтоб мечта о небе стала ближе.
После 9-го класса Влад учился в Челябинской школе с первоначальной летной подготовкой, закончил ее и поступил в Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков. К тому моменту несколько летных училищ объединили в одно, сделав центром Краснодар. Не избежало этой участи и балашовское училище. В 2022 году он стал лейтенантом и получил распределение в Оренбург на Ил-76. Мой сын, глядя на Влада, стал мечтать о пилотировании Ан-124 «Руслан». Это было большим событием для всех родственников, мы гордились Владом!
Сразу же после трагедии в одном из интернет-комментариев кто-то написал, что, мол, не слишком ли «круто» для выпускника сразу на Ил-76 стать «праваком» (так на летном жаргоне именуют правого летчика – помощника командира). Да, он действительно был достоин этого распределения!
Последний раз мы общались с ним по телефону в день его рождения, 26 октября 2023 года. Он иногда не отвечал на звонки, понятное дело – полеты. В этот раз он сам перезвонил, мы долго разговаривали о службе, о том, что он успешно прошел испытания на присвоение летного класса и вот уже скоро его смогут назначить командиром корабля. И так бы оно и вышло, ведь Влад отличался успехами в летной подготовке. Гены давали о себе знать.
Представитель комсостава полка, где служил Владислав, указывал в беседе с журналистами, что, поскольку взрыв ракеты пришелся на левую сторону, то, возможно, борт уводил помощник командира. И этот же офицер отмечал, что ни один летчик не выпрыгнет с парашютом, если на борту пассажиры: «А в данном случае еще и пришлось уводить самолет от населенного пункта подальше в поле». Жители села Яблоново хотят, чтоб в честь погибшего экипажа в их селе установили памятник, такая инициатива была озвучена ими сразу же после трагедии.
Первым, кто публично назвал летчиков героями, был священник из Яблоново отец Георгий (Боровиков). Со слов очевидцев, Ил-76 начал падать на местную школу. Отец Георгий сам бывший офицер ВМФ и тоже сын и внук военного летчика указал, что экипаж (теоретически) мог покинуть борт, но до последнего они уводили самолет, чтоб спасти людей на земле. Теперь на службах в храме святого великомученика Дмитрия Солунского всегда будут поминать героев, спасших село.
В песне на стихи Роберта Рождественского «Огромное небо» повествуется о том, как летчики ценой собственных жизней увели падающий самолет от города. Никогда не думал, что теперь эта песня всегда будет напоминать мне о последних секундах жизни моего двоюродного племянника:
Мелькают кварталы,
но прыгать нельзя…
«Дотянем до леса! –
решили друзья. –
Подальше от города
Смерть унесём.
Пускай мы погибнем, пускай мы погибнем,
пускай мы погибнем, но город спасём!
Стрела самолёта
рванулась с небес,
и вздрогнул от взрыва
берёзовый лес…
Темир Трояков
Темир, спасибо за воспоминания о Владиславе.
Хорошо бы увековечить память о Владислава в Горно-Алтайске. Назвать в честь него новую улицу. Или школу.
Царство небесное убиенному воину Владиславу!
Про маму с Алтая ничего не написано :(
Темир, спасибо тебе большое за прекрасную статью о нашем сыне! Его ждало большое и прекрасное будущее, как лётчика.и как человека! Но…….