Ордынский краеведческий музей в Новосибирской области пополнился неожиданным экспонатом — оленным камнем, или стилизованным изображением древнего охотника. Нашли его ученые Алтайского государственного университета, делавшие мониторинг объездной дороги Новосибирск – Кочки — Павлодар в районе Ордынска. Археологи обнаружили «неизвестного солдата» в нарушенной части дороги и доставили в местный музей, пишут «Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов».
На гранитной плите с человеческий рост схематично изображены голова и лицо человека, ниже на корпусе — пояс с прорисованным оружием, а по «телу» — бегущие олени. Отсюда и название — оленный камень. «Производством» таких камней занимались ранние скифы в IX-VII веках до нашей эры. Возраст ордынского изваяния — три тысячи лет.
Необычность находки в том, что оленные камни на территории Новосибирской области прежде не находили. Районы их распространения — степи Центральной Азии, Горный Алтай, Тува, Забайкалье, Монголия. Вячеслав Молодин, академик, заместитель директора института археологии и этнографии СО РАН, который приехал посмотреть на находку, сделал предположение, что этот оленный камень, скорее всего, «пришелец» с Алтая.
По поводу назначения оленных камней, считается, что они могут быть связаны с ритуальными действиями. Как, например, в Монголии, где до сих пор встречаются святилища с группами оленных камней. «Не исключено, что эти изваяния могут быть связаны и с погребальными комплексами. Тем более что недалеко от того места, где был найден ордынский камень, находится курган, — рассказывает ученый. — На алтайском плато Укок Наталья Полосьмак во время раскопок кургана раннескифского времени обнаружила две аллеи оленных камней. Эти воины служили своего рода стражниками, берегущими покой умершего».
Ордынская находка своеобразная сенсация в мире археологии — ведь этот самый северный из известных оленных камней дает повод говорить о распространении скифской культуры на более северные территории.
«Ордынский музей очень правильно распорядился находкой: камень установили на специальный постамент перед музеем, — рассказывает господин Молодин. — Свой вклад в это дело внесла администрация района. Мне очень понравился музей, нужно только помочь ему с экспонатами. И люди здесь работают грамотные, неравнодушные».
По поводу дальнейшей сохранности памятника, установленного под открытым небом, ученый заметил, что «неизвестный солдат» раннескифского времени, в отличие от памятников нашей эпохи, простоит еще не одну сотню, а то и тысячу лет.