Сегодня, 27 марта, в правительстве республики состоялось совещание, на котором обсуждалось обращение представителей теленгитов, проживающих в Кош-Агачском районе. В письме, которое подписали 203 человека. Как сообщает пресс-служба республиканского правительства, в письме говорится о том, что усилиями археологов они лишились большей и лучшей части культурных ценностей. Теленгиты просят вернуть хотя бы один из культовых экспонатов. Речь идет о каменном изваянии Кожоо-Таш, вывезенном из урочища Межелик близ села Курай в 1972 году. Сегодня изваяние находится в Республиканском музее им. А.В. Анохина.
В совещании приняли участие представители ряда организаций и учреждений, которые имеют непосредственное и косвенное отношение к культуре и истории Горного Алтая. В их числе министр культуры Владимир Кончев, директор Национального музея Римма Еркинова, директор Агентства по культурно-историческому наследию РА Василий Ойношев, начальник отдела культуры администрации Кош-Агачского района Алексей Тадыкин, председатель общины «Межелик» Алексей Шонкоров, член правовой комиссии республиканской Общественной палаты Раиса Саймунова, Эл-Башчы алтайского народа Борис Алушкин.
Кожоо-Таш (в переводе с алтайского «занавес») служил оберегом народа, его духовности и благополучия местного населения. Поэтому теленгитский народ желает видеть, чувствовать и самостоятельно нести ответственность за его сохранность. Необходимо вернуть каменное изваяние на место, где оно было установлено 1,5 тыс. лет назад, считает господин Шонкоров. Полностью поддержал это мнение местного населения и Алексей Тадыкин.
В ответ Римма Еркинова сообщила, что по целому ряду причин Национальным музеем Кожоо-Таш не может быть передан кому-либо. Она аргументировала тем, что свою деятельность музей осуществляет на основании закона «О музейном фонде и музеях РФ». В соответствии с этим законом данное каменное изваяние находится на государственном учете и включено, как и все экспонаты, в единый музейный фонд России. Передача его может осуществляться только через Минкультуры России при условии создания надлежащих условий. Как вариант она предложила организовать на том месте, откуда вывезено изваяние, охраняемое стеклянное сооружение в виде аила, внутри которого и будет стоять Кожоо-Таш.
Участники круглого стола предлагали в целом разработать программу по созданию объектов сохранения культурно-исторического наследия республики, произвести инвентаризацию всех каменных изваяний. Известно достаточно много фактов разрушения и порчи древних памятников монументального искусства, наскальных рисунков не только туристами, но и местным населением. Многие камни с петроглифами вывезены и продолжают вывозиться за пределы региона.
Борис Алушкин выступил с вопросом организации инициативной группы по возвращению всех ранее вывезенных из Горного Алтая экспонатов. Сегодня за пределами Горного Алтая находятся около трех тысяч экспонатов, среди них оригиналы картин Григория Чорос-Гуркина в Томске, Барнауле и ряде других городов страны.
По итогам встречи принято решение о создании на уровне правительства Республики Алтай межведомственной комиссии по вопросам возвращения и сохранения культурно-исторического наследия Горного Алтая.
Напомним, наиболее «желанным возвращением» на протяжении последнего десятилетия жители Горного Алтая считали возвращение на Алтай мумии «принцессы Укока». Мумию обнаружила археологическая экспедиция новосибирских ученых под руководством доктора исторических наук Натальи Полосьмак в 1993 году. Раскопки проводились в урочище Ак-Алаха на плато Укок, расположенном на юге Горного Алтая. Как утверждают ученые, мумии находились в скифских захоронениях, сделанных в 4–5 веках до нашей эры. Тогда на Алтае был период так называемой «пазырыкской культуры».
Мумия была вывезена в Новосибирск для исследований, однако алтайцы не прекращали попыток вернуть ее на историческую родину. С требованиями алтайцев не соглашались новосибирские ученые, заявляя, что для хранения «принцессы» нужен специальный саркофаг. В настоящее время за счет средств «Газпрома» в Горно-Алтайске ведется строительство специального комплекса, куда будет помещена мумия. Предполагается, что ее перевезут в 2020-2011 году.
Гм… Ну, а может, стоит найти «технологическое» решение проблемы? Скажем, изготовить голограммы вывезенных у нас экспонатов и разместить их в нашем музее.
По поводу изваяний согласен с Беликовым, — надо вернуть и поставить в степи обратно! Были бо только граждане более сознательными и не портили их! Всякие там стеклянные камеры в степи вокруг кожоге-таш ну это извините чушь! Сами представьте как это будет выглядеть! И по поводу картин Гуркина тоже несколько смешно звучит, он же как и все художники жил тем что продавал свои работы и многие из них находятся в частной собственности! Сам являюсь собственником пары его работ. Те же региональные музеи зачастую покупали его работы у населения! Так что возврат картин звучит несколько странно. В Анохинском музее насколько я знаю насчитывается более тысячи единиц хранения Гуркина а выставлено всего ничего. Так что вам не стоит жадничать :) А вообще тему Гуркина и его неизвестных работ готов обсудить на форуме Горно-Алтайска если кому интересно…
Надо картины выкупать и возвращать назад. Действительно, они все в частных коллекциях, и просто так хозяева не отдадут.А по поводу перезахоронения принцессы… Она уже достояние всего человечества… Привезти и закопать обратно в землю??? Строительство специального мавзолея — правильное решение ( на мой взгляд).