В 2012 году потребление газа в Китае составило 147,1 млрд кубометров, что оказалось на 13% выше аналогичного показателя предыдущего года. Объем добываемого газа в стране вырос на 6,5% до 107,7 млрд куб. м, а общий импорт газа оказался равным 42,5 млрд кубометров и на 31,1% превысил уровень 2011 года. По прогнозам IEA, спрос на газ в Китае к 2035 году увеличится до 634 млрд куб. м, причем импорт природного газа Китаем к 2030-2035 годам вырастет до 200-300 млрд куб. м.
Таким образом, «Газпрому» в условиях падения потребления газа в Европе и, соответственно, снижения объемов российского экспорта, необходимо в кратчайшие сроки диверсифицировать экспортные поставки, направив их на страны Азиатско-Тихоокеанского региона, преимущественно в Китай, пишет на сайте «Инвесткафе» аналитик по фондовому рынку Юлия Войтович.
В энергетической стратегии России предусмотрено, что доля стран Азии в общем экспорте газа к 2030 году увеличится с 5% до 25%. Приоритетными для России являются поставки сжиженного природного газа в Китай, которые планируется осуществлять с завода СПГ во Владивостоке. «Газпром» обещает ввести данный завод в эксплуатацию в 2018 году. Также на рынки АТР будет поставляться часть газа с завода СПГ на Ямале и увеличенных мощностей проекта «Сахалин-2».
Руководство «Газпрома» рассматривало также возможность поставок трубопроводного газа в Китай. Это предусматривало строительство газопровода «Алтай», по которому российская компания рассчитывала поставлять около 30 млрд куб. м газа. Кроме того, «Газпром» не исключает возможность строительства газопровода-отвода в Китай от действующего магистрального газопровода Якутия – Хабаровск — Владивосток. Впрочем, данные проекты находятся на стадии разработки. «Я полагаю, что «Газпрому» целесообразнее было бы уделить больше внимания развитию СПГ-мощностей», — пишет Войтович.
Добавлю, что возникает вопрос относительно конкурентоспособности российского газа для Китая. Как известно, ценовая политика «Газпрома» не отличается гибкостью, в то время как на рынках АТР возрастает конкуренция со стороны СПГ из Австралии, Катара и Индонезии, Малайзии и Туркменистана. Китай намерен наращивать и собственную добычу газа, в том числе, благодаря разработке сланцевых месторождений. Таким образом, подписание соглашения «Газпрома» с Китаем во многом будет зависеть от того, какие цены будут устанавливаться на российский газ. Стоимость СПГ, импортируемого Китаем, как правило, превышает внутренние цены, и Китай будет настаивать на скидке на СПГ из России.
Масла в огонь подливает еще и тот факт, что недавно Туркменистан объявил, что в 2013 году начнется добыча газа на крупнейшем в стране нефтегазовом месторождении Галкыныш. Его запасы составляют более 26 трлн куб. м. Предполагаемые ежегодные объемы производства товарного газа на месторождении оцениваются в 30 млрд куб. м. Поскольку Китай является основным инвестором данного проекта, КНР станет одним из основных потребителей туркменского газа. Известно, что в 2013 году Китай планирует закупить у Туркмении 30 млрд куб. м газа, в дальнейшем объем поставок увеличится до 65 млрд куб. м.
С окончанием строительства мощностей по производству СПГ «Газпром» сможет начать поставлять сжиженный газ в Китай. Уже неоднократно звучали заявления, что обе стороны заинтересованы в реализации проекта «Алтай». Однако строительство газопровода начнется только после заключения контракта по продаже газа Китаю, который не будет подписан, пока стороны не сойдутся в цене.
«Полагаю, что, учитывая стремительный рост потребления газа в КНР в будущем и рост конкуренции со стороны других экспортеров, «Газпрому» необходимо будет пойти на уступки в контрактной цене на газ, — пишет аналитик. — Известно, что стоимость туркменского газа для Китая составляет около $320 за тыс. куб. м. Учитывая китайские инвестиции в проекты в Туркмении, а также приемлемую цену и рост добычи газа в Туркменистане, «Газпрому» необходимо предложить весьма выгодные условия, чтобы заинтересовать КНР российским газом. Тем более, что цены на трубопроводный газ в Китае ниже, так как, в отличие от цен на СПГ, регулируются государством, что делает трубопроводный газ более конкурентоспособным на рынке КНР».
Можно согласиться, потому что для республики главное чтобы, был газопровод.
В первом полугодии подпишут.
А нам-то что с ихнего газопровода? республике того газа и понюхать не дадут!
Можно согласиться, потому что для республики главное чтобы, был газопровод.
Алекс | 30 января 2013 8:59
___________________________
Вали отсюда, пиараст газпромовский.
Не знаю в реале ни одного человека кто был бы за газпром на Укоке. Одни боты в инете бабло отрабатывают. симулируя общественное мнение.
В обход через Монголию пожалуйста.