На состоявшейся встрече спикера Госсобрания Республики Алтай Ивана Белекова с представителями местных этнических сообществ обсуждалась проблема «единства этнического многообразия республики», сообщает REGNUM со ссылкой на пресс-службу республиканского парламента. Эта проблема обсуждается в связи с предстоящей в 2010 году переписью населения. Ряд общественных деятелей считает, что коренные жители республики должны называть себя алтайцами, в противном случае федеральный центр, учитывая небольшую долю собственно алтайцев в национальном составе жителей региона, якобы может принять решение о ликвидации статуса республики.
С принятием федерального закона, предусматривающего льготы представителям коренных малочисленных народов, в недавнем времени «единый алтайский народ разделился» на кумандинцев, тубуларов, челканцев, теленгитов и алтайцев. Люди стали получать реальную помощь в рамках закона о малочисленных народах в вопросах снабжения дровами, строевым лесом, раннего выхода на пенсию и т.д. Эта экономическая составляющая может привести к серьезным последствиям в вопросе сохранения статуса республики, считают в республиканском парламенте.
По мнению Ивана Белекова, перед народами Алтая стоит задача сохранить единство алтайского народа и не потерять федеральную материальную поддержку, которую имеют сегодня коренные малочисленные народы.
Как отметил на встрече председатель организации «Развитие теленгитского народа» Николай Малчинов, «с решением данной проблемы мы запоздали лет на восемь». Ведь до 2004 года теленгиты не входили ни в какую этническую группу малочисленных народов и рассматривали себя единым алтайским народом. Сегодня, когда большинство идентифицировали себя с теленгитами, на то, как они назовут свою национальность в ходе предстоящей в 2009 году переписи населения, никто влиять не может. «Что касается прямой зависимости статуса республики и соотношения численности народов, то с этим непростым разговором надо выходить к людям и объяснять ситуацию прямо и открыто. И здесь очень важно не навязывать свое мнение, а объяснять последствия создавшейся непростой ситуации. Пусть люди сами решают, как им поступить. Для простых людей, лишающихся льгот малочисленных народов, тут же остро встанут вопросы, как учить детей, заготавливать дрова, лес? Есть необходимость создавшуюся ситуацию обсудить на уровне республики. Люди должны ощущать помощь не только с федерального центра, но и в своем субъекте», — считает Малчинов.
Представитель общины челканцев Турочакского района Александр Крачнаков рассказал, что уже 557 человек в Турочакском районе через суд установили свою национальность, 137 — ждут решения суда. И остановить этот процесс очень сложно, поскольку люди имеют от этого реальные льготы — на пять лет раньше выходят на пенсию, при строительстве получают бесплатно деловую древесину, нет проблем с дровами, получили они серьезные послабления в охоте, а это немаловажно для жизни сельской глубинки.
Мария Сакова из Чойского района также рассказала о судебных процессах, в ходе которых в районе 387 человек «высудили» право считаться тубаларами. «Сейчас повернуть ситуацию вспять очень сложно. Законодательство о коренных малочисленных народах людей устраивает. По этому закону мы имеем теперь свою тайгу», — говорит она.
Президент ассоциации коренных малочисленных народов Республики Алтай Артем Сумачаков назвал данный вопрос тяжелым, тем более что он возник в условиях мирового экономического кризиса, когда каждый человек старается выжить самостоятельно. Он не преминул заметить, что «челканцы, кумандинцы, тубалары не сыграют определяющей роли в предстоящей переписи ввиду своей действительной малочисленности».
«При делении на мелкие этнические группы мы перестаем быть народом, — считает кандидат исторических наук Александр Суразаков. — В современных условиях мы просто обязаны, стремясь к этнокультурному разнообразию, сохранять национальное единство». Он предложил руководителям этнических сообществ подумать, что за их отказом выступить «единым фронтом алтайцев» в ходе переписи стоит слишком много: от этого зависит, быть или не быть республике.
Необходимо отметить, что в ходе подготовки к переписи населения в 2002 году проблема «этнической идентификации» активно обсуждалась в Горном Алтае. Сторонники того, чтобы все коренные тюркские народы республики назвали себя алтайцами, мотивировали свое требование тем, что в случае, если алтайцами не будет достигнут какой-то мифический по сути «нижний предел численности», федеральный центр примет решение о ликвидации Республики Алтай как субъекта Федерации, и присоединит ее территорию к соседнему Алтайскому краю.
Разъяснения властей о том, что в федеральном законодательстве нет норм о преобразовании субъекта РФ на основании процентного соотношения численности национальных групп, в этой дискуссии не воспринимались. Не оказывал должного впечатления и пример Хакасии, где доля титульной нации в общем составе населения составляет 12%. В Республике Алтай доля алтайцев — 30,6%, суммарная доля коренных малочисленных народов — около 4%.
В связи с этим некоторые наблюдатели указывали на то, что кампания по «объединению» этносов, инициированная сторонниками единого алтайского народа, лишь использует страхи и опасения коренных жителей и не имеет под собой реальных оснований, отмечает REGNUM.
Во время переписи 2002 года 67 239 человек идентифицировали себя как алтайцы: 62 192 человек в Республике Алтай, 1 880 — в Алтайском крае. На 1989 год в Казахстане проживало 689 алтайцев, в Узбекистане — 191 алтаец. Численность теленгитов, по данным переписи 2002 года — 2,4 тыс. человек (сами оценивают свою численность в 15 тыс. человек), численность тубаларов — 1,5 тыс., челканцев — 855 человек, кумандинцев — 931 человек (всего в России — 3 114 человек).
В целом в Республике Алтай, по данным переписи 2002 года, проживает 207 122 человек. Доля русских — 57,4%, алтайцев — 30,6%, казахов — 6%, теленгитов — 1,2%, тубаларов — 0,8%, украинцев — 0,7%, кумандинцев — 0,5%, немцев — 0,4%, челканцев — 0,4%, армян — 0,2%, татар — 0,2%, белорусов — 0,1%, азербайджанцев — 0,1%, других национальностей — 1,4%.
Аккуратно, это уловки. КМНС де-юре имеют в разы больше прав, в том числе на международном уровне — нежели «объединившиеся». В любом случае этносы вряд ли можно объединять решениями каких-либо политических структур. И то что теленгиты — самостоятельный этнос, равно как и тубалары и кумандинцы — мало у кого из антропологов вызывает какие-либо сомнения.
А уж вот это — «если алтайцами не будет достигнут какой-то мифический по сути «нижний предел численности», федеральный центр примет решение о ликвидации Республики Алтай как субъекта Федерации, и присоединит ее территорию к соседнему Алтайскому краю» — и совсем пустые слова, ибо от самоидентификации коренных малочисленных народов решения о самости субъектов не зависят. Достаточно вспомнить объединение Эвенкийского АО в Красноярский край.
Так что не надо играть политикам в этнические игры, это нехороший путь.
Интересная картина получается. Как перепись или льготы — так мы теленгиты, а как Алушкина свергать, там мы алтайцы. В курултае алтайцев же они участвуют, значит алтайцами себя признают по большому счету.
Действительно, в тяжелые времена происходит мобилизация всех сил и возможностей. Вопрос, касающийся статуса республики, на мой взгляд, — вопрос, на сегодня, первостепенной важности. Почему бы нам не объединиться и идти единым фронтом?! А республиканскому правительству и парламенту необходимо подумать о , хотя бы, частичном возмещении льгот, которых они лишатся. Подумаем???