В Лос-Анджелесе сегодня торжественно отмечают 25-летний юбилей одной из самых популярных компьютерных игр – «Тетриса». Игру в середине восьмидесятых прошлого века создал сотрудник Вычислительного центра Академии наук СССР Алексей Пажитнов. За приобретение прав на выпуск всех вариаций и консольных версий «Тетриса» сразу же начали бороться несколько крупнейших на тот момент компаний по разработке системного обеспечения, компьютерных и игровых приложений — Spectrum Holobyte и Mirrorsoft, Bullet-Proof Software и Atari Games, Famicom и его американский аналог Nintendo Entertainment System.
В 1988 году Пажитнов организовал компанию по разработке игрового программного обеспечения AnimaTek, а 1991 году была создана компания Tetris.
В марте 2007 года Пажитнов был удостоен награды Game Developers Choice Awards First Penguin Award. В настоящее время он проживает попеременно в Москве и в американском Сиэтле, сообщает «Труд».
По правилам игры случайные фигурки тетрамино падают сверху в прямоугольный стакан шириной 10 и высотой 20 клеток. В полете игрок может поворачивать фигурку и двигать ее по горизонтали, но не замедлять полет. Фигурка летит, пока не наткнется на другую фигурку либо на дно стакана. Если при этом заполнился горизонтальный ряд из 10 клеток, он пропадает и все, что выше его, опускается на 1 клетку. Темп игры постепенно увеличивается. Если пропадает одновременно 4 ряда, это называется «тетрис», отсюда название игры. Игра кончается, когда новая фигурка касается верхней границы стакана. Игрок получает очки за каждую фигурку, поэтому его задача — заполнять ряды, не заполняя сам стакан как можно дольше, чтобы таким образом получить как можно больше очков.
Игра реализована практически на всех современных компьютерах, включая КПК, мобильных телефонах, игровых видеоприставках, телевизорах, множестве карманных игровых устройств. Есть варианты игры для всех сколько-нибудь распространенных ОС.
Во многих реализациях стакан изначально не пуст. Есть реализации (например, бесплатная Gravytris для Microsoft Windows) с более реалистичными правилами гравитации: например, при пропадании горизонтального ряда блоки, которые выше его, соединяются в связные области и каждая область падает, пока не наткнется на блок; это может привести к заполнению новых рядов и новым падениям, и так далее.
Были написаны трех- («Blockout» фирмы California Games, 1989), четырех- («HyperTetris», 1996) и даже n-мерный («Polytope Tetris», 2003) варианты тетриса, а также модификации для двух и более игроков.