На девятый день после Пасхи православные христиане отмечают Радоницу – день поминовения усопших. В этот день все спешат на кладбища, чтобы почтить память дорогих людей. Этот день иногда омрачают многие суеверия и странные обычаи. О том, что означает Радоница и как ее нужно провести, рассказал «Новостям Горного Алтая» настоятель храма Святого Духа села Майма, протоиерей Георгий Балакин.
«Во-первых, само название праздника «Радоница» означает «радость». Радость от того, что мы, по окончании Светлой Седмицы, идем на кладбище к нашим родным, дорогим людям с радостной вестью – «Христос воскресе!». А раз воскрес Христос, то и все мы воскреснем и встретимся, и будем вместе с тем, кто нам был дорог, кого мы любили. У Бога нет мертвых. У Бога все живы. Люди эту связь всегда чувствовали: и в дохристианский период, и в эпоху христианства. Люди, умирая, нуждаются в помощи живых. И эту помощь мы реально можем им оказать – молитвой и милостыней.
Традиция пасхального посещения кладбища на Радоницу носит не столько церковный, сколько практический, бытовой характер. Предполагаю, что изначально в этот день люди шли наводить порядок на могилах после таяния снегов и празднования Страстной и Светлой седмиц. Сегодня у нас многие стараются привести надгробия в порядок именно к Радонице. Может быть, и не совсем хорошо то, что эти «трудовые десанты» приходятся на пасхальные дни, некоторые даже в сам день Святой Пасхи идут с граблями и метлами на кладбища. Однако то, что в трудах по приведению могилок в порядок зачастую участвуют не только взрослые, но и дети — все-таки замечательно. Если бы все так поступали, наверное, не было бы у нас в республике совершенно вопиющих случаев варварского отношения к памятникам и захоронениям.
Правильно ли мы поминаем усопших? Этот простой, казалось бы, вопрос, встает со всей очевидностью, когда проходишь по кладбищам (особенно сельским) в Радоницу во второй половине дня. Между могилами то тут, то там видны изрядно «напоминавшиеся» граждане. Как я уже сказал, главное в Радоницу – это молитва за усопших. И, конечно, желательно всем в этот день с утра, или в понедельник к вечеру, посетить храм, заказать панихиду по своим усопшим, подать записки об упокоении на Литургию, а уже потом идти на кладбище.
От лет безбожия нам осталось тяжелое суеверие – обильные трапезы на кладбище, настоящие языческие тризны, с вином и водкой. Винопитие превращает молитвенное поминовение в фарс. Все это видят дети и подростки. Стоит ли потом удивляться, когда Парки Памяти и мемориалы Победы превращаются в места активного потребления пива молодежью?
Приходя на кладбище, нужно помолиться об усопших, возжечь свечу, раздать милостыню нуждающимся. В последние годы возрождается обычай посещения священниками кладбищ в родительские дни. Поэтому, если есть такая возможность, можно пригласить священника для совершения литии — т. е. краткого заупокойного молебна — у могилы дорогого человека. Хорошо при этом подать ему записку с перечислением имен всех поминаемых вами усопших, чтобы он их помянул тоже.
Мира и Божией Благости всем в эти пасхальные дни! Христос воскресе!»
Это праздник как и всё православное — чужд нам. Надо запретить его отмечать!
Ох, и откуда эти «местные» провокаторы набегают?
всегда до ходим, проведываем, делаем уборку.
детям рассказываем, кто кем был, что делал, как жил, что умел, что детям/внукам передал.
для християн — если какая-нибудь бородатая морда в чОрном прикиде появится рядом с моими — без базара получит в рыло с ноги.
Местный — из-за того, что христосики присосались к нашему мероприятию не следует, что от самого мероприятия надо отказываться. важнее осознать этот простой факт паразитизма, и выжечь паразитов кровь сосущих и моск кллющих калёным железом и очищающим огнём.
Русское духовенство всегда учило паству не познавать и любить Бога, а только бояться чертей, которых оно же расплодило со своими попадьями.
Василий Ключевский (историк)
для християн — если какая-нибудь бородатая морда в чОрном прикиде появится рядом с моими — без базара получит в рыло с ноги.
Йош | 28 апреля 2014 11:38
Русский историк В. О. Ключевский (1841-1911) так описывал захоронения у славян: » Покойника, совершив над ним тризну, сжигали, кости его собирали в малую посудину и ставили на столбу на распутиях, где скрещиваются пути, т. е. сходятся межи разных владений. Отсюда суеверный страх, овладевавший русским человеком на перекрестках». Слово «столп» означало в древнерусском еще и надмогильный домик, саркофаг. Многие археологические раскопки подтверждают это. Так, в Боршеве в курганах Х в. впервые были обнаружены небольшие деревянные срубы с остатками трупосжигания и кольцевой оградой вокруг них. Пpax кремированных захоранивался в глиняных урнах, в обычных горшках для приготовления пищи. Урны захоранивали в «столпах» внутри насыпных курганов. Известны также и «поля погребений», т. е. кладбища без внешних наземных признаков. С IX-X веков общие погребения постепенно заменяются индивидуальными захоронениями, но сожжение трупов еще сохраняется.
Арабский путешественник и писатель Ибн-Фад-лан, совершивший путешествие в 921-922 годах в страну волжско-камских болгар, так описывает похороны богатого русса: «Мне сказывали, что руссы со своими начальными людьми делают по их смерти такие вещи, из которых малейшая есть сожжение. Я очень желал присутствовать при этом и вот узнал, что один знатный человек у них умер. Они положили его в могилу в том платье, в котором он умер, поставили с ним рядом пьяный напиток, положили плоды и балалайку. Могилу накрыли крышкой, засыпали землей, и она так оставалась в течение десяти дней, пока кроили и шили одежду покойнику. Это только для богатых делают так, а бедных просто сажают в небольшое судно (лодку) и сжигают. У богатого собирают все его имущество и делят его на три части: одну дают семье, на другую изготовляют платье, а на третью долю покупают пьяный напиток, который будут пить в тот день, когда одна из девушек согласится убить себя и будет сожжена со своим хозяином.». А согласившаяся на смерть девушка «.пила каждый день вино, веселилась и радовалась. И вот наступил день сожжения.уже сооружено судно для умершего. Оно было укреплено четырьмя деревянными подпорами, а вокруг него расставлены были высокие деревянные кумиры (идолы). Вокруг ходили, говорили и пели люди. Затем принесли скамью (ложе) и поставили ее в лодке. После этого пришла старая женщина (жрица смерти). Она накрыла скамью коврами, а по ним — греческой золотой тканью, и положила подушки из такой же ткани. Когда постель была изготовлена, руссы пошли за покойником к его могиле, раскрыли крышку, вынули мертвеца, как он был, со всеми предметами, которые были при нем. надели ему на голову шапку из золотой ткани с соболевой опушкой; понесли его в палатку, которая была устроена в лодке, посадили на постель и обложили его подушками. Затем принесли пьяный напиток, плоды, благовонные растения и положили к нему, принесли также хлеб, мясо, лук и положили перед ним; принесли собаку, рассекли ее на две части и положили сбоку его». За собакой последовали две разрубленные лошади, петух, курица. «На другой день, между полуднем и закатом солнца, руссы повели девушку к чему-то, сделанному наподобие навеса или выступа у дверей. Она стала на ладони мужчин и, поднятая ими, посмотрела на этот навес, сказала что-то на своем языке и была спущена. Она сказала: «Вот вижу отца моего и мать мою». Затем ее подняли во второй раз. Она сделала то же самое и сказала: «Вот вижу всех родителей, умерших родственников, сидят». Подняли ее в третий раз, и она сказала: «Вот вижу моего господина, сидит в саду, а сад прекрасен, зелен; с ним сидит его дружина и отроки. Он зовет меня. Ведите меня к нему». Ее повели к лодке. Она сняла свои запястья с рук и надела их старой женщине; сняла обручи-кольца со своих ног и отдала двум девушкам, которые ей прислуживали. Потом ее подняли на лодку, но не ввели в палатку, где лежал мертвец. Пришли мужчины со щитами и палками и подали ей кружку с пьяным напитком. Она взяла ее, спела над нею песню и выпила ее. Это она прощалась со своими подругами. После этого ей подали другую кружку, она взяла и запела длинную песню. Старуха торопила ее выпивать кружку скорее и идти в палатку, где ее господин. Я видел ее в нерешимости, она изменилась. Неизвестно, желала ли она войти в палатку. Мужчины начали стучать по щитам палицами — для того, вероятно, чтобы не слышно было ее криков, чтобы это не устрашило других девушек, готовых также умереть со своими господинами. В палатку вошли шесть человек и простерли девушку обок с ее господином; двое схватили ее за ноги и двое — за руки, старуха обвила ей вокруг шеи веревку. После этого под лодку подложили дров, ближайший родственник покойного, взяв кусок дерева, зажег его и, держа в руке, пошел к лодке. Он первый зажег костер, за ним стали подходить остальные люди с лучинами и дровами, каждый бросал в костер зажженную лучину и дрова. Вскоре огонь охватил дрова, затем — лодку, потом — палатку с мертвыми и со всем в ней находящимся. При этом подул сильный ветер, пламя усилилось. Один из руссов проговорил: «Бог любит покойника: послал сильный ветер, и огонь унес его в одночасье» — и действительно, не прошло и часа, как лодка и оба мертвеца превратились в пепел. Над останками был насыпан холм, и сверху поставили столб из белого тополя с именем покойного и именем царя руссов». Об этом же обычае самосожжения вдов у славян говорит Н. М. Карамзин (1766-1826) в «Истории государства Российского». «Славянки не хотели переживать мертвых мужей и добровольно сжигались на костре с их трупами. Вдова живая бесчестила семейство».
Если покойников похоронили в общее кладбище и огородили, поставили памятник, то надо ухаживать за могилками, хотя бы под девизом «ПОМНИМ, СКОРБИМ, ЛЮБИМ». Если родственники или близкие не ухаживают по неизвестным причинами, то эта прямая работа местной администрации. Если могилка не огорожена и без памятника, пускай с матушкой- землей сравняется. Кладбище должно быть соответственно огорожено, по климатическим условиям местности. Сейчас современный век, время требует при скоплении людей, должны быть туалет, скамейка, огнеупорные баки для сжиганий вещей покойного или для сухих мусоров от могилок, противопожарные инвентари.
Вот только непонятно: батюшка Сергей трактует, что могилку чистить надо в день Радоницу, я считаю в Родительский день оказать покойным и живым – молитвой и милостыней, чистить могилы надо до Пасхи.
Если покойников похоронили в общее кладбище и огородили, поставили памятники, то надо ухаживать за могилками, хотя бы под девизом «ПОМНИМ, СКОРБИМ, ЛЮБИМ». Если родственники или близкие не ухаживают по неизвестными причинами, то эта прямая работа местной администрации. Если могилка не огорожена и без памятника, пускай с матушкой- землей сравняется. Кладбище должно быть соответственно огорожено, по климатическим условиям местности. Сейчас современный век, время требует при скоплении людей, д/ быть туалет, скамейка, огнеупорные баки для сжиганий вещей покойного или для сухих мусоров от могилок, противопожарные инвентари и инструктивные, указательные таблички для сбыта ТБО и СБО и правила ведения на кладбище для не верующих бога и нелюдей
Вот только непонятно: батюшка Сергей трактует, что могилку чистить надо в день Радоницу, я считаю в Родительский день оказать покойным и живым – молитвой и милостыней, чистить могилы надо до Пасхи.
для християн — если какая-нибудь бородатая морда в чОрном прикиде появится рядом с моими — без базара получит в рыло с ноги.
Йош | 28 апреля 2014 11:38
————————————
Слушай, может ты координаты назовешь, куда подойти?
А то, за ником спрятался — и хорохоришься. Ты уж назовись, кто ты, где ты, и какой размер обуви, а там посмотрим, у кого лицо, а у кого — рыло ;))
Ёж, если кишка не тонка ударить православного священнослужителя, так подойди, попробуй. Сам священник, скорее всего, не даст сдачи. А вот насчёт его прихожан, друзей и родственников я не уверен. И будем мы уже тебя поминать, как умершего без покаяния, а возможно и некрещёным! Лично я бы запретил тебя поминать как самоубийцу!