362 студента казахской национальности, обучающихся в Урумчи — столице Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая, — направили на имя президента Казахстана Нурсултана Назарбаева открытое письмо. «В последнее время казахи, проживающие на территории КНР, сталкиваются с всекитайскими общественными проблемами. И наряду с решением проблем казахстанского общества, в вашей компетенции уделять внимание национальным вопросам казахского народа и за рубежом. К тому же социальный строй Китая не дает возможности международным организациям вмешиваться во внутренние дела страны», — цитирует агентство REGNUM документ.
«Поэтому, мы решили обратиться к вам с открытым письмом. Небезразличная к будущему Казахстана, казахская молодежь, проживающая в КНР, только и желает внести свой вклад в его развитие, но политика, проводимая правительством Казахстана по отношению к казахам, проживающим за рубежом, разработана не до конца. Поэтому мы, несмотря на жесткую внутреннюю политику Китая, пишем вам это письмо с надеждой на помощь и решение насущных проблем казахов, проживающих в Китае.
Казахская диаспора в Китае наиболее образованная среди национальных меньшинств, к тому же она почти полностью сохранила свою самобытность — родной язык, обычаи и традиции. Но в последнее время идет обратный процесс — языковая политика Китая делает свои обороты и, в ходе чего, большая часть молодежи осталась без работы. Одно только недавно появившееся правило, по которому в госучреждениях могут служить только те, кто обучался в университетах внутреннего Китая. Подобные шаги заставляют скитаться как минимум 80% молодежи коренной нации.
Также печально и то, что сейчас городские казахи поголовно отдают своих детей в школы с китайским языком обучения и таким образом следующее поколение лишается своих корней. Дела с аулчанами не лучше — они, видя, что и с высшим образованием постоянная работа сомнительна, просто прекращают обучаться после средней школы и обрекают себя на жалкое существование. Продолжение всего вышесказанного делает будущее казахов в Китае смутным и неясным, если это будущее вообще есть.
Здесь большое количество образованных молодых людей, которые желают реализовать свои знания в Казахстане, а острая нехватка кадров только усиливает это желание. Но некоторые причины препятствуют этому. Самая главная из них — риск остаться брошенным на произвол судьбы, придя в Казахстан. Поэтому мы просим, чтобы были образованы государственные органы, ответственные за трудоустройство молодых казахских специалистов, переехавших из других стран. С помощью подобных органов китайская молодежь особо не тревожится о трудоустройстве, к тому же в Китае для таких молодых существенно снижено налогообложение. Только вот казахам, по разным причинам, вроде: «не владеет китайским языком» или «мусульманин», в помощи отказывают.
Еще в Казахстане остро стоит жилищный вопрос. И если жилья не хватает самим коренным гражданам, то о выделении жилья нам и речи быть не может.
Казахи в КНР свободно владеют казахским и китайским языками, неплохо владеют и английским, но вот с русским они не знакомы вообще. А так как русский язык является основным в делопроизводстве и без него не принимают на работу, то условия пребывания соплеменников в Казахстане только усугубляются. Поэтому просим вас помочь в освоении русского языка казахам из-за рубежа. А так же просим упразднить обязательное знание русского для получения рабочего места, поскольку государственным языком является казахский, а не русский.
По некоторым данным, в Казахстане сейчас трудятся более 500 тысяч ханьцев (этнические китайцы — прим. REGNUM), продолжение этого процесса может кончиться тем, что они станут еще одним национальным меньшинством, а позже и способным бороться за власть внутри страны. И мы просим вас отбирать в качестве временных трудовых мигрантов в основном из среды этнических казахов, на основе взаимной договоренности с правительством КНР. И направлять их не только в Алматы и Астану, а по всем регионам Казахстана, особенно в северные области. Все это будет работать только во благо Казахстана.
Казахи во всем мире пользуются тремя разными алфавитами, что способствует раздроблению и отчуждению друг от друга. Вам известны минусы кириллицы для казахского языка, доминирование культуры России с ее помощью, нам же известны минусы арабского письма по системе Ахмета Байтурсынова. Мы не против и древней тюркской рунической письменности, но вероятность ее возрождения слишком мала. Мы считаем, что латинский алфавит — единственный компромисс, несмотря на все трудности, поскольку главное — развитие казахского языка и его приспособление к новым стандартам сегодняшнего времени.
Хотим отметить, что сейчас в Китае казахской молодежи приходиться изучать сразу три совершенно разных алфавита, и если учесть, что китайский все более и более доминирует над языками национальных меньшинств, то молодежи изучать отдельно арабское письмо очень сложно. Власти Китая также не против заменить арабское письмо на латинское, связывая первое из них с исламом. Как в свое время младотюрки, во главе с Мустафой Кемалем Ататюрком, провели реформу турецкого языка ради его будущего, так и нам, казахам, крайне необходимо провести реформу казахской письменности. Без этого казахи в разных странах будут отдаляться друг от друга все дальше и дальше.
Вы сами знаете, как усердно власти Китая стараются превратить все национальные меньшинства в «жуньхуа», отрывая их от родного языка, верований. Даже казахоязычные СМИ агитируют за эту идею. Недавно, под предлогом «развития культуры национальных меньшинств», казахские школы были объединены с китайскими и, таким образом, с большим размахом началась проведение кампании «двуязычного образования», что привело к тому, что кроме уроков родного языка, все занятия ведутся на китайском. А со следующего года решено сократить занятия по изучению родного языка на целых три часа в начальных школах. В Китае казахи серьезно тревожатся за будущее своей культуры.
Китай уже агитирует свое величие не только внутри страны, но и за ее пределами, в том числе в Казахстане. В результате дипломатического сближения двух государств все больше сказывается китайское культурное влияние — открытие «Института Конфуция» в Астане, журнал «Сосед», совместно издаваемый двумя странами и т.д.
В таком случае, мы думаем, что будет правильнее способствовать укреплению и развитию духовных ценностей казахской диаспоры с помощью степенной и продуманной политики, умело используя развитие двусторонних отношений. Особенно уместны предложения Жади Шакенулы. Главное здесь заключается в том, чтобы под вашим началом правительство представило Казахстан Китаю, показало свои культурные ценности, чтобы радио и телевидение Казахстана вышло на связь с казахскими коллегами в Китае, что было бы полезным в восстановлении национального самосознания.
Как известно, Китай блокирует проникновение иностранных СМИ во внутрь страны, что является большой преградой и для казахской местной молодежи в познании Казахстана. Но с расширением глобальной сети появилась возможность узнать о Казахстане больше, и для этого было бы лучше, если бы правительственные и прочие сайты, поддерживающие культуру казахского народа, имели варианты с арабским или латинским алфавитами, или даже с китайским языком, так как почти все казахи в Китае владеют им.
Название «оралман» (оралманы — этнические казахи, проживавшие в соседних с Казахстаном странах (Китае, Монголии, Узбекистане, России, Киргизии, Иране, Афганистане, Пакистане) и репатриировавшиеся в Казахстан. Согласно казахскому законодательству, переселенцы-оралманы пользуются определенными льготами. Максимальное число лиц, которым разрешается переселиться в Казахстан и получить этот статус, ежегодно определяется президентом страны (с указанием стран, из которых они прибывают, и регионов Казахстана, где они должны поселиться). По данным на сентябрь 2005 г., общее число оралманов, переселившихся в Казахстан с начала 1991 г., составило около 433 тыс. человек, или почти 110 тыс. семей, из них больше половины — после 2000 г. — прим REGNUM) вызвало спор в обществе. Но ваши слова о том, что следует ликвидировать или заменить это слово, оставило равнодушными казахов в Китае. Не следует забывать, несмотря на то, что земли, такие как: Баркуль, Еренкабырга, Тарбагатай, Алтай, Или и другие, находятся под юрисдикцией Китая, являются только частью казахских земель испокон веков, которые защищали наши предки.
Вам удалось прийти к соглашению в вопросе о границе между Китаем и суверенным Казахстаном, неразрешенные еще с советской эпохи, уверяя, что не будете претендовать на территорию Китая, в то время как сами китайцы печатают учебники, указывая земли Жетысу и Восточного Казахстана китайскими, тем самым претендуя на просторные земли независимого Казахстана.
К тому же зарубежные казахи не те, кто бросил Родину в свое время, и теперь решились возвратиться — нет! Они испокон веков пили ее воду, жили там, защищали ее. Мы хотим сказать, что если и дальше единокровные сородичи будут называться «оралманами», то это будет наравне с тем, что вы признаете земли до Балхаша китайскими. Чем чуждаться сородичей, было бы полезнее изучать историю, культуру казахов за рубежом и познавать их в Казахстане, укрепляя духовную взаимосвязь.
Несколько лет назад в Китае вышло винно-водочное изделие под названием «Домбра», и таким образом наша священная реликвия была растоптана. Недовольные этим казахи, объединившись, делали все возможное — поднимали вопрос на правительственных собраниях, собирали подписи, судились, но все тщетно. И все только под предлогом того, что «в Китае нет государственного органа, полномочного решать вопросы целого казахского народа, и никто не вправе поднимать такие вопросы в суде». Китайцы казахов презрительно называют «хаса», и большинство самих казахов уже привыкли к этому. Недавно, даже водка с таким названием вышла, это крайне оскорбительно по отношению к казахам, поскольку в основе названия лежит слово «казах»! Вот теперь, не решив вопрос с «Домброй», появилась еще одна головная боль, затрагивающая национальное достоинство. Также мы достаточно видели и шоколад с иллюстрациями национальных символов Казахстана — флага и герба, с портретами нашего предка и великого поэта Абая. Поэтому просим вас остановить использование национальных символов и культурных ценностей, представляющих казахскую национальность и сам Казахстан, как рекламных брендов, и таким образом защитить наше духовное достояние. Не будет лишним и специальный закон, регулирующий эти вопросы.
Если эти просьбы будут удовлетворены, то это будет огромным вкладом для будущего полутора миллионной казахской диаспоры, проживающей в Китае, и мы выразим огромную благодарность, не только от имени молодежи, но от и всех ваших сородичей.
Справка:
Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая расположен на северо-западе страны. Синьцзян имеет сухопутную границу протяженностью 5 600 км с восьмью государствами: Монголией,, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и Афганистаном, а также Северными территориями индийского штата Джамму и Кашмир, контролируемыми Пакистаном. Регион граничит также с китайскими провинциями Ганьсу, Цинхай и Тибетский автономный район.
Синьцзян населяют 47 национальностей, наиболее многочисленные из них — уйгуры, китайцы (хань), казахи, дунгане (хуэй), ойрат-монголы (калмыки), киргизы, сибо, таджики, узбеки, маньчжуры, дауры, татары и русские. По данным на 2000 год, число казахов в СУАР составляет 1 545 023 человека или 7,7%.
ОЧЕНЬ ПРАВИЛЬНОЕ ОБРАЩЕНИЕ К ПРЕЗИДЕНТУ! Я САМ КАЗАХ — НЕ ШОВИНИСТ. У МЕНЯ ЕСТЬ ДРУЗЬЯ И РУССКИЕ, И НЕМЦЫ И Т.Д. Я СЧИТАЮ, ЕСТЬ ДВА ВИДА ТИХИХ ОКУПАЦИЙ КАЗАХСТАНА: ПЕРВОЕ -ОКУПАЦИЯ ЯЗЫКОМ, Т.Е.Я САМ КАК И МНОГИЕ ДРУГИЕ ШКОЛУ, ИНСТИТУТ ЗАКАНЧИВАЛ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ. МНОГИЕ КАЗАХИ ВСЮ ИСТОРИЮ РУССКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ-ГЕРОЕВ ЗНАЮТ БОЛЬШЕ, ЧЕМ СВОИХ, А КАЗАХСКОМУ ЯЗЫКУ, ИСТОРИИ, ТРАДИЦИЯМ ВЕКАМИ УДЕЛЯЛОСЬ НЕБОЛЬШОЕ ВНИМАНИЕ. ВТОРАЯ ОКУПАЦИЯ — ЭТО ЗАСЕЛЕНИЕ ДРУГИХ НАЦИЙ В ПРОСТОРЫ КАЗАХСТАНА. КАК Я СЛЫШАЛ, КИТАЙ ДАЖЕ ПООЩРЯЕТ ЭТО НА ГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЕ И ПОДДЕРЖИВАЕТ СОЗДАНИЕ БРАЧНЫХ СЕМЕЙ КИТАЙЦАМИ В КАЗАХСТАНЕ. СЕЙЧАС АПЕЛИРИУЮТ, ЧТО У НАС НЕТ ВОЙНЫ МЕЖДУ ДРУГИМ НАЦИЯМИ, СУЩЕСТВУЕТ СТАБИЛЬНОСТЬ, НО ЭТО В БОЛЬШОЙ ЧАСТИ ЗАСЛУГА НЕ ВЛАСТИ, А МЕНТАЛИТЕТА — В ВОСПИТАНИИ КАЗАХОВ ПРЕДКАМИ, ТАК КАК НАМ ВСЕ РАВНО КТО ОН ПО НАЦИИ ЛИШЬ БЫ УВАЖАЛ НАШИ ЗАКОНЫ, НАШИ ОТЦЫ ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ И ДО ИХ ВСЕХ ПРИЮТИЛИ И У НАС ДАЖЕ В КРОВИ НЕТ ТАКИХ ПРИЧИН.НО ОБИДНО, ЕСЛИ НАШЕ ГОСУДАРСТВО, НАШИ ПРЕДКИ МОГЛИ ЗАЩИТИТЬ И УДЕРЖАТЬ ТАКОЕ ГОСУДАРСТВО КАЗАХАМИ, А МЫ НЕ УДЕРЖИМСЯ И РАЗМОЕМСЯ. А ЕЩЕ МУССИРУЕТСЯ ИДЕЯ НАЗЫВАТЬ ВСЕХ НЕ КАЗАХАМИ,А КАЗАХСТАНЦАМИ — ПРИДУМАННАЯ АССАМБЛЕЕЙ НАРОДОВ КАЗАХСТАНА ТАК НАЗЫВАЕМАЯ НАЦИЯ «КАЗАХСТАНЦЫ», ЧТО СЧИТАЮ НЕПРАВИЛЬНЫМ В ЧЕМ ПОЛНОСТЬЮ СОГЛАСЕН С Г-НОМ М.ШАХАНОВЫМ