Поток туристов в Горный Алтай по итогам 2014 года оценивается в 1,506 млн человек, четверть из них является «дикарями». При этом, по оценке специалистов, порядка 500 тысяч туристов ежегодно приезжают в регион с целью познавательного, экологического туризма. Об этом рассказал министр экономического развития и туризма республики Евгений Ларин в ходе парламентских слушаний, где он выступал с докладом о роли и значении особо охраняемых природных территорий в развитии предпринимательства.
По информации министра, в Республике Алтай доля услуг по организации активных многодневных туристических походов составляет 25% от общего объема реализованного туристского продукта, в цифрах 2014 года это 687,5 млн рублей. При этом не менее 7,5% туристов участвовали в коммерческих многодневных туристических походах, в 2014 году это 112 тысяч туристов.
Пользуются услугами однодневных экскурсий, в том числе с использованием маломерных судов, ежегодно до 25% туристов, в 2014 года — 375 тысяч человек. Услуги данного рода были оказаны на общую сумму в 192,5 млн рублей.
Что касается сувенирной продукции, то ее реализация напрямую привязана к туристическому потоку. Минимальный оборот только пяти торговых площадок: у источника Аржан Суу, в селе Манжерок, у памятника Шишкову, на территории прилегающей к Чемальской ГЭС, в селе Артыбаш у турбазы «Золотое озеро», на которых сосредоточено порядка 300 торговых мест, оценивается в 170 млн рублей.
«Потенциальными потребителями комплекса туристских услуг, основных составляющих экологического познавательного туризма, ежегодно являются до 500 тысяч туристов, в стоимостном эквиваленте они оставляют не менее 1,1 млрд рублей», — пояснил Ларин.
Он напомнил, что мировое сообщество признало неоспоримый рекреационный потенциал Республики Алтай с ее уникальными природными ресурсами, пятью природными территориями, занесенными в список Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО. Специалисты мирового уровня называют памятники истории и культуры Горного Алтая мировым достоянием.
«Закономерным выглядит то, что основным туристским трендом республики, неоднократно получавшим премии различных всемирных и российских конкурсов, являлся познавательный и активный туризм. И основными объектами показа являются как раз природные, культурно-исторические объекты», — сказал министр.
Он считает, что особо охраняемые природные территории выступают в роли поставщиков природных благ и экосистемных услуг, в том числе и за пределами их собственных границ. Говоря об экономической ценности этих услуг, возможности их оценки в денежных показателях, министр отметил их особую роль в формировании и реализации туристского продукта Республики Алтай.
Несмотря на непродолжительную историю развития экологического познавательного туризма на своих территориях, как федеральные, так и региональные особо охраняемые природные территории Горного Алтая занимают свою нишу в формировании основных туристических потоков.
«Так, природный парк «Уч Энмек» является основным центром этнокультурного туризма, Алтайский биосферный заповедник – яркий пример концепции развития управляемого природного туризма в сочетании с развитием транспортной и гостиничной инфраструктуры, мелкого и среднего бизнеса в окружающих охраняемую территорию населенных пунктах. С каждым годом увеличивается туристический поток в Чулышманскую долину, все большую популярность у посетителей предгорий Белухи приобретают маршруты Катунского заповедника», — привел примеры Ларин.
Все перечисленное позволяет уже в ближайшей перспективе прогнозировать возрастающую роль заповедников и природных парков в реализации предпринимательских инициатив, связанных с развитием познавательного туризма, отметил министр. В то же время он подчеркнул, что, развивая туризм и экономику, необходимо помнить об уникальной природе Горного Алтая и важности ее сохранения для потомков.
Министр выделил и некоторые проблемы в данном вопросе. В частности, нерешенность вопросов определения зон инвестиционного развития на территориях ООПТ, их правового оформления и порядка использования. Специалисты опасаются, что это может стать основным сдерживающим фактором в создании элементов туристической инфраструктуры (кемпингов, гостевых домов, остановочных пунктов), а также в развитии сопутствующего туризму бизнеса (традиционных промыслов и ремесел, производства экологически чистых продуктов, сувенирных изделий).
В завершение своего выступления Евгений Ларин предложил создать при Комитете по аграрной политике, экологии, природопользованию Государственного Собрания Республики Алтай рабочую группу по разработке механизмов создания зон инвестиционного развития на территориях ООПТ. Такие зоны могли бы способствовать развитию туристической инфраструктуры, сопутствующих туризму традиционных промыслов и ремесел, производству экологически чистых продуктов, сувенирных изделий.
А зоны инвестиционного развития потом «случайно» не окажутся в чьей-либо собственности? Может, не стоит пускать туристов в заповедные территории?
Многабукав. Ниасилел…
Увольнение Ларина — самый весомый вклад в развитие туризма
Этим краилам нашим министрам хапугам нельзя ничего разрешать, из заповедников сделают личный бизнес!!!
Необходимо заметить, что экологический туризм в Горном Алтае был всегда и будет всегда, причем начинал свое развитие еще далеко до возникновения природных парков, да и заповедников наверное — то же. ООПТ — это просто госучреждения, причем не всегда с фактически выделенной территорией.
Их (ООПТ) особая роль в формировании и реализации туристского продукта Республики Алтай, как подчеркивает министр, на самом деле просто минимальна. Туристский продукт формируют туроператоры Республики Алтай и других регионов России, которые планируют и отрабатывают маршруты по территории Алтая, в том числе и в местах расположения природных парков и заповедников, расположенных в местах, наиболее привлекательных в Горном Алтае и издавна пользующихся популярностью для самодеятельных и плановых туристов. Под видом благоустройства территории и развития ООПТ, высокой сакральности территории, экологии, и другого просто происходит скрытый денежный побор. Кстати, любую предпринимательскую деятельность, можно успешно развивать в буферных зонах заповедников, больше никаких инвестиционных зон и не надо, а все сувениры и ремесла внутри заповедников они могут развить и сами.
Волков бояться — в лес не ходить.
С одной стороны, если бизнес не заманить, то всё это бла-бла-бла.
С другой — по ФЗ «Об акционерных обществах» целью создания АО является получение прибыли. По Федеральному закону как-то в тени, что у бизнеса должна быть социальная ответственность и обязанность служения отечеству. Закон нужно править, чтоб и бизнес был сыт и природа не пострадала. А ещё, чтоб местных жителей привлекали и чтоб и им это было в кайф. Как-то так.
А вот как — пусть депутаты в Думе и Курултае шевелят извилинами в своих тыковках.
Из всего написанного понятно, что теперь каждому придурку возомнившим себя туристом, можно в заповедных зонах, срать под каждой сосной… ну и охота на краснокнижных животных, вполне теперь закона. вот уже и вертолеты, для этих целей лесхозу, прикупили.
Кажется опять прослеживается след Толибана с Колобком
Особо охраняемые территории потому и особо охраняемые, что там не надо ничего развивать и благоустраивать, туда вообще лезть не надо, Природа там царица и хозяйка, хватит и того, что «инвестируя» и «благоустраивая» уже все берега Катуни засрали.
http://www.gorno-altaisk.info/news/9550