6 апреля у православных начинается Страстная неделя. Это последняя неделя перед Пасхой, для верующих она считается самой важной неделей года, а название свое она носит в память о последних днях земной жизни, страданиях крестной смерти и погребения Иисуса Христа.
Страстная неделя или седьмица – это уже не Великий пост. Однако в эти дни пост верующие соблюдают особенно строгий. В 2015 году Страстная неделя продлится с 6 по 11 апреля, а Страстная пятница, наиболее строгий день поста, приходится на 10 апреля. В этот день положено полное воздержание от еды.
Приготовления к Пасхе, которая в этом году приходится на 12 апреля, должны завершиться в четверг, 9 апреля. Это необходимо для того, чтобы Страстную пятницу полностью посвятить молитвам.
Каждый день Страстной недели посвящен определенному событию. Так, в Великий Понедельник во время богослужения вспоминают бесплодную смоковницу, иссохшую до корня — как образ погибающего нераскаявшегося человека. В Великий Вторник церковь вспоминает притчи, рассказанные Христом ученикам незадолго до крестных страданий – притчу о десяти девах, притчу о талантах и рассказ Христа о воскресении мертвых и Страшном суде.
В третий день Страстной недели во время богослужения вспоминают, как в доме Симона прокаженного, куда Христос пришел в гости, грешница омыла слезами ноги Иисуса и возлила драгоценное миро Ему на голову. Миром в те времена не только помазывали царственных особ, но и умащивали тела умерших перед погребением. Так, грешница, сама того не ведая, предуготовила Христа к погребению. В этот же день Иуда принял решение о предательстве. На вечерней службе в среду верующие стараются исповедоваться.
В четверг вспоминают Тайную вечерю, на которой было установлено таинство Святого Причащения, омовение Господом ног ученикам своим в знак глубочайшего смирения и любви к ним, молитва в Гефсиманском саду и предательство Иуды. Его еще именуют Чистый четверг, именно в этот день делают генеральную уборку в своих жилищах, а шесть следующих дней уборкой верующим заниматься нельзя.
В пятницу соблюдают особенно строгий пост: до выноса плащаницы никто не вкушает пищи. Это день великой скорби. Верующие в церкви вспоминают осуждение на смерть, Крестные страдания и смерть Христа. В конце вечерни пятницы совершается обряд выноса плащаницы. После выноса плащаницу устанавливают на специальном возвышении в центре храма. Ее принято умащать благовониями и украшать цветами в память о том, как жены-мироносицы помазали благовониями тело погребенного Христа.
В ночь на субботу верующие всего мира ждут схождения Благодатного огня, которое происходит на особом богослужении в Храме Воскрешения Христова в Иерусалиме. Священнослужители, которые молятся о схождении огня, выносят его из Гроба Господня. Служба транслируется в прямом эфире во многих странах. Огонь ждут и тысячи паломников у стен храма. Есть предание, что перед концом мира Благодатный огонь не сойдет.
В разные годы ожидание длится от пяти минут до нескольких часов. Когда огонь сходит, верующие зажигают свечи от патриаршей свечи, но у некоторых они загораются сами. Первые 3-10 минут огонь не жжет, и в трансляции можно видеть, как верующие без всякого вреда для себя умываются им. Считается, что огонь имеет чудесную природу.
Специальными авиарейсами Благодатный огонь ежегодно отправляют в Россию и другие страны.
В Великую субботу верующие вспоминают погребение Иисуса Христа, сошествие в ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, и введение благоразумного разбойника в рай. Это день покоя. Последний день Великого Поста — пекут куличи, делают пасхи.
Для светских (или неверующих) людей Страстная неделя несет в себе много интересных примет и обрядов. Так, если хотите весь год быть здоровым, в четверг нужно искупаться до восхода солнца. Еще одна народная примета: если пересчитать все деньги во всех кошельках по три раза, деньги будут «водиться» весь год. Кроме того, считается, что кольца, освященные в страстную пятницу, защищают того, кто их носит, от всех болезней.
6 — 7 апреля на Землю окончательно спускается Весна — богиня Жива. В её честь празднуют не только люди, но и всё живое. В этот день нельзя работать, а только прославлять Весну, торжество жизни над смертью. В третий раз закликают весну. С наступлением утра угощаются печеньем в виде жаворонков, отпускают живых птиц из клеток на волю, призывая весну
Люди радовались тому, что с каждым днем приближалось наступление весны. В этот день женщины выпекали из теста фигурки птиц с распахнутыми крыльями. Печенья назывались «грачами», «жаворонками» или просто «птичками». Каждый член семьи брал в руку печенье, выходил на улицу и подбрасывал его в воздух. Одновременно произносились заклички:
Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое!..
В некоторых закличках содержались обращения к живительным силам природы:
Весна, весна красная
Приди, весна, с радостью…
В древности обряд закликания совершали взрослые, со временем же его основными участниками стали дети, а заклички вошли в детский фольклор как самостоятельный жанр.
Обряд заклинания весны был особенным: короткие строки веснянок пелись очень протяжно, как призыв издалека. Исполнительницы обряда (происходившего на холмах, на проталинах, а иной раз и на крыше строения) поднимали обе руки к небу, что закрепилось и в ритуальной вышивке.
Девицы так же совершали свои заклички, стоя на высоких местах, пригорках или крышах, глядя на восток, поют:
Весна, Весна красная!
Приди, Весна, с радостью,
С великою милостью…
Расстилали на поле новый холст, клали на него круглый пирог и, вновь обращаясь на восток, произносили: “Вот тебе, матушка Весна!”. Потом все играют в обрядовую игру «круглые горелки».
С этого дня начинают петь весенние обрядовые песни-веснянки, посвящённые богине девичьей любви Леле, покровительнице влюблённых.
Особый статус Лады обусловил множественность посвященных ей праздников, они отмечались шесть раз в году, с начала марта до середины сентября.
Связанные, с Ладой обряды обычно приурочиваются к весенне-летнему циклу праздников. В частности, именно у Лады и ее дочери Лели (Лельник) испрашивали разрешения закликать весну:
Благослови, мати
Ой, мати, Лада, мати,
Весну закликати.
Потом все играют в обрядовую игру «круглые горелки».
Когда игры заканчивались, печенье прикрепляли к веткам деревьев или прятали его под застрехи в сараях или домах. Оставшееся печенье съедали или скармливали скоту.
Если после зазывания весны продолжались заморозки, то совершали особый обряд, обращенный к морозу. Для него пекли небольшие шарики — колобки. Их выбрасывали на улицу, приговаривая:
Мороз Красный нос,
Вот тебе хлеб и овес,
А теперь убирайся подобру — поздорову.
Иногда вместо колобков варили овсяный кисель и выставляли его в миске на краю поля или просто на крыльцо.
Затем Мороз приглашали отведать кушанье:
Мороз — Мороз, не тронь мой овес,
Приходи кисель есть.
Шурави | 6 апреля 2015 11:01
спасибо! мне это тоже роднее
Немного поэзии :)
Сергей Есенин
Шел Господь пытать людей в любови,
Выходил он нищим на кулижку.
Старый дед на пне сухом в дуброве,
Жамкал деснами зачерствелую пышку.
Увидал дед нищего дорогой,
На тропинке, с клюшкою железной,
И подумал: «Вишь, какой убогой,-
Знать, от голода качается, болезный».
Подошел Господь, скрывая скорбь и муку:
Видно, мол, сердца их не разбудишь…
И сказал старик, протягивая руку:
«На, пожуй… маленько крепче будешь».