Ветеран Великой Отечественной войны, бывший радист-пулеметчик Михаил Иванович Нечаев, который в этом году участвовал в Параде Победы на Красной площади в Москве, рассказал журналистам о поездке в столицу. Он вспоминал также и годы войны, рассказывал о том, где встретил Победу в далеком 1945 году.
В этом году на празднование 70-летия Великой Победы в Москву из других городов и районов России приехали 85 ветеранов, среди которых был и Михаил Иванович Нечаев. В поездке его сопровождал внук.
«Нас, ветеранов, Москва приняла на очень высоком уровне. Все ветераны очень довольны были, в восхищении от внимания и отношения к нам», — поделился он и дальше еще не раз отмечал, что отношение к ветеранам было самое трепетное и уважительное, их встречали как настоящих героев.
Рассказ Михаила Ивановича был очень подробным: 8 мая прибывшие в столицу ветераны возложили цветы к могиле Неизвестного солдата, а затем для них провели экскурсию по Центральному музею Вооруженных Сил, им вновь рассказывали о взятии Берлина, о других событиях тех дней. И если для большинства из живущих ныне все это – факты далекой истории, то для них, ветеранов – их жизнь. После экскурсии они осмотрели территорию Кремля и вернулись на отдых в санаторно-курортный комплекс вооруженных сил «Замоскворечье».
На следующий день, 9 мая, начались основные торжества. Парад победы ветераны смотрели с трибун на Красной площади.
«Объявили начало парада. Выступил Путин, он всех поздравил, обошел вокруг трибуны, кто был близко, пожал руку. Столько было гостей, что трибуны были заполнены дополна. Внизу на площади военные стояли, танки наготове. Проходили курсанты, авиационные войска, пехота, проходили военные Индии, Казахстана. Солдаты прошли, а потом начался парад военной техники. Прошли танки — сначала Т-34, как участники Великой Отечественной, а потом современную технику показали, потом ракеты прошли. Дальше – парад авиации. Самолеты пролетели сначала, видимо, истребители, потом бомбардировщики, заправщики, очень низко шли. И настолько было все отработано, что только одни самолеты звеньями уходили, вторые тут же появлялись», — рассказывает Михаил Иванович.
После того, как завершился парад, ветеранов пригласили на президентский прием, который проходил в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца.
«Георгиевский зал – это что-то невероятно для человека, который там никогда не был. Когда мы, ветераны, пришли, там уже были иностранцы: послы, гости, много военных было. Потом пришел президент. От стола, за которым мы сидели, он был где-то в десяти метрах. Сначала он поздравил всех с Днем Победы, потом поздравил нас, ветеранов, пожелал всем доброго здоровья, всего наилучшего. Знаете, такое у него трогательное было обращение, что мы, ветераны, были просто очарованы его речью», — добавил он.
После приема состоялся праздничный концерт, а вечер завершился зрелищным фейерверком.
«После концерта начался фейерверк, салют артиллерийский. Говорят, из пушек стреляли, но мы их не видели, но фейерверк был прекрасный. Он долго продолжался, видимо, делали, 70 выстрелов. Ну, а после фейерверка закончилось празднование, по радио еще поздравили всех, и нас возвратили в санаторий в Подмосковье», — уточнил ветеран.
На следующий день, 10 мая, ветераны разъехались по аэропортам, чтобы лететь домой.
«В аэровокзале принимали всех ветеранов в специальных комнатах, которые для послов и иностранных гостей, и нас туда определили», — добавил он.
«Все прошло прекрасно, главное, что мы посмотрели и Путина, и Вооруженные силы. Нас ведь больше интересовало, насколько молодые парни себя покажут, и промаршировали они здорово. Больше всего, как бывшему танкисту, мне запомнился проход танков на параде. И создается такое впечатление: вот наша мощь, нашей Родины. Теперь пусть недруги России подумают, как нарушать наши границы и проявлять агрессию, как проявила тогда Германия», — говорит Нечаев.
Он отмечает, что после парада в Москве изменилось его собственное отношение к его личному вкладу в Победу. «Знаете, раньше я считал, что все мы участники – все победители, а лично я – ничто, капля в миллионе. А там впервые почувствовал, что я заслужил, я действительно победитель. Хоть пусть миллионная капля крови моя пролита за Родину, но я – участник, я могу сейчас с гордостью сказать, что я – победитель», — сказал Михаил Иванович.
Когда он узнал, что поедет на 9 мая в Москву, сначала не верил, опасался, что может не получиться, не сложиться. И только когда получил документы, понял: это на самом деле правда. «В моей жизни это первое такое торжество, которое я почувствовал, что действительно я – россиянин, действительно я – участник Великой Отечественной войны и заслуживаю этой славы своей пролитой кровью за Родину Россию. Такое было ощущение у меня. Впечатления незабываемые», — сказал Нечаев и добавил, что если бы был писателем, мог бы рассказать все в красках, а тут «не получается выразить все одной мыслью», столько впечатлений и эмоций.
Вспоминал ветеран и годы войны. В армию его призвали в январе 1943 года, когда вышло постановление о призыве на фронт 17-летних парней. Сначала отправили в Бийск, где шесть месяцев обучали, а потом «посадили в товарные вагоны» и отправили на фронт. Он попал под Киев. Там советские войска форсировали Днепр. В первом своем бою, говорит он, «самого сражения увидеть не успел».
«Я и боя-то не видел… Немцы на правой стороне Днепра были, а мы — на левой стороне. Мостов не было, конечно. Наши войска сколько не пытались навести понтонные мосты, враги взрывали их. Потом почему-то стихло. Это мы потом только узнали, что Рокоссовский зашел с фланга и ударил по немцам, и дал возможность перейти нашим войскам. Мы только связали плот, и команда к отплытию прозвучала. От берега оттолкнулись, отплыли может быть метров десять, как снаряд рядом с нашим плавсредством взорвался, плот наш перевернуло, все мы оказались в воде. Меня контузило», — рассказывает ветеран.
Забыть те дни просто невозможно, говорит он. «А шли все, знаете, на фронте одни за другими: колоны идут, идут и идут бесконечно под Киев, идут танки, пушки. И мы шли. Я сам из деревни, ружейного выстрела-то не слышал никогда, а тут — самолеты летят, обстреливают, мины разрываются, прожекторы светят ночью, днем истребители прилетают, бомбят».
Орден «Красной звезды» он получил за бои в Польше. Тогда его экипажу поступила задача уничтожить засевшую в просеке батарею противника, что они и сделали, «превратили батареи эти в металлолом».
А еще вспоминает, как жгли немцы советские танки фаустпатронами, противотанковыми гранатометами одноразового действия. В переводе на русский — «кулак-патрон», его еще называли последним аргументом Вермахта. Прошибал броню любого советского танка, в том числе и броню лобовую. Их применяли не специально обученные расчеты, а обычные пехотинцы, для освоения бойцом фаустпатрона было достаточно пятиминутного инструктажа. Сегодня историки говорят, что это было примитивное оружие, применяемое при практическом отсутствии противотанковых орудий.
«Наших танков в боях фаустпатронами пожгли много, я тоже пострадал от них. В поле не такие ожесточенные бои, а вот в городах – другое дело. Села немцы почему-то обходили, они засады делали заградительные временно в поле где-нибудь у дороги, а в городе на вторых-третьих этажах сидели немцы с фаустпатронами и танки жгли, а пехота в это время без танков – это ничто. Немцы сильно сопротивлялись, бои очень были жестокие, но команда была: «Вперед, ни шагу назад, позади Родина». Ну, вот мы и шли», — говорит Нечаев.
А 9 мая 1945 года Михаил Иванович встретил во Львове, где раненый проходил лечение в госпитале.
«Я немножко до конца войны не дотянул, 20 марта меня ранило, в госпитале был сначала в городе Глебец, потом перевезли во Львов. Там я и встретил 9 мая. Лежал в госпитале, мою койку подкатили к балкону, начались торжества: прожектора включили, и на парашютах фонари навешали разные – красные, синие, зеленые, и они почему-то долго в воздухе были. Потом начался фейерверк, было очень красиво. В то время поляки, украинцы доброжелательно к нам относились. К нам приходили монашки, приносили вареники, а тогда мы пельмени только знали. Они были во все черное одеты, а воротники белые. Такие скромные, много не разговаривали и всегда обращались с поклоном к нам. Мы и украинцы тогда были как единая семья, и Родина общая была», — вспоминает ветеран.
В завершение Михаил Иванович Нечаев завещал молодым поколениям всегда помнить слова Александра Невского: «Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет» и всегда быть сильными, чтобы никто больше не посмел никогда нарушить границы нашей страны.
«Я на параде посмотрел, наши ребята настроены решительно. Больше ни у кого не будет желания ссориться с Россией и приносить ей такие бедствия, которые немцы нам принесли», — подчеркнул ветеран.
Большое Спасибо вам Михаил Иванович, долгого лета и крепкого здоровья
Спасибо Вам Михаил Иванович и низкий вам поклон! Мы рады за вас! Вы действительно заслужили этого…
Самое главное в жизни оставшихся в живых ветеранах, чтобы у них была повседневная забота государства, а не только к дню Победы. Их осталось совсем мало. Михаилу Ивановичу крепкого здоровья, спокойствия и пожить подольше.
Спасибо большое Михаил Иванович! Здоровья Вам и благополучия!
Совсем мало осталось ветеранов войны. Как жаль… И с вниманием, заботой опоздали лет на 20, а то и 30. Долгих лет Вам, Михаил Иванович, здоровья! В предпраздничные дни показывали передачи с ветеранами. Многим за 90, кому-то и 100 лет! Но все такие бодрые, жизнерадостные! Вовсе не дашь их лет! Видимо, трудности жизни их только закалили.
Низкий поклон Вам, Михаил Иванович!
Спасибо автору за текст. Радует что в нашей республике еще есть патриотические СМИ, а не только поганые глистки!
Я прекрасно понимаю Михаила Ивановича и его подъем и настрой, и слова, обращенные к молодому поколению. Полностью поддерживаю.