Представители новосибирских турфирм считают, что громкие заявления о «забитом до отказа» Горном Алтае преувеличены и отмечают, что отдых на алтайских базах подорожал. При этом, пишет НГС, новосибирцы все чаще предпочитают договариваться с базами напрямую без посредников.
Недавно издание Российского союза туриндустрии RATA-news сообщило, что все базы и гостиницы Алтая заполнены до отказа. «Продажи идут активно, погода в этом году к турбизнесу благосклонна, — привело издание слова директора компании «Алтайтурист» Натальи Гордеевой. — Загрузка Горного Алтая близка к 100 % на ближайшие 1,5-2 недели, найти свободные места в выходные и даже в будни почти нереально, глубина продаж достигает сентября».
У новосибирских представителей туристического бизнеса утверждения о переполненности Алтая вызывают недоумение. «По моим данным это не так, — говорит директор по туризму турфирмы «Сибирь-Алтай» Юлия Володина. — Места есть, сезон идет в обычном режиме, если по динамике посмотреть — на таком уровне посещаемость держится с 2009 года».
По ее словам, мест в самых популярных туркомплексах сейчас действительно почти нет. Однако они не пустовали даже в прошлом году, когда приезжих было мало из-за наводнения. «А небольшие, нераскрученные комплексы — места там всегда можно найти. На прошлой неделе мониторили — они, можно сказать, стоят пустые. Выбор на август у клиентов есть, — утверждает Володина. — Мы ожидали, что на фоне общероссийской экономической ситуации и хорошей погоды второй год подряд этот сезон будет удачным, но никакого ажиотажа мы не наблюдаем».
В компании «Ирбис» подтвердили, что о стопроцентном наполнении речи не идет. «Если на выходные бронировать через туроператора, за один-два дня до выезда, — то, конечно, загружено, — сообщила менеджер. — Но если люди поедут своим ходом, то всегда все можно найти. Крупные курорты, Белокуриха, загружены хорошо. Но если брать Горный Алтай — Аю, «Бирюзовую Катунь», Телецкое озеро, — найти места можно. У нас выбор есть за неделю-две».
Сами туристы отмечают, что людей на Алтае в этом году действительно больше обычного количества — сложнее стало договориться об экскурсиях, найти проводников. Всюду скапливаются очереди.
По свидетельствам, в этом году многие приехавшие просто ставят палатки вдоль дороги. Одна из туристок отметила огромные очереди в местном супермаркете, которых не наблюдала раньше. «Сами местные об этом говорят, — рассказывает Алиса Шерстова, которая организует поездки на Алтай для крупной компании четыре года подряд. — Базы забиты, нас в этом году водитель привез на 25-26 июля, так потом километров 20 по трассе ехал, чтобы себе одно место найти. Нашел в итоге в какой-то безымянной гостинице за 2 тысячи».
Съездить на Алтай теперь стало дороже. «Цены не менялись последние три года, а в этом году повысились на 5-10 %, — сообщила Юлия Володина. — Это касается и проживания, и питания, и любых услуг, в которых задействован транспорт, — например экскурсии».
«Местные проводники и конюхи под горой Белухой всегда «рвут» цену, потому что там иностранцы приезжают, — рассказывает Екатерина Говор из агентства «Братья Говор». — Ставят 1,5 тыс. за коня в день, и все. Хочешь — бери, не хочешь — пешком иди. А вот в Чемале, например, цены в этом году не поднимали — конкуренция большая».
Сейчас снять частный дом на Алтае стоит от 700 до 800 рублей с человека или около 1,5 тыс. рублей за весь домик в сутки. Если в домике есть «удобства» (в первую очередь — водопровод) — раскошелиться придется минимум на 2-3 тыс. в сутки, утверждает НГС.
Примерно столько же стоит коттедж на базе. Алиса Шерстова рассказала, что если в прошлом году она покупала номера на базе «Алтика» по 3,5 тыс. рублей в сутки, то сейчас они стоят уже по 4 тыс. «Процентов на 15 там все подорожало, — считает она. — Раньше в ресторане горячее с гарниром рублей 600 стоило, теперь 700-800».
При этом рядовые туристы не заметили существенного изменения цен в придорожных кафе и у частных продавцов, но рассказали о подорожании некоторых развлечений — например, прокатиться на «тарзанке» стало на сто рублей дороже: цена выросла с 350 до 450 рублей.
Кто сидит то на берегу?