Летом этого года еще одна новосибирская археологическая экспедиция поневоле стала причиной конфликта. Произошло это в Кош-Агачском районе, на плато Укок, где была найдена легендарная мумия скифской женщины, которую алтайцы теперь считают своей прародительницей. Серьезные ученые, кстати, этого убеждения не разделяют, отмечает ГТРК «Новосибирск». Но еще до того, как новосибирцы Вячеслав Молодин и Наталья Полосьмак получили за свои исследования госпремию, алтайские законодатели запретили раскопки в Кош-Агачском районе.
Причины такого решения не очень понятны: любое городище или курган на территории России являются памятниками федерального значения, а разрешения на раскопки выдают только в Москве. Поэтому новосибирцы не прекращали исследований, аккуратно отмечаясь в горно-алтайском органе охраны памятников.
Глеб Кубарев, начальник экспедиции Института археологии и этнографии СО РАН: «Мы также копали в 2005, 2006 годах. Я бы не сказал, что это были масштабные раскопки, но это были именно раскопки, претензий никаких не было». Но в этот раз отряд Кубарева увозил с собой из республики представление районной прокуратуры о недопустимости раскопок. Это было реакцией на конфликт между археологами и представителями местного населения – теленгитами, причем в органы правопорядка обращались обе стороны.
«Законодательным собранием Эл-Курултай было принято постановление о запрете раскопок курганов и поминальных комплексов в Кош-Агачском районе до установления специального порядка проведения таких раскопок и сохранения археологических памятников», — говорит заместитель прокурора Кош-Агачского района Республики Алтай Юлия Бештаова.
«Специальный порядок», кстати, так и не принят, но в любом случае, новосибирцы уверены, что местное законодательство противоречит федеральному.
«Прокуратура не может ссылаться на такое постановление, а обязана была еще в 2002 году его опротестовать», — считает Глеб Кубарев.
Так кто имеет право копать? По информации новосибирского ГТРК, сейчас археологи с помощью коллег из других регионов готовят такой запрос в Генпрокуратуру России.