Власти Казахстана отказали России в выделении дополнительных площадей под падение частей российских ракет-носителей. Такое решение было принято в рамках заседания подкомиссии по комплексу «Байконур». По словам главы «Казкосмоса» Талгата Мусабаева, отказ обоснован возможными экологическими проблемами в районах космодрома. Однако эксперты считают, что отсутствие дополнительных площадей не скажется на космической программе РФ.
«Мы понимаем заинтересованность российской стороны в создании новых районов для обеспечения пусков ракет в наиболее выгодных направлениях, однако результаты тщательной проработки указанного вопроса свидетельствуют о невозможности передачи многих запрашиваемых участков в связи с осуществляемой на их территориях хозяйственной деятельности и возможностью ухудшения экологической обстановки», − заявил в ходе заседания Талгат Мусабаев.
Под экологической угрозой Мусабаев имеет в виду пуски «Протонов», для которых в качестве топлива используется гептил, пишет деловая газета «Взгляд».
«Это топливо в шесть раз токсичнее синильной кислоты, – рассказал газете руководитель программы Международного социально-экологического союза «Химические загрязнения и химическая безопасность» доктор химических наук Лев Федоров. – В результате разложения гептила в почве образуется нитрозодиметиламин. Это жесточайший мутаген. Живет он в почве долго».
Федоров уверен, что гептил был «ошибкой советского руководства». «Еще в 1960-х академик Королев активно боролся против этого топлива, но его последователи продолжали использовать жидкотопливные ракеты, – рассказал Федоров. − На территории СССР было 110 мест, где были зарегистрированы аварии ракет-носителей, работавших на гептиле, и местным жителям приходилось очень туго. С гептилом точно нужно заканчивать. У нас есть разработки новых, более экологичных ракет, которые, к примеру, с самого начала использовались в Соединенных Штатах. Однако на российских складах еще много старых, жидкотопливных ракет-носителей, которые пускают в эксплуатацию, чтобы не терять средства», − отметил он.
Вместе с тем, эксперты уверены, что нынешний отказ Казахстана не скажется на космической программе. «Это абсолютно рабочий момент. Все эти годы Россия запускала и эксплуатировала свои ракеты без дополнительных районов для падения обломков и, нужно сказать, успешно, − заверил член-корреспондент РА космонавтики Юрий Караш. − Да, было бы неплохо, если бы Россия располагала этими районами, но говорить о том, что отказ Казахстана приведет к каким-то негативным последствиям для космической программы либо осложнит выполнение намеченных пусков, я бы не стал».
Нельзя не отметить, что и без выделения дополнительных площадей отработанные ступени ракет-носителей, запускаемых с Байконура, нередко приземляются в неположенных местах. Только на территории Горного Алтая за последние 40 лет скопилось около 2 500 тонн космического мусора. «Осколки, которые непосредственно приземляются на территории сел, еще вывозятся. Однако за пределами поселений и в горах никто ничего не расчищает», – рассказал глава администрации Усть-Канского района Республики Алтай Леонид Маиков.
«Местные жители очень недовольны. В районе много больных. Показатели по онкологии с каждым годом растут. Однако приезжающие комиссии утверждают, что беспокоиться не стоит. Осколки падали всегда, но в советское время нам хотя бы выдавали деньги, мы строили ФАПы, закупали оборудование. А с 1992 года финансирование вообще прекратилось. Мы просим средства на открытие центров, люди должны обследоваться после таких запусков, но пока безрезультатно», – говорит глава администрации.
По словам Маикова, в зоне риска находится весь район. Отклонение осколков ракеты от траектории превышает 25 километров. В ответ на это МЧС Республики Алтай пообещало расширить перечень населенных пунктов, жители которых будут оповещаться в случае запуска ракет.