Разговор о необходимости изменений в управлении особыми экономическими зонами шел уже давно. Управлять зонами туристско-рекреационного типа, своевременно вносить корректировки и обеспечивать строительство объектов инфраструктуры гораздо проще на уровне субъектов федерации. Время от принятия решений до реализации значительно сократится при такой схеме управления зонами. Так что решение президента Дмитрия Медведева не только мы, но и руководство других регионов поддерживает. Об этом заявил первый вице-премьер Республики Алтай Сергей Тевонян, комментируя агентству REGNUM решение Дмитрия Медведева о ликвидации РосОЭЗ и передаче его функций Минэкономики России.
«Мы приветствуем такое решение президента. Главное, чтобы при передаче полномочий и переходе функций управления по созданию объектов инфраструктуры для особых экономических зон не было затяжки по времени, не было приостановлено финансирование, — отметил Тевонян. — С учетом того, что президент обратил внимание на этот вид экономической деятельности, таких замедлений не должно быть», — сказал он.
— Каким образом теперь будет осуществляться финансирование особых экономических зон?
— Предполагается, что средства будут передаваться в форме субсидий субъектам федерации. Кроме этого, есть ОАО «ОЭЗ», оно не ликвидировано. Это общество создавалось специально для реализации намерений государства по вложению средств федерального бюджета на строительство объектов инфраструктуры. Так что часть ресурсов будет идти через них.
— А не возникнет ли у властей соблазна направить эти средства на решение других задач, например, что актуально в условиях кризиса, на снижение социальной напряженности?
— Это невозможно. Есть казначейский контроль, а субсидии — это средства, которые передаются для решения определенных задач. Использование их не по назначению просто невозможно: казначейство не пропустит такого рода платежи.
— Скажется ли решение о ликвидации РосОЭЗ на финансировании строительства зон?
— Не думаю, что будут существенные сокращения объемов инвестиций со стороны федерального бюджета. Что касается нашей республики, то в целом концепция создания ОЭЗ «Алтайская Долина» сформирована, оценена, согласно концепции подготовлена проектно-сметная документация по основным объектам. Ресурс этот прописан в среднесрочном федеральном бюджете.
В этом году мы должны были получить 850 млн рублей на создание ОЭЗ. В связи с корректировками в полном объеме эти средства мы не получим, но их не будут изымать. В 2010 году предполагалось и записано в бюджете выделение более 2 млрд рублей. С учетом кризиса и сокращения бюджетных расходов снижение будет, но в пределах 2 млрд мы все-таки получим. Как раз в ближайшее время объемы финансирования будут защищаться и уточняться, и мы будем этим активно заниматься.
Мы сейчас занимаемся корректировкой объемов затрат по инфраструктурным объектам, и предлагаем включить в состав ОЭЗ дополнительную, так называемую манжерокскую площадку, где ведется строительство горнолыжного курорта. В этом заинтересованы и мы, и МЭРТ, потому как эффективность работы бюджетных денег во многом зависит от оперативности и объемов вложений частных инвесторов. На манжерокской площадке эта задача с инвестором решается успешно — там объем частных инвестиций превысил 1 млрд рублей. Им нужен небольшой толчок, поддержка именно сегодня, в условиях кризиса. И, я уверен, что к концу года мы запустим первую очередь горнолыжного комплекса.
Один из сотрудников бурятского территориального управления РосОЭЗ, просивший не называть его имени, в беседе с «Байкал Медиа Консалтинг» заявил, что ликвидация РосОЭЗ сама по себе пока не очень страшна. «Да, если мы превратимся в территориальный орган Минэкономразвития, наш статус станет ниже, усложнится порядок межведомственного взаимодействия, что естественно скажется не в лучшую сторону на работах по созданию турзоны. Однако, если Минэкономики пойдет и дальше в экспериментах с управлением турзонами, это станет настоящей катастрофой», — считает анонимный источник.
«В случае принятия решения о передаче турзон в ведение регионов, их создание, как минимум, затянется на неопределенное время», — убежден сотрудник теруправления РосООЗ. «Придется пересматривать все сегодняшние соглашения, где подробно прописан порядок управления турзонами и все нюансы их финансирования. Но главное, это отпугнет инвесторов, которые уже готовы вкладывать средства в турзоны либо рассматривают такую возможность. Крупный бизнес, а речь идет о многомиллионных вложениях, предпочитает работать с федеральными органами власти как более надежным гарантом их инвестиций. Согласятся ли эти инвесторы иметь дело с республикой, большой вопрос», — сказал источник агентства.
Напомним, 5 октября президент Дмитрий Медведев указом упразднил Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ). Тем же указом функции упраздняемого Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами переданы Министерству экономического развития Российской Федерации.
РосОЭЗ было создано в 2005 году для «оказания услуг и осуществления правоприменительных функций в сфере управления особыми экономическими зонами, а также контроля за выполнением соглашений о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности». На данный момент в России создается 13 особых экономических зон: две промышленно-производственного типа (Татарстан и Липецкая область), четыре технико-внедренческих (Санкт-Петербург, Дубна и Зеленоград, Томск) и семь туристско-рекреационных (Иркутская и Калининградская области, Алтайский, Краснодарский, Ставропольский края, республики Алтай и Бурятия).
Еще один суперпроект ржавым тазом накрылся. Не последний, надо полагать.