Специалисты Агентства по культурно-историческому наследию Республики Алтай в ходе архивных изысканий установили сведения о захороненных в братских могилах времен Гражданской войны в России 1917-1923 годов, расположенных на территории населенных пунктов Кайтанак и Мульта Усть-Коксинского района.
Братская могила в селе Кайтанак расположена на территории действующего сельского гражданского кладбища. Информационная табличка с именами похороненных и сведениями об обстоятельствах гибели отсутствует. Выяснилось, что в братской могиле похоронены партизаны Федор Николаевич Клепиков, Прокопий Николаевич Клепиков и Дмитрий Тимофеевич Лапшин (по другим сведениям — Лавшин), убитые на Катандинском перевале. В 1922 году здесь был сооружен деревянный надмогильный обелиск, а в 1965 году — гранитный обелиск.
Братская могила в селе Мульта расположена вблизи Мультинского моста. Информационная табличка с именами похороненных и сведениями об обстоятельствах гибели отсутствует. По архивным данным, в братской могиле похоронены красноармеец Ермаков, а также два мадьяра из Бухтарминского полка. В 1922 году здесь был сооружен деревянный надмогильный обелиск, а в 1960 году — бетонный обелиск.
В сообщении ведомства говорится, что специалисты Агентства по культурно-историческому наследию активно ведут работу по установлению сведений о похороненных в братских и одиночных могилах времен Гражданской войны. Только с начала 2016 года были установлены сведения о захороненных в населенных пунктах Курумда, Кастахта Усть-Коксинского района, также в селе Салаганда Чойского района.
С Тожилеем воевали чтоль, в те годы он много красных поубивал говорят историки!
Еслиф чесна, то и «белым» тож нуна памятнек поставить. Слабо есаула Кайгародова увекавечить в бронзе?
Акыр токто Бабука потом кому то захочется памятник Ермаку на центральной площади города поставить пусть будет все как есть.
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ГЕРОЯМ !!!!
Бабука прав: есаул Александр Петрович Кайгородов — народный защитник, погиб в неравной схватке с чоновцами, он тоже жертва братоубийственной бойни.
Еще бы установить имена тех Катандинских мужиков, которых «красный командир»‘ а на самом деле — садист и вампир Ваня Долгих в капусту порубил….
Садиста и вампира Ваню Долгих Тожилей в Чуе утопил! Сухова тож вроде где то у Тюнгура! Царский офицер с красными грамотно воевал, убили его в урочища Кырышкан около Онгудая силами регулярной красной армии!
Садист Ваня Долгих до глубокой старости спокойно дожил.
Кровожадные были. Дорвались до власти.
Я, вот, успел поспрошать своих предков о том времени. Нарот не разбирал, кто красные, кто синие, кто белые. Грабиле одинаково. И силком в свои ряды гнали. Прадеду руку аторвало где-то в коксинских боях и ему торбочку на шею привязале с сухарями и отпустили домой. Расстреляли, как белогвардейскую контру в Мыйту.
«Садиста и вампира Ваню Долгих Тожилей в Чуе утопил!»
>>Федор | 3 мая 2016 10:55
Дядя Фёдор сказочник однако.
Иван Долгих выжил в гражданскую и дожил жил пенсии. Что касается «садиста и вампира» — должно быть обоснование слов. НКВД-шная карьера сама по себе таковой не является.
>>»Cухова тож вроде где то у Тюнгура! Царский офицер с красными грамотно воевал»
Засада на Сухова была организована грамотно. При этом уничтожен был вымотавшийся отряд, который на границе с Горным Алтаем, уничтожил значительную часть оружия, которое не мог вести и оставил обоз с ранеными, понадеявшись на международные конвенции (это было начало гражданской, иллюзии у кого-то ещё существовали). Раненных, кстати, белогвардейцы тут же расстреляли, вмести с медсёстрами (как и «адмирал» они до сих пор не реабилитированы).
Далее Сухов понадеялся на местных проводников, что и привело к гибели отступавшего к границе отряда.
>>»есаул Александр Петрович Кайгородов — народный защитник»
К тому времени, когда подошли регулярные части большевиков, значительная часть Алтая контролировалась красными партизанами, в частности Улала (нынешний Горно-Алтайск) была ими уже освобождена. Сопротивление красным как таковое оказали только киржаки уймонской долины, которые вполне справедливо полагали, что за коварство, учиненное несколькими годами ранее, новая власть их по голове не погладит.
Твой Сухов Петя пришёл в Уимонскую долину грабить честных трудяг. всех там живших честным трудом. Женщин своим головорезам позволил там насиловать. За что и поплатились эти мрази. И этот Ваня Долгих мразь распаследняя…. столько невинных душь загубил!! НКВДшники, судя по репрессиям к своему народу ПОЧТИ ВСЕ МРАЗИ ПОДЖИДОЧНЫЕ! До сих пор эта власть жидовская на Руси крепко стоит. (101 год). Только перекрасилась теперь в капиталистическую — прихватизационную. А всю эту Советскую власть для того и организовало жидьё, чтобы всех загнать в колхозы — коллективы и бесплатно этой рабсилой возвести все эти знаменитые стройки (Норильский никель и т.п), ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ПОТОМ ВСЁ СЕБЕ И ПРИХВАТИЗИРОВАТЬ, ВМЕСТЕ С НЕДРАМИ И ВСУЙ ИМИ РАЗОДРАНОЙ НА ЧАСТИ РУСЬЮ!! Чтобы всё стало ясно, нужно смотреть с чего пошло и как всё шло И БЯЗАТЕЛЬНО ПОТОМ КУДА ЭТО ВСЁ ПРИВЕЛО!
«Иван Долгих выжил в гражданскую и дожил жил пенсии. Что касается «садиста и вампира» — должно быть обоснование слов. »
Влад | 3 мая 2016 12:34
——————
Ну чтож, Влад, хотите обоснование — пожалуйста:
1). В книге большевика П. Гордиенко «Ойротия» (Новосибирск. 1931 г.) Вы сможете прочитать, как командир отряда ЧОН Долгих устроит децимацию на Теректмнском хребте «для поднятия боевого духа» своих бойцов.
2). В его биографии, представленной барнаульцем А. Кобелевым есть такие строки: «10 апреля 1922 года он ворвался в логово Кайгородова — в с. Катанду. Бой был короткий, но завершился полной победой ЧОНовцев. То была блестящая победа! Отряд взял в плен 40 человек, захватил 486 винтовок, два пулемета, 30 тысяч патронов и 200 лошадей.
Взял в плен. Да, их было сорок, согнанных во двор. Иван Долгих ворвался туда на лошади и саблей искрошил до единого.»
3). Поезжайте в Катанду, поговорите со старожилами. Правда, сейчас может Вы никого не найдете, но лет тридцать назад я сам слышал от одной пожилой женщины, что когда он рубил головы — шашку облизывал…. Это к вопросу о вампиризме. И не в переносном смысле!
Что же касается прочего, то тоже я от местных жителей слышал, что да, кайгородовцев он порубил и, учитывая что все-таки время было военное — это еще можно понять, но то, что он собрал всех катандинских мужиков от 15(!) лет и до глубоких стариков и методично расстреливал их на берегу реки с тем, что бы тела падали в воду, а матери и жены не могли даже похоронить сыновей и мужей — не объяснимо и не простительно!!!
Так что еще раз: для Катанды Иван Долгих — палач, вампир и садист!
1.) В книге П. Гордиенко «Ойротия» описывается инцидент, когда в отряде, двигавшему в сложных погодных условиях (потеряв, в итоге, половину лошадей) начались волнения и люди начали отказываться от движения через перевал. По книге Долгов ПРИГРОЗИЛ децимацией и расстрелял наиболее активного подстрекателя, в качестве доказательства намерений.
2.) Возможно так и было, хотя по воспоминаниям есть ещё 2 версии: отдал приказ о расстреле, собрали в доме и зарубили там. Это к вопросу о достоверности воспоминаний.
3.) «это еще можно понять, но то, что он собрал всех катандинских мужиков от 15(!) лет и до глубоких стариков и методично расстреливал их на берегу реки с тем, что бы тела падали в воду, а матери и жены не могли даже похоронить сыновей и мужей»
— это скорее всего вымысел. Максимальная оценка, из тех что встречалась, 50 человек казненных. Кроме 40 захваченных сразу, было несколько кайгодовцев, захваченных на заставах в окрестностях, которые были расстреляны перед отправкой.
Долгов, с небольшим отрядом, находился, в тылу противника, численность которого, и после разгрома штаба, в несколько раз превышала численность ЧОПовцев. В Катанде, после боя, он дал отряду 4 часа на отдых, после этого забрав в селе лошадей и, не дожидаясь, когда подтянется отставшая на перевале половина отряда, пока действовал эффект неожиданности двинулся прорывать линию в направлении Усть-Кана.
Наверняка среди пленных кайгородовцев были, в том числе, и местные, что послужило почвой для слухов и баек в дальнейшем, но это совсем не говорит о целенаправленной резне сельчан.
Что касается информации от «свидетелей». К ним нужно относиться острожно, у кого-то богатая фантазия, кто-то пересказывает наполовину услышанное, кто-то просто врёт для чего-то. Так в 90-е многие из слухов распускались целенаправленно, так как тем кто в это время крал расхищая национальное достояние и тем кто предавал работая на зарубежные агентства и организации, а также тем кто крал и предавал одновременно нужно было оправдать свои действия.
Так что из обоснований можно признать только то, что он лично казнил, то есть был палач. По этому поводу могу лишь сказать, что, на мой взгляд, это наиболее честный вариант исполнения приговоров подобного рода и само по себе не свидетельствует о садистских наклонностях.
Там после расправы нат катандинцами никого почти не уцелело из мужского населения! Катанду потом населили коммунары! ЭТО ВСЕМ ТАМ ИЗВЕСТНЫЙ ФАКТ!!
Да ты просто отпетая , лживая сволочь! Все местные (у кого предки в Уимонской долине жили веками) знают эту ПРАВДУ!! И это твои ЧОНовцы… когда в хрущёвские времена взялись за правду и начали требушить их «подвиги» ВЫНУЖДЕНЫ БВ СВЁ ОПРАВДАНИЯ (своего садизма, зверства) БЫЛИ НАПРИДУМЫВАТЬ МАССУ БАЕК, ПО ПОВОДУ ЗВЕРСТВ МЕСТНЫХ ЖИТЕЛЕЙ!!! То яко бы детей своих заставляли глаза ковырять покойным красноармейцам… (это староверы то!!??) Да дебилу должно быть понятно, на чьей стороне правда та!! ТОЛЬКО ТАКИМ ОСАТОНЕЛЫМ КАК ТЫ ПРАВДА НЕ ВАЖНА!! Никто не говорит что Социализм это зло, но каким он метадом был поставлен, воплащён и потом каким метадом демонтирован… ВОТ В ЧЁМ ВОПРОС??? А ты ради защиты коммунистических идеалов прибегаешь как ложные коммунисты (жидо сатанисты) ко лжи! Тем самым и обсирая свои идеалы!!
По 1.) дополнение. Описанный Гордиенко может быть художественным вымыслом.
Прочитал более полный отрывок.
Согласно Гордиенко, инцидент произошел перед атакой, которая по его версии была утром 11-го апреля(в реальности 10-го).
К этому времени отряд с большим трудом преодолел перевал, истощив все припасы. В ночь перед атакой отряд произвёл спуск с почти отвесных скал, потеряв разбившимися 2-х человек. После спуска, который закончился в 4 часа утра отступать (о чём говорили не устойчивые бойцы согласно Гордиенко) было уже, мягко говоря поздно и вряд ли кто-то этого не понимал.
Упоминаний о расстреле больше нигде нет, зато есть 2 упоминания того что Долгих доставал наган (но ни в кого не стрелял).
Вот так описывается инцидент, перед спуском с первой отвесной стены:
1.) Долгих:
«К 10 часам мы подошли уже к первому крутому спуску. Отряд остановился. Находясь в середине отряда, я узнал, что причиной остановки было то, что отряд дошел до крутого спуска и пробиравшийся во главе командир взвода остановился, не решаясь двигаться дальше. Видя, что дух колебания начинает овладевать бойцами, я добрался кое-как пешком до головы отряда и, выяснив от проводника, что таких крутых спусков будет несколько, приказал командиру головного взвода спуститься первому. Видя его колебание я вынул наган, щелкнув курком, поставив его на взвод, повторил снова приказание. Тогда комвзвод слез с коня, шагнул вперед и скрылся в темноте. Снова отдал приказ слезать с лошадей впереди стоящим красноармейцам и взяв в повод лошадей спускаться за комвзводом. Момент был напряженный. Но вот первый красноармеец начал спускаться, за ним последовали остальные.»
2.)А.Шилов (участник похода):
«Крутой спуск оледенел. К тому же, кружилась вьюга, закрывая все внизу. Старик-охотник, взятый в проводники, сказал: «В других местах еще хуже. Не приведи бог!»
— Без бога спустимся, — отмахнулся от него Долгих и повернулся к чоновцам. — Ну, кто не робкий? Вперед!
Отчаянно смелых вблизи не оказалось, и командиру пришлось расстегнуть кобуру нагана:
— Считаю до трех. Раз, два…
Командир одного подразделения крикнул своим:
— За мной, мужики! — Нахлобучил папаху на глаза и, дернув коня за собой, покатился во мглу.
А ниже — второй спуск, тоже оледенелый. И таких спусков оказалось девять. Считать покалеченных было некогда. Скорей — вниз!
У выхода в долину — заимка. Там устроили поверку. На спусках «потеряли двух человек зашибленными» записал позднее командир в своем донесении.»
Сравните, Гордиенко: «- Вы молчите?- продолжал Долгих. — Тогда расстреляйте меня, бросайте фронт, идите по домам, как жалкие трусы, входите и сделку со своей совестью и не смейте никому говорить, что вы партизаны-коммунисты. Слушать мою команду… По намеченной цели… в командира отряда… стрельба эскадроном… Эскадрон… Сволочи… Почему не исполняете команду? Тогда начинаю расстреливать я… Каждый десятый получит пулю…
— Первый, — он указал на подстрекателя, — десять шагов вперед. Шагом арш!
Растерявшийся отрядник неловко засеменил ногами, покидая шеренгу… Долгих сделал выстрел… Идущий как будто споткнулся, вытянул руки вперед и, потеряв опору, сунулся головой в снег.
Долгих начал отсчитывать с правого фланга: первый, второй, третий…
— Довольно… — вырвалось дружным хором из сотен глоток.
— Веди нас, товарищ Долгих, вперед. Будем драться как львы… Смерть бандиту Кайгородову!»
На мой взгляд расстрел, описанный Гординко, вполне может быть «художественной доработкой» инцидента перед спуском.
…………..
Влад | 4 мая 2016 2:30
————————-
Влад, Вы спросили обоснования моей точки зрения — я ее привел, причем, далеко не все, чем располагаю. Вы же ответили мне весьма пространным комментарием, пытаясь доказать что-то, но даже не поняв что Вы доказываете.
Т.е. в Вашем многобуквии нет тезиса. Поэтому, в продолжении дальнейшей дискуссии с Вами я смысла не вижу.
Что же касается свидетелей, то как раз Гордиенко и Шиловы заинтересованы в том, что бы этого » Херрроя хражданской войны» представить в выгодном свете.
А местные жители…..
….Один из многих казненых — младший брат моего деда.
Ему было всего 16 лет. И у Кайгородова он не служил. Но его арестовали, потом отпустили, на утро вновь арестовали и расстреляли на Катандинской стрелке. Его мать, вместе с другими матерями и женами чуть ли не ежедневно, до самой смерти в 38 году ходила на Катунь оплакивать его, а представители советской власти — гоняли их.
Так что я эту историю знаю с детства, от своих родных. Сам же в Катанде же был только раз, лет тридцать назад и это было еще не девяностые, а восьмидесятые годы. Были живы многие, кто о бойне, устроенной Долгих знал, хотя бы от своих родителей-очевидцев.
Знать-то знали, но говорить вслух — боялись…
А Вы — «выдумки-выдумки!»…..
Такое не выдумывают……
>>Один из многих казненых — младший брат моего деда.
>>проходил мимо | 4 мая 2016 9:58
Если это так, то извиняюсь. Надеюсь всё не останется на словах, а будет, со временем, описано в исследованиях и документах, кто, когда, как и почему.
>>’Такое не выдумывают……’
Тут Вы не правы, подобное выдумывается легко и часто (люди, бывает, делают и более «немыслемые» вещи).
На этом же сайте аноним сылаясь на «бабушку» говорил, о том, что отряд Сухова продвигаясь через уймонскую далину рубил всех подряд (что не имеет подтверждений).
Выше я привёл пример 3-х источников, оформленных в печатном формате и Вы можете видеть различая в показаниях.
Поэтому подобные свидетельства, как таковые, не являются доказательствами, а лишь указаниями для направлений исследований.
Посмотрел дискуссию. Попробовал поискать информацию о фигурантах.
Думаю, что истина где-то между, в крайности бы не впасть. Время было суровое, гражданская — это всегда кровища без удержу, со всех сторон.
Вопрос есть: может подскажете литературу почитать, которой более-менее можно доверять, о периоде, скажем, той же гражданской 18-25гг. А если подскажете литературу по истории этих мест (до н.э., средневековье) — буду просто очень благодарен!
Литературу как известно пишут победители. Так что правду от туда не узнать. Там пафос только и оправдание своих зверств. Мол «местные кержаки заставляли своих детишек малых. глаза мёртвым красноармейцам ковырять … ну вот мы их за это» и крашили мол… Правда та, у простых людей. И даже тот кто говорит, что отряд Петра Сухова рубил всех подряд… то же по своему прав. Ведь были места (хутора) где красноармейцы не получив чего хотели и нарвавшись на не ласковые, правдивые слова, рубили где то и всех подряд.
>>крык | 6 мая 2016 15:35
По гражданской войне относительно других источников более-менее подробно и сравнительно объективно (но не без спрных моментов), на мой взгляд, у Мамета «Ойротия. Очерк национально-освободительного движения и Гражданской войны на Горном Алтае» (на торрентах есть).
Он описывает и карательные акции белых, и примеры грабежей местного населения партизанами, примеры расправ чинимые красными командирами над гражданским населением, причины побудившие многих партизан воевавших против Колчака, начать воевать против власти большевиков, роль национального фактора который имел значительную роль при определении сторон конфликтов.
PS: Перечитал сейчас то что касается Долгих у Момета. Там он приводит пример речи Долгих, где он угрожает децимацией и предлагает бойцам убить его (т.е. почти по Гордиенко). Но по Момету это другая операция — поход на Аргут и тоже обошлось без расстрелов.
Спасибо!
Посмотрю.
Почитал этого Мамета… Ох!
Ну никакой веры ему. Весь текст на столько политизирован, что исторически верным быть не может. Ну стояла задача у этого Мамета такая — так и сочинял, вставляя отголоски реальности.
Нет, нет у меня к нему веры никакой.
>>Ну никакой веры ему. Весь текст на столько политизирован, что исторически верным быть не может.
>>крык | 8 мая 2016 17:46
С не политизированными источниками проблема. :)
Крен у него есть. Например, на мой взгляд, он явно обосновывал создание национальной автономии, из-за этого стремился выводить на первую позицию факты и делать, в спорных порой моментах, те выводы, которые могли этому поспособствовать (и, возможно, не раскрывал что-то, что не подпадало под эту линию). Так что с выводами и оценками спорить можно.
Что касается фактологического материала, более полной подборки охватывающей весь период ГВ пока что не встречалось, явных подлогов, пока что, тоже не видел. Но я не историк, могу ошибаться, и если что-то есть, мне будет интересно.
Да понятно всё, согласен. Я же и говорю — у него задача была поставлена чётко, под неё и подгонял материал, под неё и выводы безапелляционные, да никак не связанные с фактическим положением делает «на раз». Единственное, похоже, что факты не перевирал (отдадим должное и всему советскому образованию — не всё говорилось, но то, что говорилось — только факты). На досуге почитаю внимательнее. Просто с первых же строк так резануло по ушам нарочитая направленность текста, аж уши скрутились в трубочку… :) Кстати! Буханизм — явно японская провокация. ;)
Ну, гражданская — это более-менее близко, можем и сами выводы делать немножко. Вот бы что-нибудь про более ранние периоды почитать. А то везде в паре строк: мол, кто только не захватывал территории, пока не присоединились к России. Но что же было более детально — не встречал, а очень любопытно.
*Буханизм = буРханизм
8)