Юрий Москвич: В России есть свои технологии изменения качества власти

Юрий Москвич: В России есть свои технологии изменения качества власти

21 июня 2016 года, 11:40
4

Юрий Москвич: У нас есть свои технологии изменения качества властиСессия Сибирской гражданской школы на тему «Российская государственность и демократия» состоялась в начале июня в Горно-Алтайске. Одним из экспертов образовательной программы стал профессор, заместитель проректора по науке и международной деятельности Красноярского государственного педагогического университета Юрий Москвич. Он выступил с лекциями о состоянии гражданского общества в России и формировании гражданской культуры в демократическом государстве. В интервью «Новостям Горного Алтая» эксперт рассказал о том, как будут развиваться общественные объединения и их взаимодействие с населением и властью в обозримом будущем.

— Cкажите, что на ваш взгляд сейчас представляет собой гражданское общество в России и какие тенденции развития ждут его в ближайшее время?
— В последние годы завершился спор многих людей о том, есть ли вообще гражданское общество в России. Ответ получен положительный: оно есть, но оно не похоже на то, что имеется в других странах. У нас другая история, свои традиции, и в последние годы общественное взаимодействие, по разным данным, возросло в два раза. Сегодня многие люди помогают друг другу, объединяются по интересам, но не оформляют эти отношения юридически, потому что, к сожалению, эти процедуры очень трудоемкие. Фактически регистрация общественных организаций требует столько же времени, сколько и коммерческих. При этом президент России Владимир Путин уже анонсировал перемены в этой сфере и дал поручение изменить ситуацию, в том числе в части упрощения процедуры регистрации общественных организаций.
— У многих гражданское общество ассоциируется с критикой власти разных уровней или даже борьбой за эту самую власть. Насколько такое мнение отражает нашу действительность?
— Действительность такова, что сегодня гражданское общество в России способно помогать себе и другим решать те или иные проблемы. Этот сектор, безусловно, развивается и приобретает новые качества. Повышается уровень взаимоподдержки среди людей разных возрастов и разных профессий, увеличивается количество людей, готовых заниматься благотворительностью. Реальное гражданское общество было и в послевоенные годы, и в девяностых, и сейчас. Те, кто читал определенные иностранные книги и думал, что гражданское общество это, прежде всего, объединение людей, которые борются с властью, наверное, немного ошиблись в выборе страны, потому что у нас есть свои технологии изменения качества власти. Хотя, конечно, последние годы после принятия решений президентом России о поэтапном повышении качества власти часть таких правозащитных организаций начинают пользоваться общественно значимым интересом. Это и Общероссийский народный фронт, и заметное количество организаций, которые перестали получать иностранные деньги и стали работать в этой же парадигме, получая российские гранты, чтобы вместе сделать власть лучше. Одним словом, мы движемся вперед, осваиваем наш российский опыт, потому что мы в этом безусловно заинтересованы.
— Исходя из всего этого, чего ожидать общественникам? Какие изменения произойдут и, самое главное, как скоро?
— Считаю, что самое большое событие и самая главная новость для большинства людей во власти и для населения состоит в том, что власть приняла важное ответственное политическое решение: в ближайшее время многие функции социальных отделов и управлений местных органов власти будут передаваться из рук чиновников в руки успешных социально-ответственных некоммерческих организаций. Такое решение уже принято, оно направлено на качественную подготовку гражданских активистов, на эффективную работу с людьми. Есть положительный мировой опыт, и сам глава нашего государства недавно особо подчеркнул, что многие люди, гражданские организации более быстро, более качественно и эффективно работают в разных секторах социальных услуг для людей старшего поколения, инвалидов, детей и т. д. Это совершенно новое направление, и здесь гражданское общество России впервые будет работать вместе с властью через процедуры грантов, гласных отчетов о достигнутых результатах, чтобы деньги налогоплательщиков работали с большей пользой для общества.
— Как будет организован этот процесс и сможет ли он прижиться в России?
— Конечно, на данном этапе присутствует некая растерянность у многих, в том числе у представителей власти, неуверенность в успехе этого подхода. Не все понимают, как это организовать, потому что фактически 25 лет никто серьезно не работал именно с общественными организациями такого типа. А ведь они были и в советское время. Вспомним, например, общества, объединявшие и объединяющие сейчас инвалидов по зрению, слуху, вспомним успешные общественные организации ветеранов войны и труда, афганцев и так далее. Они подтвердили свою эффективность, успешно работают на всем постсоветском пространстве, объединяют вокруг себя неравнодушных людей. Но жизнь не стоит на месте, общество стремительно меняется, количество востребованных населением социальных услуг с каждым годом увеличивается. Нужны новые подходы, нужны новые ответственные помощники власти. Именно по этой причине в ближайшие годы в России появится новый сектор гражданского общества, работающий вместе с властью для людей. Положительные примеры этому уже есть в разных субъектах федерации, и здесь нужно отчетливо понимать, что те люди, которые пойдут работать в социальную сферу, ждут дружескую среду. Важно, чтобы общество принимало их, благодарило за успешную деятельность, а власть не только дружественно относилась к ним, но и создавала определенные льготы и преференции.
— Можно ли в контексте происходящего говорить о становлении такого института как социальное предпринимательство?
— Да, по сути, вводится новое понятие социального предпринимательства, которого нет в таком теоретическом подходе в других странах. Предприниматели естественно должны получать прибыль, но если при этом они будут оказывать востребованные социальные услуги инвалидам, пожилым людям, детям и создавать для них новые условия жизни, то государству имеет смысл поддерживать такую деятельность и понижать стоимость оказания услуг через предоставление этим предпринимателям различных льгот от бесплатной аренды помещений до определенных налоговых льгот. Соответствующий закон принят, и я думаю, что социальное предпринимательство в России имеет все предпосылки для развития. Есть и конкретные примеры оказания новых социальных услуг, о которых люди раньше даже не знали. Например, в Красноярском крае один знакомый мне предприниматель открыл популярный конный центр для детей, где они при помощи иппотерапии могут лечить ряд заболеваний. Здесь не прописаны какие-либо официальные обязательства, но если это хоть как-то повышает качество жизни той или иной категории населения, и люди готовы платить за это деньги, то государство может помочь предпринимателям работать в этом секторе на достойной взаимовыгодной основе.

Юрий Москвич: У нас есть свои технологии изменения качества власти— Способны ли новые субъекты социального предпринимательства сразу стать полноценными членами гражданского общества?
— Думаю, да. Ведь по сути это расширяет благоприятные стартовые возможности для укрепления традиционного гражданского общества взаимопомощи и поддержки разным группам людей. При соблюдении интересов предпринимателей, работающих на прибыль, власть показывает, что ей небезразличен сектор социальных общественных организаций, и что готова поддерживать это направление.
— Не значит ли это, что таким образом власть избавляет себя от критики общественников?
— Вовсе нет. Думаю, разные гражданские формы контроля над властью и конструктивной критической оценки каких-то дефицитов власти или ее неточных решений, будут развиваться. Сегодня у нас в стране уже создана большая сеть общественных советов при разных министерствах и ведомствах. Туда, безусловно, должны отбираться ответственные и профессиональные люди. Усиливается взаимодействие президента, глав регионов с активистами некоммерческих организаций. Все это – мировой опыт, который при трансформации к российской действительности позволит повысить качество власти и укрепить ее настоящими публичными лидерами и эффективными государственными людьми.
— Говоря о повышении качества власти и новых людях, нельзя не спросить о вашем отношении к такой новой для страны процедуре, как предварительное голосование. Способен ли механизм праймериз качественно изменить власть?
— Предварительное голосование, которое на данный момент полноценно проводит лишь «Единая Россия», — это очень хороший знак того, что власть начинает адаптироваться к новым изменениям в обществе. За последние десять лет население стало более образованным, появился новый серьезный опыт самостоятельной деятельности и естественно люди требуют более высокого качества деятельности от своих представителей во власти. Сегодня избиратели хотят выбирать не только партию, но и людей в партии. Праймериз предоставляют разным людям возможность попробовать себя в роли политиков, а население получает право выбрать достойного кандидата из представителей той или иной партий. Сегодня это делает только «Единая Россия», но я думаю, что и другие партии могут найти свою систему такого голосования. Не исключено, что через какое-то время может быть принят закон, обязывающий проходить через подобную процедуру все политические партии. Ничего страшного в этом нет. Здесь есть элемент здоровой спортивной борьбы. Это очень хорошее начало и в целом шаг в нужном направлении. Сегодня всем нам действительно нужна качественная власть, умеющая работать с населением и их проблемами. Людям важно, чтобы их представитель во власти был профессиональным эффективным человеком, который готов продемонстрировать, что сделано и что планируется сделать. Думаю, что по итогам сентябрьских выборов мы увидим среди новых депутатов немало людей, которые решили прийти в политику из общественных организаций, имеют хорошую репутацию успешных гражданских активистов, людей конкретных дел. При этом, конечно, будут и сильные региональные политики, показавшие свою эффективность на местном уровне и заручившиеся поддержкой большинства населения в своих субъектах.
— В завершение нашего разговора хочется узнать о ваших впечатлениях от Республики Алтай. Вы впервые были здесь?
— До моей нынешней поездки в Горно-Алтайск я был здесь в конце девяностых годов. Сегодня я вижу совсем другой город, он намного уютнее и комфортнее. В глаза бросаются аккуратно подстриженные кусты, зеленые газоны. На улицах очень много милых улыбающихся людей, нет какого-либо напряжения, а это означает, что для многих ваших земляков комфортная жизнь – это уже реальность. Вне сомнения, важно сохранить это состояние и продолжить перемены как в республиканской столице, так и в селах вашей республики.

Беседовал Михаил Максимов

Сессия Сибирской гражданской школы состоялась на средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 1 апреля 2015 года № 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ.

Подписывайтесь на телеграм-канал Республики Алтай: оперативно рассказываем о главных событиях, ярко о нашей природе и с любовью – о людях. Ссылка https://t.me/solundar04

4 комментариев

  1. Бред какой то. Какие общественные институты?!!! Снимите розовые очки со старика. С какого такого дуба он интересно рухнул? Или эта новая такая форма самообмана иллюзии для собственного успокоения? Надо же думающую часть населения направить куда то, в какие нибудь дебри:)))
    У нас налицо строительство «классического» такого «нормального тоталитаризма». Где то местами в стране эта система уже построена. Лагеря для инакомыслящих, политические убийства (Немцов). Внешняя агрессия — Сирия, Украина.
    О какой такой «постепенной передачи» властных полномочии общественным институтам» вы батенька сон увидели?
    Миша, вопрос тебе. Вот эту всю байду не противно было делать? прикасаться руками к клавиатуре при наборе текста, переговоры о размещении материала?
    Какой то движняк схожии по направленности с каннибализмом. Общественным каннибализмом.

  2. Нормальный процесс активизации общества, общественные организации хороший инструмент для консолидации людей в правильном русле, ведь среди нас много умнейших людей (даже если судить по комментариям), объединившись можно предлагать, обсуждать свои идеи с единомышленниками и реализовывать их на практике (хорошо если при поддержке правительства).
    Наоборот нам предлагают способ как нибудь по участвовать в политике (не в грязных делишках возле бюджетных средств для личной выгоды) а в нашей с вами совместной жизни. Ведь политика в переводе с гр. ПОЛИ- общее, общий. ТИКОС — интерес.
    Да, так называемая «элита» мечтает о тотальном контроле над населением т.е. над нами простыми людьми, но будущее многовариантно и не чего не предопределено. Нужно перестать быть бездумной массой потребителей, которой ничего не надо, и считает что от нас ничего не зависит и начинать думать, анализировать, осознавать.

    » Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий» Козьма Прутков

Прокомментировать

Напишите комменатрий
Отправляя комментарий, вы принимаете на себя ответственность за его содержание и безусловно соглашаетесь с Пользовательским соглашением
Укажите ваше имя (ник)

Загрузка...