В Республике Алтай проведено исследование проблем формирования этнической толерантности. В качестве социологического метода исследования было выбрано анкетирование. Объектом исследования стали этнические общности, образующие население республики, общая численность которого по данным переписи 2002 года составила 202 947 человек. Как пишет в горно-алтайском еженедельнике «Постскриптум» (№3, 22 января 2009 года) автор исследования, аспирант Российской академии госслужбы Вадим Витовцев, было проанкетировано 500 человек, и доля представителей этносов в этой выборке была представлена пропорционально их доле в генеральной совокупности. Исследовались наиболее многочисленные этносы республики: русские, алтайцы и казахи, доля которых в населении региона составляет 96,9%. Выборочная совокупность этих этносов, принявших участие в исследовании, составила 98%, из них русских 53,8% относительно 57,4% в генеральной совокупности, алтайцев с учетом этнических подгрупп — 35,4% относительно 34,5%, казахов — 6,4% относительно 6%.
Как показывают результаты анкетирования, 96,2% опрошенных посчитали себя людьми толерантными, уважающими взгляды и мировоззрение других людей и народов. 78% респондентов отметили, что ситуация в Республике Алтай в плане межнациональных отношений изменилась в лучшую сторону.
Основная причина возникновения межэтнической напряженности в регионе, как считают респонденты, заключается в факторах политического характера. 20,9% респондентов отметили, что причиной напряженности является «борьба за власть», в том числе разыгрывание «национальной карты» в период предвыборных кампаний различного уровня. Многие политики, по мнению опрошенных, в политической борьбе с конкурентами отождествляют политический конфликт с конфликтом этническим.
20,8% респондентов отметили, что угрозой сохранению этнической толерантности является воспитание в семье. Еще одной актуальной причиной возникновения межэтнической напряженности в регионе респонденты считают экономические проблемы.
Одновременно с этим респонденты отметили, что распространение националистической литературы и СМИ, диспропорции в преподавании русской и национальных культур оказывают несущественное влияние на межнациональную обстановку в Горном Алтае.
«Мнение респондентов о высоком значении политического фактора в формировании этнической толерантности обусловлено и тем, что в данный период времени Республика Алтай как субъект Российской Федерации может быть реструктуризована и включена в более крупный регион, потеряв тем самым статус республики. В этой связи население региона считает, что любые сценарии подобного переустройства могут отрицательно сказаться на уровне этнической толерантности, — цитирует Витовцева агентство Regnum. — Отвечая на вопрос «Какой сценарий (объединения или сохранения статуса) вы считаете приемлемым для Республики Алтай?» 72% респондентов высказались за сохранение статуса».
Оценивая политические партии и их роль в формировании этнической толерантности в регионе, большинство респондентов (52,6%) на открытый вопрос «Какая из политических партий больше других вносит противоречия и разногласия в межнациональные отношения?» ответили, что таких партий сегодня нет. 31,4% респондентов отметили, что некоторый дисбаланс в межэтнические отношения вносит ЛДПР.
Исследованием установлено, что формированию этнической толерантности в регионе способствовал не только позитивный исторический опыт межэтнических отношений, но и действия таких социальных институтов, как СМИ, конструктивная этнокультурная политика органов местного самоуправления. Именно эти социальные институты способствовали росту компетентности представителей одного этноса по отношению к культуре, традициям и обычаям других этносов в регионе.
Толерантность различных этносов, населяющих Алтай, стала не столько нравственной ценностью, сколько экономической необходимостью, увеличив «проницаемость» личного мира людей разных национальностей. С одной стороны это позволило органично интегрировать этнически неоднородные сообщества, а с другой — позволило противостоять культурной глобализации с ее экспансией либеральных ценностей. При этом Вадим Витовцев полагает, что либеральный подход к толерантности является ущербным. В этом подходе демократия «провозглашена как необходимое условие существования толерантности. На самом же деле именно демократия оказывается скрытой пружиной этнических конфликтов». В СССР примат этничности был подменен приматом классовой принадлежности. В итоге после распада привычной советской парадигмы у народов России начался болезненный процесс обретения этнической идентичности через призму западноевропейских либеральных ценностей. Демократия в данном случае выступила причиной роста этнических конфликтов и снижения уровня этнической терпимости.
У народов Алтая возникло неприятие экономических реформ последних десятилетий, пишет Витовцев. Согласно некоторым исследованиям, этносы Алтая в условиях экономических и политических преобразований стремились найти защиту в наиболее архаичных элементах социального бытия. Такая реакция была обусловлена ростом этнического самосознания в условиях экспансии рыночной экономики и распространения чуждых местному населению либеральных ценностей. Таким образом, считает Вадим Витовцев, сегодня западные ценности не являются преобладающими ни для одного из исследуемых этносов Алтая. Большинство жителей региона предпочитают коллективную собственность частной, а обеспечение порядка государством ставят выше расширения личных свобод граждан. Именно чувство коллективизма и взаимопомощи, по мнению респондентов, является гарантом сохранения этнической толерантности в Горном Алтае.
«Это в очередной раз подтверждает обоснованность рассмотрения толерантности именно как вида социальной деятельности, имеющего ряд региональных особенностей и не способного формироваться на основе универсальных принципов западной демократии», — считает автор исследования. В условиях авторитарных государств легче и проще сохранять толерантность в условиях четко обозначенных и общепризнанных отношений политического господства и подчинения, как это происходит, например, в Китае.