Около месяца назад над Телецким озером произошло крушение вертолета Robinson R66, на борту которого находились пять человек, в том числе бывший вице-премьер Республики Алтай Анатолий Банных. Это было третье авиапроисшествие, в которое он попал. В двух катастрофах ему удалось выжить. Например, в январе 2009 года семь из 11 человек, находившихся на борту Ми-181, потерпевшего крушение на горе Черной, получили тяжелейшие травмы и погибли, четверо, включая Банных, выжили. Среди погибших был полпред президента в Государственной думе Александр Косопкин.
В авиакатастрофе, которая произошла 12 февраля этого года на Телецком, погибли, скорее всего, все, кто находился в вертолете, хотя официально погибшей названа только супруга пилота Елена Ракитская – ее тело обнаружили недалеко от кордона Кокши. Остальные, в том числе и Анатолий Банных, считаются пока пропавшими без вести.
Между тем сейчас уже мало кто знает, что первой высокопоставленной жертвой авиации на Алтае стал первый секретарь обкома ВКП(б) Иван Коломин. Он погиб 67 лет назад – 9 марта 1950 года. Материалов о случившемся крайне мало. «Погиб в авиакатастрофе в Улаганском районе во время предвыборной кампании по выдвижению его кандидатом в депутаты Верховного Совета СССР», — говорится в «Сведениях о первых секретарях обкома и горкома партии».
В официальной прессе того времени об авиакатастрофе и вовсе не сообщается. «9 марта 1950 года при исполнении служебных обязанностей погиб секретарь Горно-Алтайского обкома ВКП(б) товарищ Коломин Иван Яковлевич», — сообщала 11 марта «Звезда Алтая».
12 марта в газете ни слова не было сказано о гибели лидера алтайских большевиков, весь номер газеты был посвящен выборам в Верховный совет СССР, которые проходили в тот день. Кандидатом в депутаты по округу №57, по которому ранее баллотировался Коломин, в спешном порядке был выдвинут и зарегистрирован Николай Сорока – уроженец Одесской области, работавший к тому времени заместителем заведующего сельхозотделом Алтайского крайкома партии. Он же, кстати, сменил Коломина и на посту первого секретаря обкома.
Более подробно о смерти Ивана Коломина написали 13 марта – было опубликовано несколько соболезнований и некролог.
«Несчастный случай вырвал из наших рядов преданного сына большевистской партии и советского народа, отзывчивого товарища, отдавшего свою жизнь делу построения коммунистического общества. Жизненный путь И.Я. Коломина – это путь партийного работника, поднявшегося из самой гущи народа», — писала газета.
Иван Коломин родился в 1912 году в селе Починки Нижегородской области, окончил Горьковский педагогический институт, работал в школе. В 1940 году поступил в Высшую партийную школу, по окончании которой направлен в Алтайский край, где прошел путь от второго секретаря одного из райкомов партии до первого секретаря Горно-Алтайского обкома ВКП(б). На фронте не был: «В годы войны, — пишет «Звезда Алтая», — товарищ Коломин ведет напряженную работу по мобилизации всех сил тружеников деревни на помощь фронту».
Первым секретарем обкома ему довелось поработать всего несколько месяцев – со 2 октября 1949 года. Он пришел на смену Чету Кыдрашеву, которого за «неблаговидные поступки» сняли с работы и вывели из состава членов бюро обкома партии. Вскоре после избрания первым секретарем Коломин был выдвинут кандидатом в депутаты Верховного Совета СССР.
«Работая в нашей национальной области, товарищ Коломин завоевал доверие алтайского народа. Он заботливо выращивает кадры национальной интеллигенции, кропотливо работает над дальнейшим неуклонным подъемом экономики Горного Алтая. Мы, представители алтайской интеллигенции, вышедшие из коренного населения, уверены, что тов. Коломин оправдает наше доверие и будет достойным избранником народа», — писал редактор областного национального издательства Сергей Каташ.
По имеющимся данным, Иван Коломин погиб во время предвыборного визита в Улаганский район за несколько дней до голосования. В открытых источниках нет сведений о том, при каких именно обстоятельствах произошла трагедия. Маловероятно, что полет совершался на вертолете – в 1950 году только-только было принято постановление о массовом производстве первого серийного советского вертолета Ми-1. При этом уже с конца 1940-х годов в СССР активно использовали самолеты семейства Як-12, У-2СП. Эти самолеты под управлением одного пилота могли перевозить двух пассажиров.
Председатель республиканского Совета ветеранов Борис Алушкин рассказал «Новостям Горного Алтая», что Коломин с помощником и пилотом летели на «кукурузнике», то есть на самолете Ан-2, который к тому времени тоже уже активно эксплуатировался. «Иван Яковлевич был кандидатом в депутаты, много встречался с людьми, и в Улаганский район полетел для встреч с избирателями. Беда случилась вечером 9 марта во время захода на взлетно-посадочную полосу около Балыктуюля. Самолет слишком рано снизился и задел крылом лиственницу, после чего упал», — рассказывает он. Все находившиеся на борту погибли.
Что стало причиной аварии, установить сложно – ни в одном доступном перечне авиапроисшествий крушение самолета под Балыктуюлем не значится. Есть две версии – ошибка пилота и неблагоприятные метеоусловия (сильный ветер, «прижавший» самолет к земле).
Церемония прощания с Иваном Коломиным прошла в кинотеатре имени Максима Горького 13 марта 1950 года. «Его проводили с почестями, как государственного и партийного деятеля», — вспоминает Борис Алушкин.
Еще одной высокопоставленной жертвой авиации на Алтае стал первый министр внутренних дел республики Феликс Троценко. Катастрофа произошла 25 сентября 1992 года около села Каракокша. Причиной происшествия стали плохие метеоусловия. «Экипаж Барнаульского авиапредприятия выполнял перевозку министра внутренних дел Республики Алтай и сопровождавших его лиц, — говорится в материалах расследования. — При выполнении полета над горным районом в условиях шквала со снегом с дождем и сильным ветром, при видимости ниже установленного минимума началось разрушение ВС в воздухе с падением на склон горы, в результате которого вертолет полностью разрушился и сгорел». Погибли все находившиеся на борту люди – семь человек (три члена экипажа и четыре пассажира).
Хорошее сравнение, БАННЫХ и КОЛОМИН!
«9 марта 1950 года при исполнении служебных обязанностей погиб секретарь Горно-Алтайского обкома ВКП(б) товарищ Коломин Иван Яковлевич»
«Несчастный случай вырвал из наших рядов преданного сына большевистской партии и советского народа, отзывчивого товарища, отдавшего свою жизнь делу построения коммунистического общества. Жизненный путь И.Я. Коломина – это путь партийного работника, поднявшегося из самой гущи народа»
Когда Банных успел побывать премьером Республики Алтай?
Сорока каркнула во все сорочье горло)))) ну был Банных вице-премьером , конечно же, не премьером, глаза промывай, когда читаешь))) в 2008 году назначили, вскоре после катастрофы ушел в отставку.
А материал — супер!!!! Где вы это все берете, НГА?)
Авиакатастрофа у Банных по-моему четвертая, а не третья
Помню как Троценко разбился.
Будем считать «лучших забирает сам Бог» , как и Бог . Или спорить будете ?
Тут два варианта, либо своё выполнил, либо достал.
А может богиня?
вообще в первый раз узнал, что у нас есть такой вице премьер , когда Талибан с Косопкиным упали во время браконьерской охоты. А какими интересами тогда Бердников объяснил назначение Толибана?, И как он его представил?
«Коломин с помощником и пилотом летели на «кукурузнике», то есть на самолете Ан-2»
Все-таки, скорее всего это был не Ан-2, а По-2СП. И тот — и другой бипланы. И тот, и другой в простонародье звали «кукурузниками». Просто в 1950 Ан-2 еще не был сельскохозяйственным самолетом и широкого применения на тот момент не получил. Зато У-2 (По-2) в различных модификациях эксплуатировался по всему Советскому Союзу, в том числе и в качестве «кукрузника», т.е. сельскохозяйственного самолета.
То, что Коломин погиб на По-2 указывают еще два момента:
1) В самолете было три человека. Столько же, сколько было посадочных мест в По-2СП; Экипаж Ан-2 — 2 пилота, плюс до 12 пассажиров. Так что, скорее всего, в случае с «аннушкой» жертв было бы больше.
2) От самолета ничего не осталось. Конструкция По-2 была деревянно-полотняной. Поэтому упав, он, скорее всего, сгорел весь, дотла. Ан-2, в основном, самолет металлический. Полотном общины только крылья и оперение. Поэтому, хотя бы каркас остался бы. И местные ребятишки обязательно его бы облюбовали для своих игр. И уважаемый Борис Кундулеевич обязательно это запомнил бы.