82 года назад, 18 августа 1935 года, в окрестностях Ойрот-Туры (так тогда назывался Горно-Алтайск) на новеньком аэродроме отпраздновали День авиации. Кроме того, в этот день было открыто регулярное авиасообщение между Ойрот-Турой и Новосибирском.
Предлагаем читателям «Новостей Горного Алтая» подборку материалов из «Красной Ойротии», посвященных этим событиям.
Город готовится к дню авиации
Празднование дня авиации совпадает с открытием воздушной линии Ойрот-Тура — Новосибирск. Это величайшее событие в истории Ойротии.
Только коммунистическая партия, превратившая Ойротию из угнетенной царской колонии в социалистическую область Советского Союза, дала возможность ойротам культурно жить, оснащивать передовой техникой свой родной край.
На колхозных полях Ойротии гудят тракторы. А раньше батраки-ойроты ковыряли абылом ненавистную байскую землю… Теперь сотни автомобилей идут по шоссейным дорогам. А раньше тонули возы в дорожной грязи, карабкались ойроты по скалистым и опасным надбомным тропам. Раньше, может быть, только в сказке слышал ойрот о человеке, летающем в воздухе.
А нынче, на днях, полетит ойрот на могучей стальной советской птице…
Коллективы города Ойрот-Тура готовятся к празднованию дня авиации и открытию воздушного сообщения с краем.
10 августа облпрофсоветом было проведено совещание с руководителями городских месткомов, объявлен им план празднования дня авиации и мероприятий по подготовке к празднику.
16 августа вечером проводятся коллективные собрания на производствах и по учреждениям, где будут заслушаны доклады о значении дня авиации в нашей стране.
18 августа, с восьми часов утра, открывается массовый выезд трудящихся на аэродром. По предварительным сведениям, желающих выехать из Ойрот-Тура на открытие авиапорта, насчитывается до 2000 человек. Проезд от города до аэродрома будет организован по удешевленным ценам: в открытой автомашине — 50 копеек, в закрытой — один рубль (в один конец).
На аэродроме будет проведен митинг, посвященный дню авиации и открытию воздушной линии: Ойрот-Тура — Новосибирск, после чего откроется массовое празднество.
Облпрофсоветом выдвинуто из коллективов города 55 лучших ударников для бесплатных полетов на аэропланах.
К счастливцам, имеющим право совершить воздушную прогулку относятся: плотник горстроя т. Аникин (ежедневно норма выработки 160 процентов), переплетчик типографии имени Клары Цеткин тов. Попов — ударник, комсомолка-наборщица Кашкарова Люба, старый рабочий печатник тов. Кобусов, директор полной средней школы тов. Барков, ударница-врач тов. Поварнина, молодой писатель-журналист тов. Эдоков Иван.
Предстоящие прогулки на самолетах возбудили живейший интерес у трудящихся. Во многих коллективах (горпредприятия, кирпичстрой) развернулось соревнование между ударниками за почетное право полетов на аэроплане.
По сравнению с городскими коллективами, аймачные профорганизации значительно отстают в подготовке к дню авиации.
Например, коллективы села Мичурино (Ойрот-Туричнский аймак) на сегодня к празднику не готовы.
День авиации — большой исторический день в нашей стране. Трудящиеся с радостью встречают праздник советского воздушного флота, имеющего таких отважных, славных летчиков-героев.
Е. ДАВНИЙ
«Красная Ойротия», №112, 17 августа 1935 г.
Народный праздник
Утро дышит свежестью. Из города, мимо золотых хлебных суслонов, катятся шумные авто.
Ойрот-туринцы всех возрастов, квалификаций, профессий, мчатся праздновать день авиации.
Все ближе-ближе конечный пункт массового выезда. На левом берегу Катуни притаилось село, а на правом — раскинулась долина, ровная, чистая, как столешница, покрытая зелёной скатертью. Это — аэродром. И давно на нем поджидает гостей изящная серебристая птица — самолет АИР-6.
***
Разгорается народный праздник. Коллективы города рассыпались по равнине. Колхозники, приехавшие на подводах, расположились живописным табором.
Ларьки потребсоюза, горкоопита соблазнительно выставили товары. Жарко — большой спрос на квас и морс…
Гул голосов. Звенят балалайки, заливаются гармоники. Молодежь парами кружится в танце.
А проворные авто подбегают один за другим. Новые сотни хорошо одетых, празднично настроенных гостей рассыпаются по площади.
***
Гремит оркестр. Но пары не танцуют — тысячи глаз устремлены на аэродром. Завывает пропеллер — самолет дрожит. Вот он мчится, слегка подпрыгивает, легко отделяется от земли и — выше — выше — взмывает в воздух, тонет в небесной лазури. А на площади — гул изумления, восхищения.
Самолет, пилотируемый начальником воздушного отряда товарищем Дрыгиным, умчался к Ойрот-Тура. Над городом, совхозом, селом Соузга сбрасываются листовки.
Самолет возвращается, кружит над площадью. В воздухе чайками вьются листовки. Их подбирают нарасхват, читают одиночно и в группах. Седой колхозник, усевшись на телеге, медленно, точно врубая каждое слово, читает землякам: «В этом году мы встречаем день авиации на своем Ойротском аэродроме…». Его внимательно, сосредоточенно слушают.
12 часов. Праздник вступает в свои права. Вокруг пунцовой трибуны — около 5000 участников празднества.
Митинг, посвященный дню авиации, открывает зав. отделом культуры и пропаганды ленинизма обкома ВКП(б) товарищ Бенцман.
С приветственной речью выступает секретарь обкома тов. Пьянков. Его слова: «… большевики умеют завоевывать и воздух…» — вызывают восторженные аплодисменты трудящихся Ойротии.
Зам. председателя облисполкома т. Романов поздравляет трудящихся с открытием воздушной почтово-пассажирской линии Ойрот-Тура — Новосибирск, говорит о достижениях авиации в нашей стране.
С приветствием от ойротского комсомола выступает секретарь ОК ВЛКСМ т. Эмекчинов. Он призывает к сбору средств на постройку самолета «Красная Ойротия», на постройку аэроклуба.
Начальник воздушного отряда т. Дрыгин говорит о победах красной авиации, о применение самолётов в сельском хозяйстве.
На трибуне — колхозник из сельхозартели «Красные орлы» (Бирюлинский сельсовет) т. Софронов.
— Наш колхоз взял на себя обязательства досрочно выполнить планы всех сельскохозяйственных кампаний. Косовицу хлебов мы закончили к 10-му августа. Досрочно выполним план хлебосдачи государству.
Коллективы провожают аплодисментами ударника полей.
***
Над лугом стрекозам мелькают авиамодели. Кружок планеристов показывает свое искусство.
Вдали — на аэродроме — шеренга ударников из городских коллективов и колхозов. Они сейчас будут кататься на аэроплане.
Самолет, управляемый т. Дрыгиным, взмывает в синеву с первой парой ударников.
Тов. Сюлекову Варвару окружили колхозники, студенты совпартшколы.
— Ну, как? Страшно?
— Ну что вы! — сияют восторгом глаза ойротки. — Всю жизнь я бы так летала! Хорошо! Смотришь вниз — вся площадь, как ковер. А Катунь смешная-смешная, кажется тоненькой серебряной ниткой… Колхоз «Горный пахарь» (Эликманарский аймак) послал меня летать за то, что я связываю в день по 600 снопов. После этого я буду связывать еще больше. Я так благодарна!
Возбужденные, улыбаясь, идут т. т. Мазунин и Вороной. Первый — плотник горстроя, ежедневно выполняет норму на 160 процентов. Второй — слесарь кооптранса, ударник, неоднократно премирован за хорошее выполнение заданий.
— Ну, ребята, — счастливо улыбается т. Вороной, — до 40 лет дожил, а летать доводилось только во сне. Проснешься, и станет жаль хороший сон. А сейчас даже не верится — летал я на яву. Ну, спасибо нашей партии, нашему коллективу!
— Мне хотелось петь, — говорит т. Мазунин, — никакими словами не перескажешь, что я испытывал при полете. Летчик славный, внимательный и смелый. Очень я доволен и праздником и своим полетом. Все запишу и оставлю своим детям. Пусть знают, как их отец летал по воздуху, пусть знают, что лучше советских летчиков, о которых так заботится наш родной товарищ Сталин, лучше советских самолетов, нет в мире.
Хорошо сделает товарищ Мазунин! Его дети вырастут, и когда буду смотреть на стаи могучих самолетов, реющих над городами и заводами социалистической Ойротии, вспомнят день, в который коммунистическая партия впервые заложила фундамент воздухоплавания на земле трудящихся ойротов…
Е. Давний
«Красная Ойротия», №114, 21 августа 1935 г.
Знатная вязальщица на самолете
Реет самолет. Он взмывает выше горных орлов. Человек на самолете спокойно смотрит на горные вершины, которые так гордо, так недоступно выглядели снизу раньше.
Мотор гудит. Он любимую песню поет в просторе голубом. Вот аэроплан летит к аэродрому, где площадь заполнена людьми.
Самолет идет на посадку. Приземлился — катится по зеленой, ровной лужайке.
Из кабинки выходит женщина — она осиливая рев мотора кричит — «Ох, как хорошо! Лучше чем на автомашине!».
Колокольникову окружили кольцом 17 ударников: колхозники, рабочие, студенты, пионеры. Всем интересно знать хорошо ли в воздухе? Им тоже предстоит полет.
— Я очень довольна, — сказала Колокольникова, — теперь я не боюсь летать на самолете. С большим бы удовольствием полетала я над своим селом Карагуж. Мне хочется сверху посмотреть на родные поля своего колхоза «2 пятилетка».
Да, Колокольникова Крестинья счастлива. Раньше ей, бывшей единоличнице, не снилось не только на автомашине проехать, а и видеть ее. Теперь она полетала и на самолете.
На полях ее родного колхоза гудят трактора. Трелью заливаются пилы уборочных машины.
Колокольникова на работе. Вокруг нее колышется пшеничное море. Золотистые волны колосьев обещают колхозникам зажиточную, радостную жизнь.
Урожай хороший. Его надо убрать быстро, не потерять ни одного колоска, не обронить зерно. Уберешь хорошо, тогда и трудодень потянет на много килограмм.
Трудно придраться к работе Колокольниковой. Каждый колос заделывается в сноп, как в обойму патроны. Каждый колос из коротких волос жнивья начисто вычесывает граблями.
Проворны руки Колокольниковой, успевают все подобрать. Она связывает в день по 700-800 снопов. Она подгоняет машину, а не машина ее.
Веселый день. Солнце согрело нас. Солнце греет знатную вязальщицу, ударницу Колокольникову и улыбается ей.
Счастливого пути, т. Колокольникова! Мы верим, что не только вы сами, но и ваши товарищи будут связывать не 800, а тысячу снопов в день!
А. Никифоров
«Красная Ойротия», №114, 21 августа 1935 г.
Воздушная линия Ойрот-Тура — Новосибирск
Началось регулярное воздушное пассажирское сообщение между г.г. Новосибирск и Ойрот-Тура. На линии ежедневно работают два первоклассных пассажирских самолета АИР-6 под управлением известных летчиков Западной Сибири тов. Рудницкого и тов. Котельникова.
Самолеты изящно отделаны, имеют удобные закрытые кабины для двух пассажиров, место для груза и почты. Расстояние до Новосибирска покрывается за три летных часа.
Аэропорт имеет телефон, каждый желающий летать может дать заявку на перелет в Барнаул, Новосибирск и другие города СССР.
Стоимость билета до Барнаула 60 руб., до Новосибирска 130 руб.
«Красная Ойротия», №125
Для справки
АИР-6 – это легкий многоцелевой самолет с закрытой трехместной кабиной. Этот самолет называли «исполкомовским» или «летающим автомобилем». Задумывался как летательный аппарат для связи глубинных населенных пунктов с районными и областными центрами, способный работать на маленьких аэродромах. Первоначально получил традиционное для яковлевских машин того периода обозначение АИР-6, однако после ареста в 1937 году А. И. Рыкова обозначался как «Самолет инж. Яковлева №6» или «Я-6».
В кабине спереди размещено сиденье для летчика, за ним — диван на два места для пассажиров. Первый полет совершен в мае 1932 года. С 1934 по 1936 годы было выпущено 468 самолетов.
Максимальная высота – 4,6 тыс. м, максимальная скорость – 169 км в час, крейсерская – 120-130 км в час, дальность полета – 750 км.
При подготовке публикации использовались материалы Национальной библиотеки Республики Алтай им. М. Чевалкова.
… С тех пор прошло много лет, авиасообщение со столицей Сибири несколько раз прерывалось – из-за войны, из-за перестроечного кризиса. В 2010 году авиасообщение возобновилось. Сейчас рейсы в Новосибирск выполняются трижды в неделю на Embraer 170-LR. Продолжительность полета составляет 1 час 10 минут. С мая по июль включительно по маршруту перевезены 5 090 пассажиров, загрузка рейсов колеблется от 70% до 97%.
Заголовок вызвал ощущение, как будто я живу где-то на Чукотке…
Аэродром старый находился возле платовского моста в то время
Как много понаписано то а. Алтайцы нормальные всегда были нормальными. В виде исключения лазил в конце 60-х один там в Чое по кличке Турешканчик. Жить детям не давал. А по основному и в ГПТУ-28 они там дружно жили, сигаретами ни за что своему же соплеменнику в кожу огонь втыкали. Я заступился за него, все остальные (алтайцы тоже) сидели и молчали. Потом меня вызывали на разбор. вернулся в комнату нетронутым обратно, сказал пойдемте спать. Но то что вот они с такими вещами с детства, самолеты, они будут такими пилотами, что и не снилось. Они любой аэробус посадят, как вертолет, просто вот такие у них внутренние нервы.
Какое отношение имеет этот высер к посту ?
«Завывает пропеллер…» Да уж! Годы прошли, а ситуация не изменилась…
Пальталлер продал аэродром в Турачаке, в Усть-Коксе та же тема, В Чемале- вообще анекдот, и мне один компетентный человек рассказал, кто и когда пытался реальные деньги вложить в малую авиацию. Потом плюнул и сказал среди этих коллаборационистов он белая ворона, так что ждем когда компетентные товарищи с Алтайского края все захватят, и будем летать Победой по цене автобуса(а мы же все идиоты и в сказки верим). Это в тему, а почему так а не иначе, кстати скоро и на Телецком «Пионер Алтая» отожмут, и догадайтесь с одного раза кто))).