В селе Ело Онгудайского района состоялось торжественное открытие мемориальной доски предпринимателю, общественному и политическому деятелю Горного Алтая конца XIX – начала XX веков Манди Кульджину. Памятный знак был установлен на фасаде дома Кульджина, в котором сейчас располагаются музей и библиотека села. Открытие приурочили ко Дню памяти жертв политических репрессий.
Инициатором установки памятной доски стал краевед Алып-Манаш Епишкин. Благодаря его стараниям были собраны нужные средства и изготовлен памятный знак из черного гранита. Большую помощь в установке оказали Мирон Бабаев, Семен Тузачинов, Эркин Тузачинов, Валерий Монголов, Сергей Атаров и Марина Емикеева, сообщает газета «Ажуда».
Во время открытия мемориальной доски выступавшие отметили большую роль Манди Кульджина в формировании самосознания алтайского народа, его вклад в экономику, образование и культуру региона. Не обошли стороной и болезненную тему политических репрессий в Горном Алтае в 30-е годы. Далее в стенах музея прошла экскурсия, после которой состоялся круглый стол «Ӧй лӧ салым» («Время и судьба»).
Манди Кульджин – крупный алтайский бай и общественный деятель конца XIX – начала XX веков. Родился в 1859 году. Старший брат еще одного известного общественного деятеля Аргымая Кульджина. Манди занимался животноводством: разводил лошадей, маралов, овец, коз, крупный рогатый скот; занимался производством масла. Пастбища Кульджина находились по долинам рек Ело, Каярлык, Тоботой, Ябоган, Маргала, верховьям Тюгурюка и Каракола. Имел торговые связи с Монголией. В 1896 году вместе с братом Аргымаем построил первую светскую школу для детей-алтайцев. В том же году участвовал в церемонии коронации императора Николая Второго.
В 1900 избран зайсаном рода майман, однако из-за противодействия православной общественности не смог вступить в должность. В 1904 году участвовал и молении в долине Теренг, за что был арестован и некоторое время провел в заключении. Один из главных идеологов бурханизма.
В 1906 году стал кандидатом от алтайцев на съезд выборщиков от Томской губернии для избрания депутатов Государственной Думы. Во время Первой Мировой войны (1914-1917) поставляет лошадей в российскую армию. В 1917 году поддержал инициативу автономии алтайцев – создания Каракорум-Алтайской окружной управы. В 1919 году из-за Гражданской войны вынужден эмигрировать в Монголию. В Монголии не раз встречался с Григорием Чорос-Гуркиным.
Манди Кульджин предположительно погиб в 1921 году среди ойратов-дербетов. Однако, отмечает онгудайская районка, существует версия, что Манди смог тайно вернуться на родину и прожить до 30-х годов XX века.
Вот это новость.Восколько обошлость это мероприятие?????? И кому это нужно ????
Имя неблагозвучное.
Мнение, а Вы не берите в голову одно «благозвучное» народное слово русского языка. Да
и ударение падает на первый слог — мАнди, а не мандИ! Распространённое слово из трёх букв, которое часто пишут на заборах, в нанайском языке вполне пристойное. Но из-за «неблагозвучности» в русском языке нанайская деревня называется ФУЙ, хотя сами нанайцы говорят как положено и пишут тоже. Живём в многонациональной стране!
Молодцы!
это не русско слово, алтайское имя ман1ы, на доске алтайского перевода не вижу
Молодцы, земляки! Собрали деньги на доброе дело — увековечивание имени достойнейшего сына алтайского народа!
По воспоминаниям стариков, которых я слушал в детстве, Манjы уехал к концу двадцатых годов. Семью оставил. Его сын Ырыс состязался с колхозниками на конных скачках. (Колхоз в Ело назывался «12 лет Октября») Кличка жеребца Ырыса была «Мишка».
Молодцы!!!
Хорошее дело, он сражался с неверными и был замучан чекистами.
Манjы никогда и ни с кем не воевал! Просто был богатым по тем временам человеком. И всё!
Раньше ставили памятники красным большевикам и комиссарам, теперь басмачам и врагам революции.
Так и до прославления предателей Родины времен ВОВ дойдем.
+100