В то время как музыкальная индустрия переживает кризис альбомного жанра, а рынок штампует однообразный продукт для массового слушателя, горно-алтайская группа «Новая Азия» выпускает второй альбом за свою карьеру под названием «Сны шамана». Музыканты не гонятся за количеством поклонников – он идет к ним сам – и рассуждают о необходимости постоянного поднятия планки в творчестве. Это кажется странным только на первый взгляд, на деле же успех приходит только к тому, кто знает, чего хочет и как этого добиться.
Разрастающийся коллектив единомышленников не желает больше ассоциироваться с горловым пением под электронные сэмплы. С недавнего времени в «Новой Азии» семь участников: Александр Трифонов (автор музыки, руководитель группы, клавиши), Айдар Чурупов (горловое пение, комус, икили, шоор), Роман Фионов (бас-гитара), Александр Капчикаев (топшуур, горловое пение), Кристина Драйд (скрипка), Евгений Шульгин (аккордеон), Надежда Шульгина (флейта).
Наука сна от «Новой Азии» — это путешествие в невиданные ранее земли и реальности посредством музыки. Песни из нового альбома уже звучали на концертах группы, диск же получился богатым по разнообразию композиций и профессиональным по своему звучанию, что немаловажно для нашего города, в относительном музыкальном затишье которого редко появляются исполнители достойного уровня.
На момент выхода «Снов шамана» мы застали в городе только третью часть «Новой Азии»: композитора и музыкального руководителя Александра Трифонова и басиста Романа Фионова, которые рассказали о новом альбоме перспективах группы в ближайшее время.
— Кто делал обложку для «Снов шамана»?
Роман Фионов:
Оформлением диска занимался известный горно-алтайский художник Сергей Дыков. Мы с ним сотрудничаем давно – Сергей создал нам обложку первого диска «Зов предков», и он же художник-сценограф многих наших концертов. Благодаря его таланту зритель видит действо в красках. Он очень тонко чувствует этнические мотивы и настроения. Можно сказать, что на обложке диска представлена фотография группы в исполнении Сергея Дыкова.
— Какие инструменты были использованы при записи нового диска?
Александр Трифонов:
Те же инструменты, что звучали и на «Зове предков»: икили, шоор, комус, топшуур, горловое пение, — это стандартный набор. Плюс появились музыканты, которые являются полноценными участниками «Новой Азии», только не всегда появляются на сцене. Так добавились скрипка, аккордеон, флейта.
Роман Фионов:
В новом альбоме мы изменили подход к записи, сделали ее направленной на живое звучание, и это проявляется во всем. Электронного звучания нет и в помине, отзвуков той же «Энигмы» на альбоме теперь не найти.
— Почему альбом был так назван?
Александр Трифонов:
Потому что это универсальное название. Во-первых, сам шаман – это образ универсальный, и сны ему могут сниться любые. Во-вторых, шаман является неотъемлемой частью народа и культуры нашего региона.
Роман Фионов:
Во сне человек может увидеть несколько больше, заглянуть несколько дальше своего пребывания в реальности. А наш альбом и есть некое аудиопутешествие по разным мирам.
— Будет ли он доступен в интернете?
Александр Трифонов:
Несколько треков уже есть, их можно послушать в социальной сети Вконтакте. Чуть позже мы выложим все остальные, которые можно будет скачать, скорее всего, на нашей странице ресурса www.realmusic.ru. Я думаю, нет смысла противиться интернету: кто захочет купить диск, все равно его купит, кто захочет скачать, все равно скачает. Диски ведь не продаются по всей России, а наши слушатели живут в разных регионах страны и за ее пределами, поэтому возможности приехать в Горно-Алтайск у них нет. Что касается продажи альбома в республике, то «Сны шамана» есть в магазине «Энчи», в киосках с этническими сувенирами, которые находятся в здании правительства Республики Алтай и в торговом центре «Мария-Ра» на центральной площади.
— Зачем «Новой Азии» понадобились скрипка, аккордеон и флейта?
Александр Трифонов:
Я шел к этому давно и целенаправленно. Когда группа только создавалась, у нас были и кларнетист, и саксофонист. Духовые звучали в одном лице Марата Хабибуллина, который позже покинул группу. Поэтому и духовые всегда подразумевались, и скрипка тоже была вписана в концепцию нашей музыки. Просто еще пару лет назад у нас не было музыкантов, сейчас же появилась возможность работать с ними. Наконец-то моя музыка стала именно такой, какой я хотел слышать ее изначально. У меня сразу было стремление сделать большой проект, а не электронный из горловика и диджея.
— Не боитесь стать оркестром?
Александр Трифонов:
Этого не стоит бояться, наоборот, это очень сложно сделать – собрать разных людей с разными инструментами и заставить их звучать в унисон.
Роман Фионов:
Я думаю, стать этническим ансамблем или небольшим оркестром было бы здорово.
— Вы много раз участвовали в этнических фестивалях и конкурсах, этим летом стали дипломантами конкурса «Урал-Моно», проходившего в Уфе. Данный конкурс запомнился вам чем-то особенным, или он был рядовым?
Александр Трифонов:
На мой взгляд, все прошло, как обычно. Эти конкурсы и фестивали хороши, в них есть масса плюсов, но мне кажется, что все из года в год проходит практически одинаково.
Роман Фионов:
Я бы с Александром не согласился. В этом году мне понравился уровень подготовки конкурсантов – он действительно был очень высоким. Во многих республиках сохранились старые, можно сказать, советские высокие требования к качеству исполнения, помноженные на местное культурное наследие и традиции. Если Москва зачастую занимается чистой музыкальной коммерцией и смотрит на Запад, то во многих регионах действительно существуют школы, которые люди сохраняют и в соответствии с которыми сегодня поют на сцене. Уровень на самом деле чуть ли не выше, чем на том же Евровидении.
— Чего не хватает Горно-Алтайску, чтобы в нем происходили конкурсы и фестивали подобного уровня и размаха?
Роман Фионов:
Возможно, не хватает желания. Хотя у нас проходят очень известные и популярные конкурсы-фестивали «Алтын Тайга» и «Курултай сказителей», но они посвящены чистому фольклору. Когда-то был эстрадный конкурс «Ырысту», но сейчас его перестали проводить. Может быть, в будущем все будет.
Александр Трифонов:
У нас есть талантливые люди, но только некому заняться организацией. А почему, этого никто не знает. Поэтому я соглашусь с тем, что желания не хватает в первую очередь.
— Есть разница между вашими концертными программами в Горно-Алтайске и за его пределами?
Роман Фионов:
В большой город мы стараемся выехать всем своим большим составом, а в районы получается выезжать только вчетвером. Играем примерно то же самое, но без дополнительных инструментов.
— Слушаете ли вы своих коллег по этно-цеху?
Александр Трифонов:
Не скажу, что я меломан. В свое время я очень много музыки переслушал, а сейчас, если честно, ни коллег, ни какой-либо другой музыки не слушаю. Того фольклора, который я изучил в начале, мне было достаточно, чтобы понять структуру народной музыки. А все остальное я научился пропускать через себя и синтезировать в самом себе за счет, вероятно, того таланта, который у меня есть, пусть это и нескромно звучит. Во время сочинения композиций я придумываю мотив, скелет песни и приблизительно структуру. Что касается деталей, то каждый музыкант подбирает их как ему удобно, впрочем, они потом не раз отсеиваются.
— Вы на сцене уже шестой год. Ваш зритель за это время изменился?
Александр Трифонов:
Не особо. Но, конечно, наши концерты стало посещать больше людей.
Роман Фионов:
Публика достаточно разнообразная. Нет людей одного возраста. Мы не молодежный коллектив в чистом виде, мы к этому и не особо стремимся. Наша аудитория похожа на ту публику, которая посещает спектакли в театре, и это хорошо.
— Позволим себе озвучить вопросы ваших поклонников: «Айдар Чурупов – превосходный солист, но иногда хочется, чтобы ему подпевал женский голос. Планируете ли вы взять солистку?».
Роман Фионов:
На сегодня существует предварительная договоренность с Мариной Саксаевой, певицей из Улагана. Она хороший импровизатор, знаток алтайских напевов. Если все сложится благополучно и духи гор будут к нам благосклонны, то, вероятно, осенью ее можно будет услышать на выступлениях группы.
— Слушатели интересуются, почему «Новая Азия» дает так мало сольных концертов в Горно-Алтайске.
Роман Фионов:
Мы работаем в государственной организации и вынуждены подчиняться тому плану мероприятий, который она разрабатывает. Но мы и сами понимаем, что если делать концерты каждый месяц, люди потом перестанут к нам ходить. Мы придерживаемся идеи, по которой лучше немного недокормить зрителя, и он придет голодным на следующий концерт, с нетерпением будет ждать новых выступлений. К этому надо добавить, что мы давно поставили себе задачу с каждым последующим сольным концертом поднимать планку выше. То есть с каждым новым концертом делать новые декорации, новую концепцию, вписывать туда новые инструменты – мы хотим удивлять. А это требует определенного вида затрат и, конечно, времени. Трудностей добавляет еще и то, что многие наши музыканты работают и живут не в Горно-Алтайске. Кристина Драйд живет в Новосибирске, Надежда Шульгина учится в Барнауле, поэтому надо подобрать время, чтобы все собрались и порепетировали.
Александр Трифонов:
Да и в маленьком городе какой смысл часто делать концерты? Зритель раз придет, второй, а на третий концерт придет мало людей — нам станет грустно, и у нас испортится настроение. Подготовка нового концерта занимает примерно год. Можно давать концерты дважды в год с небольшими изменениями, и это, вероятно, более целесообразно. Но концепция все равно необходима. У нас был опыт проведения обычного концерта, однако после него остались недовольными как мы сами, так и зрители.
Роман Фионов:
Все еще зависит от количества материала. Когда мы существовали год, у нас репертуар был небольшой, его только-только хватало на сольный концерт. Сейчас, возможно, наши сольные концерты будут проходить чаще, потому что материала у нас много. Мы можем распределить его на несколько разных сольных выступлений. И у нас появились творческие взаимосвязи с другими артистами, мы теперь в состоянии позвать исполнителя, который у нас выступит. Мы не отказываемся от своей работы, просто стараемся сохранить баланс, чтобы в погоне за прибылью и количеством концертов не потерять собственного лица.
Анна Ковшарь
Аудио: Новая Азия — Монгол в Париже
[audio:namp.mp3]
Диск — это здорово! Особенно, если там будут «Сакура», «Воспоминание» и «Монгол в Париже» с последнего концерта. Была на концерте, все звучало красиво и необычно, хотя иногда композитор увлекался, и некоторые вещи приобретали симфоническое звучание, а это затрудняло рядовым слушателям восприятие прекрасного музыкального действа. и Айдарчика было мало — почти не слышала его обалденного низкого по тембру горлового пения. Если возьмут женский голос, то для Айдара и Саши Капчикаева найдутся песни? Но диск обязательно надо купить!
Ребята, молодцы! Поздравляю с новым альбомом! Так держать! Ждем с концертом в Москве.
круто!