Александр Этускинович Тундинов из села Кулада Ойротской автономной области был призван в армию осенью 1939 года. Тогда уже шла Вторая мировая война, западная Польша была захвачена нацистами, а восточная – «освобождена» советскими войсками. Летом 1940 года в состав Советского Союза вошли прибалтийские республики – Латвия, Литва и Эстония.
Судя по всему, именно в тот период в Литве в составе контингента советских войск и оказался Александр Этускинович. В архивных документах говорится, что он служил в 29-м стрелковом корпусе, который был сформирован 17 августа 1940 года из советских солдат и служащих литовских воинских частей.
22 июня 1941 года вся Прибалтика оказалась под прицелом вермахта, части которого стремительно продвигались вглубь страны. Сослуживцы рядового Тундинова из числа прибалтов массово дезертировали и переходили на службу к нацистам, при этом нередко расправлялись со своими однополчанами.
Генерал Дмитрий Григорьевич Павлов так рассказывал на допросе о царившей в те дни обстановке: «25 июня противник разгромил 5-ю механизированную дивизию, разбежалась национальная литовская дивизия, и механизированные части противника появились на правом фланге 21-го стрелкового корпуса. Анализируя причины поражения, надо обязательно пояснить, что на левый фланг Кузнецовым (Прибалтийский военный округ) были поставлены литовские части, которые воевать не хотели. После первого нажима на левое крыло литовские части перестреляли своих командиров и разбежались, это дало возможность немецким танковым частям нанести мне удар с Вильнюса. Если бы литовцы только разбегались, это было бы еще полбеды. Многие подразделения 184-й и 179-й дивизий, где не желавшие служить СССР составляли большинство, ни в плен сдаваться, ни разбегаться по домам не стали, а при первой же возможности радостно поворачивали оружие против «красных оккупантов».
Не исключено, что и свое первое ранение Александр Этускинович получил от такого рода «прибалтийских патриотов». Это случилось 77 лет назад, 29 июня 1941 года, в ходе уличных боев в Риге. Эти бои начались за несколько дней до подхода немцев и сейчас в латышской историографии называются «Июньским освободительным восстанием».
«Начиная примерно с 6:00 утра 27 июня через Ригу стали проходить машины штаба и других частей беспрерывным потоком, — говорится в журнале боевых действий 8-й армии. — Этот поток машин послужил отправной точкой для начала действий «пятой колонны», а поэтому в десятом часу утра из многих домов с чердаков и окон началась стрельба по отходящим частям. Особенно крупная перестрелка вплоть до мелких орудий происходила в районе моста, выходящего на Псковское шоссе. Здесь почти со всех крыш прилегающих домов велся огонь».
Рядовому из Кулады в определенном смысле повезло – после ранения его эвакуировали в госпиталь, что спасло ему жизнь. Шансов выжить у тех, кто участвовал в Прибалтийской стратегической оборонительной операции до дня ее неудачного для СССР завершения – 9 июля 1941 года – было немного.
После госпиталя рядового Тундинова направили на Западный фронт, в 30-ю стрелковую дивизию, где он в составе минометной батареи участвовал в боях под Вязьмой. Бои были тяжелые, кровопролитные, и он опять был ранен.
За годы войны Александр Этускинович неоднократно проявлял мужество и героизм. Был участником Сталинградской битвы, во время которой ему было присвоено звание сержанта. В составе 498-го армейского истребительного противотанкового полка в составе орудийного расчета подбил несколько огневых точек противника и уничтожил около 50 немецких солдат и офицеров.
Летом 1943 года был командиром отделения противотанкового орудия 77-го гвардейского истребительного танкового дивизиона на Орловском фронте и подбил два вражеских танка. Вскоре вновь был ранен и попал в госпиталь. Медкомиссия признала сержанта ограниченно годным к военной службе и труду, после чего он служил фельдъегерем 203-го отдельного отряда разминирования 4-го фронтового управления оборонительного строительства.
Своей боевой путь Александр Тундинов закончил почти там же, где и начал – на балтийском побережье, где в составе 3-го Белорусского фронта участвовал в освобождении Кенигсберга (ныне – Калининград).
За свой ратный труд приказом командования в мае 1945 года был награжден Орденом Красной Звезды.
Про моего деда
Настоящий солдат: добросовестно воевал там, куда посылали, за спины других не прятался…