На высокогорном плато Укок в Республике Алтай обитает не менее пяти снежных барсов. Такой вывод делают специалисты Всемирного фонда дикой природы (WWF) и Сайлюгемского национального парка по результатам исследований территории с использованием автоматических камер.
С августа 2017 года, когда на Укоке при поддержке WWF России и компании «М.Видео» впервые были установлены камеры для мониторинга ирбиса, ученые получили не менее 300 фотографий снежных барсов, на кадрах зафиксировано не менее 15 проходов редкого хищника. Самку ирбиса по имени Южанка и двух ее котят, чьи изображения осенью 2017 года стали первым фотосвидетельством обитания ирбиса на плато Укок, снова зафиксировала камера: оба котенка успешно пережили зиму, выросли и окрепли.
«Мы подтверждаем присутствие на плато Укок пяти особей редкого хищника. Три из них — самка и два котенка, чьи фото стали сенсацией в прошлом году, — говорит заместитель директора Сайлюгемского национального парка Денис Маликов. — В объектив попали еще два ирбиса, предположительно оба самцы, а один из них вполне может быть отцом котят Южанки. Если в прошлом году плато Укок было белым пятном на карте обитания снежного барса, считалось, что ирбисов там мало или нет совсем, то сейчас очевидно: группировка ирбиса там значима и нуждается в охране. Следует обратить внимание на поддержку природного парка «Зона покоя Укок».
Ученые обращают внимание на низкую численность копытных на плато Укок. Автоматические камеры, как и визуальные учеты специалистов, фиксируют небольшое количество животных. Поэтому вопрос о том, чем питается снежный барс на Укоке, требует отдельного исследования.
«Особенность исследований ирбиса на Укоке в том, что проверку и установка камер проводят не только профессиональные инспекторы, а сами местные жители, — говорит старший координатор проектов Алтае-Саянского отделения WWF Александр Карнаухов. — Это участники проекта WWF и компании Pernod Ricard Rouss по вовлечению жителей Горного Алтая, проживающих в местах обитания ирбиса, в охрану редкого хищника. Так, первым участником стал житель села Кош-Агач Мырзабек Кайрымов, который прошел тренинг по работе с камерами и получил в ведение свой «участок», где обитают ирбисы. Если в конце года ирбисы на вверенном ему участке живы и здоровы, Мырзабек получит вознаграждение. Так мы пытаемся показать, что пользы от живого снежного барса для жителей больше, чем от единовременной продажи шкуры убитого животного».
Сегодня в Республике Алтай в рамках сотрудничества WWF и Pernod Ricard Rouss к охране ирбиса удалось привлечь пять местных охотников. Все они — безработные жители отдаленных сел Джазатор и Аргут, промышлявшие браконьерством, в том числе и на снежного барса. Каждый из охотников подписал соглашение об отказе от браконьерства. Кроме охраны ирбиса на плато Укок жители взяли под охрану ирбисов долины реки Аргут, где обитает одна из ключевых группировок ирбиса в России. Именно на Аргуте благодаря усиленной охране и созданию Сайлюгемского нацпарка с 2010 года ученые наблюдают некоторое увеличение численности группировки снежного барса.
«Привлечь бывших браконьеров к охране редкого вида – это инновационное и смелое решение, которое доказало свою эффективность. Такой подход позволил также повысить социальную значимость проекта, ведь все его участники были безработными, а теперь могут рассчитывать на стабильный доход. Соблюдение принципа win-win, при котором все стороны заинтересованы в результатах проекта, является залогом его успеха в будущем», — говорит менеджер по устойчивому и ответственному развитию Pernod Ricard Rouss Рената Гапеенкова.
«В этом году троих сельчан мы привлекли к работе во время ежегодных учетов снежного барса на Алтае наравне с инспекторами Сайлюгемского нацпарка. Если Мерген Марков из села Аргут, один из первых участников проекта, уже опытный полевик, знающий повадки зверя и методику сбора данных, остальным еще нужно подучиться, — отмечает Денис Маликов. — Сейчас под охраной сельчан находятся десять ирбисов: старый знакомый самец Крюк, за которым эксперты следят с 2010 года, ирбисы Кулагаш, Юнур, Южанка с котятами и другие».
Как отмечает пресс-служба Алтае-Саянского отделения WWF, за 2018 год местные жители получили более 8 тысяч кадров с фотоловушек (всего установлено 20 камер), из них около 500 кадров зафиксировали снежного барса. В среднем каждый охотник контролирует территорию до 123 тыс. кв. км, совершая одни-два рейда в месяц: он меняет карты памяти и батарейки в камерах, уничтожает петли и капканы, сообщает о нарушениях. В этом году к работе присоединились еще два человека из сел Кош-Агач и Бельтир, так как WWF и Сайлюгемский нацпарк планируют исследование снежного барса на территории Южно-Чуйского хребта, где две установленные камеры постоянно фиксируют ирбисов, например, известного самца по имени Хан.
Проект «Усынови своего ирбиса» Всемирного фонда дикой природы (WWF) и компании Pernod Ricard Rouss стартовал в 2015 году. Цель проекта — сохранение снежного барса в Республике Алтай через вовлечение в его охрану местных жителей, проживающих в местах обитания ирбиса.
В России снежный барс обитает только в границах Алтае-Саянской горной страны в республиках Алтай, Тува и Бурятия. Численность вида в нашей стране, по данным WWF России, составляет не выше 70-90 особей. Если ключевые участки обитания редкого хищника уже достаточно хорошо изучены, то плато Укок оставалось белым пятном на карте обитания ирбиса до прошлого года, когда экспедиция специалистов впервые установила автоматические камеры с целью подтвердить или опровергнуть обитание ирбиса в этих местах.
Видео ролик сделали хороший! Просмотрел сначала до конца.
Сняли видео классное, Мырзабеку респект от землячки. Охотники не трогайте этих милых котят!
Всегда восхищаюсь такими людьми как Мырзабек Кайрымов, Мерген Марков… Бьются за сохранение ирбисов, других редких животных. Зимой и летом, в жару и холод в горах. Зачем им такая жизнь? Нелёгкая! У них мозги лучше устроены, сердце больше, чем у других, душа шире! Героические люди! Спасибо, что они есть! Дай Бог им здоровья! К несчастью, есть другие «герои» , которые уничтожают всё живое, живя одним днём.
а работа, которую проделал Леонард Таханов, не получая таких больших федеральных? Или если ты не из Сайлюгема, можно про это промолчать
Хороший материал, очень вдохновляет. А правда, что Сайлюгемский парк набирает добровольцев работы по научным программам?