На протяжении нескольких месяцев в 1942 году 307-я стрелковая дивизия находилась в Орловской области, в 5-8 километрах юго-западнее города Ливны. Наши воины препятствовали наступлению немцев на этот важный оборонительный узел. Здесь был сформирован так называемый «Ливенский оборонительный щит», и до конца года дивизия удерживала оборону на линии Коротыш – Жерновка – Екатериновка.
28 июня 55-й немецкий армейский корпус начал наступление на Воронеж, на северном участке ему мешал «Ливенский щит», который враг пытался разбить. Бои велись ежедневно. В них участвовал и наш земляк – 40-летний Гурей (по другим данным – Гурий) Маркович Соломкин. Как и герой нашей предыдущей публикации Петр Яковлевич Казанцев, Гурей Маркович ушел на фронт из села Верхний Уймон. Он был человеком партийным, заместителем политрука и заряжающим 587-го отдельного минометного дивизиона 307-й стрелковой дивизии.
2 июля 1942 года он в составе своего расчета отражал атаки противника, который пытался занять деревню Сталино. Враг обстреливал позиции советских войск из 105-миллиметровых пушек. Кроме того, огонь вели 20 немецких танков, а также авиация. «В течение дня подвергались бомбардировке, в первом налете участвовало 17 самолетов, бомбили в течение 25 минут. Во втором налете участвовало 20 самолетов, бомбили 25 минут», — говорится в журнале боевых действий. Кроме того, в течение дня над позициями дивизии неоднократно пролетал самолет-разведчик «Фокке-Вульф 189».
Расчету, в котором случил Гурей Маркович, было дано задание уничтожить огневые точки противника и задержать его продвижение. «Расчет своим точным огнем подавил артиллерийскую батарею противника и уничтожил несколько десятков фашистских солдат и офицеров. Наступление противника было сорвано», — говорится в приказе, которым алтайского воина наградили медалью «За боевые заслуги».
Командование отметило еще один бой, в котором участвовал Соломкин: «9 июля 1942 года противник своим огнем задерживал продвижение наших пехотных подразделений, пошедших в наступление в направлении деревни Ростани. Расчет в течение нескольких минут произвел пристрелку 8-ю минами по пяти огневым точкам противника и затем уничтожил своим огнем минометную батарею противника, четыре его пулеметные точки и 35 солдат и офицеров. После этого пехотные подразделения смогли выполнить поставленную задачу и заняли ряд укрепленных точек противника».
«Во всех случаях заряжающий тов. Соломкин, несмотря на сильный огонь противника, не считаясь с опасностью для жизни, быстро и четко производил заряжание своего миномета, не допуская ни малейшей задержки», — отмечало командование.
В результате боев, в которых участвовал Гурей Маркович, наступление немецких войск на Воронеж через «Ливенский щит» было остановлено. Добавим, что в обороне «Ливенского щита» участвовал еще один герой наших публикаций — красноармеец из Турочака Василий Андреевич Губин.
Впоследствии лейтенант Соломкин был командиром взвода противотанковых ружей 388-го стрелкового полка 172-й стрелковой дивизии. Он погиб 29 января 1944 года в ходе отражения контратаки фашистов у деревни Сетище в Белоруссии.
«В 17:00 противник силою до 100 человек пытался перейти в контратаку на участке 388 полка, но встретив артогонь, отошел на прежний рубеж. Потери: убито и ранено 35 человек. Потери противника – убито и ранено до 70 человек», — сказано в журнале боевых действий дивизии.
Гурея Марковича и других погибших похоронили в роще около хутора Залье.
Территория, где вел свой последний бой лейтенант Соломкин, сейчас относится к Давыдовскому сельсовету Светлогорского района Гомельской области Белоруссии. В деревне Полесье, которая в годы войны располагалась чуть южнее Сетища, установлен памятник советским воинам, погибшим в боях за эти места. Всего здесь сложили головы 1313 солдат, офицеров и партизан.
В годы войны фашисты сожгли в Полесье 110 домов и убили 220 местных жителей.