Летом 1944 года 9-й механизированный корпус участвовал в Львовско-Сандомирской наступательной операции. Корпус обошел Львов с севера, отрезав пути для отступления немецких войск на запад, стремительно преодолевая или обходя очаги сопротивления и захватывая подготовленные в глубине оборонительные рубежи противника. Тем самым были сорваны попытки вермахта остановить наступление Красной армии на запад.
За несколько месяцев наступательных боев части корпуса уничтожили около 500 танков и самоходных орудий, свыше 450 пушек и минометов, более 50 самолетов.
Командование Красной армии неоднократно отмечало корпус и входящие в его состав подразделения: в 1944-1945 годах они награждались Орденом Суворова II степени, Орденом Красного Знамени, Орденом Кутузова II степени, Орденом Ленина.
Успехи корпуса обеспечивали хорошо подготовленные, опытные, храбрые и инициативные солдаты и командиры. 60 воинов 9-го механизированного корпуса были удостоены звания Героя Советского Союза, еще 23 тысячи получили в годы войны различные ордена и медали.
Был среди награжденных и 24-летний Владимир Серафимович Атаманов, родившийся в Верхнем Уймоне. Осенью 1940 года он был призван в Красную армию на срочную службу, и когда началась Великая Отечественная война, был направлен на фронт.
В 1944 году он был автоматчиком 100-го отдельного мотоциклетного батальона 9-го механизированного корпуса, воевал в составе 1-го Украинского фронта. 26 июля его наградили медалью «За отвагу». «Действуя в качестве десанта на танках красноармеец Атаманов действовал смело и решительно, — сказано в наградном листе. – Огнем из ППШ уничтожил 8 гитлеровцев. Заскочив на танке в расположение противника, взял одного пленного. Будучи раненым, отказался уйти в медсанбат».
Это была уже вторая награда Владимира Серафимовича. Первую медаль «За отвагу» он получил несколькими месяцами ранее, когда служил в составе орудийного расчета. В районе деревеньки Медовата его орудие уничтожило 25 автоматчиков противника, а сам он лично в составе батареи с оружием в руках отразил две контратаки немецкой пехоты.
После войны Владимир Серафимович Атаманов вернулся домой, на Алтай, в Уймонскую долину. В 1985 году в ознаменование 40-летия Победы был награжден Орденом Отечественной войны II степени.
Добавим, что Атамановы – значимый род в истории Усть-Коксинского района и Горного Алтая в целом. Они потомки первых уймонских поселенцев-старообрядцев. Одним из самых известных представителей этой фамилии был Вахрамей Семенович Атаманов, в доме которого в 20-х годах прошлого века во время экспедиции по пути в Гималаи останавливался Николай Константинович Рерих. Именно в доме Вахрамея Семеновича в Верхнем Уймоне сейчас расположен Дом-музей Рериха.
Многие Атамановы ушли на фронт и храбро сражались за Родину. Их подвиги отмечены командованием. Помимо Владимира Серафимовича награды получили, например, Кирилл Федорович («За отвагу» и «За боевые заслуги») и его сыновья, лейтенанты Максим Кириллович (Орден Красной Звезды, Орден Отечественной войны) и Николай Кириллович (Орден Красной Звезды), Виктор Антонович (Орден Славы), Андрей Федулович («За отвагу»), Тимофей Федулович (Орден Славы). Среди награжденных алтайских Атамановых – Тимофей Денисович, Павел Матвеевич, Алексей Демьянович, Михаил Федорович, Иван Алексеевич и другие.
Владимир Серафимович был моим первым учителем с 1 по 4 класс, включительно. В действительности у него отец Серапион Семёнович Атаманов, брат Вахрамея Семёновича. Вахрамея и Серапион пострадали от Советской власти. Вахрамей раскулачен, сослан в болота, где и умер.
Серапион в ноябре 1930 года осуждён на 5 лет лагерей и отбыл их.
Владимир Серафимович был ярым коммунистом и видимо стыдился своих родственников, потому сменил отчество с Серапионовича на Серафимовича. Может были и другие причины.
Владимир Серафимович применял к нам очень оригинальные «педагогические» приёмы.
В Верх-Уймонской восьмилетней школе тех времён, когда я там учился, был только один первый класс, соответственно, 2, 3 и 4 классы. Потому сын Владимира Серафимовича, Валя, учился вместе со мной в классе своего отца. Так вот, пацаны, в том числе и Валя, случалось, что баловались на уроках, нарушали дисциплину. Учитель был опоясан офицерским ремнём и иногда грозился, что отстегает нас этим ремнём. И вот, как то Валя, что то сделал на уроке отца, что требовало наказания. Владимир Серафимович вызвал Валю к доске, снял свой ремень и прилежно отстегал Валю у нас на глазах. И помахивая офицерским ремнём пригрозил, что такое же сделает с каждым из нас, если дисциплина на уроке будет нарушена. До..о..о..лго в классе не было ни каких проступков.
Мы любили своего первого учителя при наличии всех его обычных и необычных проявлениях.
Спасибо за комментарий, Семен Иванович, очень интересно.