Козлово, Веревкино, Кошельки, Сосновка, Краснодубье, Однорядка, Ефремово, Сергово, Глухая Горушка, Семкина Горушка – так по-славянски, по-мирному, по-бытовому звучат названия деревушек, расположенных в Старорусском районе Новгородской области. Некоторые из этих деревушек существовали уже во времена Новгородской республики, входили в Шелонскую пятину, затем стали частью Русского, позже – Старорусского уезда Новгородской губернии.
Осенью 1941 года Новгородчина оказалась под оккупацией. Северо-Западный фронт неоднократно предпринимал боевые операции, целью которых было вытеснение вермахта из этих мест. Затяжные бои шли с переменным успехом в течение более двух лет. В начале войны у фашистов было безусловное преимущество в технике, однако во многом благодаря патриотическому настрою и личному мужеству наших бойцов продвинуться дальше на восток гитлеровцы не смогли. На каждом участке фронта они встречали сопротивление Красной армии, которая нередко перехватывала инициативу и пыталась улучшить свои тактические позиции.
Так, в середине июля 1942 года 282-я стрелковая дивизия начала формировать сводную роту для проведения разведки боем у деревни Сосновка, которая была назначена на 30 июля. Подготовка велась очень тщательно. Помимо теоретических занятий, личный состав на несколько дней выехал в тыл, где велись практические занятия по внезапному нападению на траншеи противника в условиях местности, максимально приближенной к окрестностям Сосновки. Всего в сводной роте насчитывалось 108 человек из 874-го, 875-го полков и 53-й штрафной роты. Руководство операцией осуществлял командир 874-го стрелкового полка полковник Анатолий Акимович Пилипенко, командиром сводной роты был назначен комбат из этого же полка капитан Исаков. В состав сводного отряда для разведки боем был включен и 34-летний красноармеец Махар Кангунов, ушедший на фронт из Кош-Агачского аймака Ойротской автономной области в июне 1941 года. Он занимал должность повозночного и был на хорошем счету у командования. «Закрепленных за ним лошадей всегда содержит в хорошей упитанности, а сбрую и амуницию — в полной исправности, является примером для всех других повозочных», — говорилось в его характеристике.
Сосредоточение сводного отряда у переднего края началось 29 июля в 23:20, а в половине первого ночи 30 июля операция по разведке боем началась с обстрела траншей противника орудиями прямой наводки. В ходе боя, длившегося около двух часов, были нарушены коммуникации противника, разрушено 13 блиндажей, 6 минометов, 22 ручных пулемета, две 75-миллиметровые пушки, взорвано три склада боеприпасов, уничтожено 110 солдат и офицеров противника, четыре немца были взяты в плен. В журнале боевых действий 282-й дивизии перечислены и трофеи – три станковых пулемета, шесть винтовок, противогаз, бинокль. Потери дивизии составили 11 человек убитыми, 29 ранеными.
В целом задачи операции были достигнуты, многие участники боя показали мужество и отвагу. Среди них и Махар Кангунов. «30 июля при проведении разведки боем у деревни Сосновка при подвозке боеприпасов на передний край бесстрашно под разрывами вражеских мин подносил снаряды к нашим орудиям, ведущим огонь прямой наводкой, тем самым дал возможность ведения бесперебойного огня и способствовал успешному выполнению боевой задачи», — сказано в наградном листе. Приказом командования красноармейца Кангунова наградили медалью «За отвагу».
Руководитель операции полковник Пилепенко был награжден Орденом Александра Невского.
Благодаря таким операциям «местного значения» нашим войскам удалось подорвать оборону противника, измотать его и в конце концов предпринять успешное наступление. Через несколько месяцев, в начале 1944 года, Красная армия изгнала нацистов из Старорусского района и с новгородской земли.