Крепость Осовец, расположенная в Восточной Польше – легендарное место. Она помнит героизм русских солдат еще со времен XIX века, когда эти места входили в состав Российской империи. Крепость была построена для обороны пути из Западной Европы на Петербург. В этих местах форты обойти было невозможно, поскольку вокруг на много километров простирались труднопреодолимые болота.
Во время Первой мировой войны крепость была осаждена немецкими войсками, которые в течение двух лет трижды предпринимали попытки завладеть ею, однако русский гарнизон отбил все атаки неприятеля.
Именно в этой крепости произошла знаменитая в начале XX века «атака мертвецов», когда после применения немцами газа 6 августа 1915 года бойцы 13-й роты 226-го Землянского полка перешли в наступление. Русские воины шокировали немцев. Около 60 человек — все в крови, задыхающиеся от кашля и при этом кричащие «Ура», с лицами, обмотанными тряпками, со следами химических ожогов на теле – пошли в штыковую. Немцы отступили. Непобежденный гарнизон покинул крепость лишь после того, как командование русской армии сочло ее оборону стратегически бесперспективной.
Некоторые источники утверждают, что крылатое выражение «Русские не сдаются» пошло именно от защитников Осовецкой крепости.
После Первой мировой крепость досталась Польше. В 1924 году европейские газеты облетела история о русском солдате по фамилии Николаев, которого поляки обнаружили в подвалах Осовца. Выяснилось, что он якобы находился там с августа 1915 года, когда саперы направленными взрывами засыпали подземные склады с амуницией и продовольствием. В 1924 году был обнаружен вход в подвалы, который расчистили и спустились вниз. Услышав шаги, Николаев крикнул: «Стой! Кто идет?».
Неся свою службу в строгом соответствии с воинским уставом, часовой заявил, что его может снять с поста только разводящий, а если его нет, то «Государь Император». Ему объяснили, что той страны, которой он служил, уже давно нет. Девять лет солдат питался тушенкой и сгущенкой, не потеряв счет времени и приспособившись к существованию в темноте. После того, как его вывели, он потерял зрение от солнечного света и был помещен в больницу, а затем передан советским властям. О забытом часовом Николаеве рассказывал, в частности, советский писатель Сергей Смирнов.
В 1941 году крепость оказалась в руках вермахта. Нацисты использовали ее как склад боеприпасов, а в 1944 году, когда советские войска вошли в Польшу, в качестве мощного оборонительного рубежа.
Красной армии предстояло овладеть этим рубежом в ходе специальной Осовецкой операции. По пути к крепости нашим частям было необходимо преодолеть реку Бжозувка. Немцы, отступая, взорвали мост через эту реку в селе Карповиче, через которое проходила автомобильная трасса. Советское командование приказало в срочном порядке навести переправу через реку. 11 августа, выполняя этот приказ, отличился командир отделения 48-го саперного батальона 95-й стрелковой дивизии сержант Белек Казерашевич Майманов. «Несмотря на интенсивный огонь самоходных орудий противника, тов. Майманов продолжал работать и руководить отделением. Находясь в течение 4 часов по грудь в воде, отдавал все свои силы на выполнение боевого задания, личным примером доблести воодушевлял бойцов», — написано в документах. К вечеру переправа была наведена, что обеспечило дальнейшее продвижение Красной армии на запад.
14 августа три форта крепости Осовец были заняты нашими войсками. 25 августа в рамках выполнения задачи по разминированию окрестностей крепости Белек Казерашевич лично обезвредил 16 противопехотных мин. За мужество и героизм, проявленные в ходе Осовецкой операции, сержанта Майманова наградили Орденом Славы III степени.
В апреле 1945 года, участвуя в прорыве глубоко эшелонированной обороны противника на территории Германии, он совершил еще один подвиг. «В боях под деревней Везинау под ружейно-пулеметным огнем проделал проходы для пехоты и артиллерии. Он не только руководил работой отделения, но и сам принимал активное участие, снял противопехотных мин 180 штук, 20 противотанковых мин. Сам непосредственно участвовал в постройке наблюдательного пункта», — говорится в представлении к награде. Приказом командующего 1-м Белорусским фронтом Белека Казерашевича наградили Орденом Красной Звезды.
Победу он встретил у небольшой деревеньки Краушюц в окрестностях Дрездена. После демобилизации вернулся в родные края, в Усть-Коксинский аймак Ойротской автономной области. Он не был дома с 15 августа 1941 года. С тех пор он повоевал на Ленинградском, Северо-Западном, Западном и 2-м Белорусском фронтах, был дважды ранен и один раз контужен. Помимо двух орденов был награжден еще и медалью «За отвагу».
Вечная память. Потомки пусть гордятся своим дедом прадедом!