Почти десять лет отслужил в армии Михаил Федорович Козлов из Ойрот-Туры. 20-летним в 1938-м он был призван на срочную службу, а с 1941-го участвовал в Великой Отечественной войне. Служил в танковых войсках, оборонял Москву, гнал врага на запад, а после победы над Германией его направили на Дальний Восток, где в звании старшины он служил начальником радиостанции роты управления 257-й отдельной танковой бригады 1-й армии 1-го Дальневосточного фронта.
Наступая с севера на город Муданьцзян, бригада участвовала в разгроме японского гарнизона в поселке Хуашулиньцзы и железнодорожной станции Хуалинь. 12 августа в 16:00, преследуя отходящие части противника, наши войска заняли оборону на южной окраине станции. К 20:00 начали прибывать эшелоны противника с подкреплением, в связи с чем к ночи танки были вынуждены были выйти из села и закрепиться на близлежащих высотах. Часть наших войск оказалась в окружении.
Рано утром 13 августа на станцию прибыл четвертый эшелон с пехотой и артиллерией противника, а оставшиеся в окружении бойцы Красной армии предприняли успешную попытку прорыва к своим. Успех прорыва во многом был обеспечен умелыми действиями старшины Козлова. «Находясь в окружении, уничтожил 8 японских солдат, после чего вынес с собой четырех раненых. По пути наткнулся на огневую точку снайпера и гранатой уничтожил в точке 2-х снайперов», — говорится в документах.
Через несколько часов 257-я бригада вновь заняла станцию. В журнале боевых действий говорится, что в сражении за Хуалинь были уничтожены около 900 солдат и офицеров Квантунской армии, шесть паровозов, 143 вагона, 24 орудия, 30 грузовых автомашин, 24 трактора, 30 вагонов с боеприпасами. Потери бригады составили: трое убитых и семеро раненых. Кроме того, был подбит один танк Т-34.
Михаил Федорович Козлов за свой героизм был награжден Орденом Красной Звезды.
После окончания Второй мировой войны он наконец-то вернулся домой. Много лет работал финансистом, был старшим аудитором областного управления финансов. В качестве проверяющего объездил всю автономную область, побывал во всех районах. Как вспоминают родные, Михаила Федоровича уважали за честность, справедливость, ответственный подход к работе. Несмотря на строгость, которая требовалась при такой должности, он легко находил контакт с людьми на местах.
«Рассказывать о войне он не любил, говорил, что это страшное событие, искалечившее судьбы миллионов людей, — вспоминает его внучка Галина Юрьевна Лизунова, которая работает в нашем госуниверситете. — Я помню его шлем танкиста и отличное знание азбуки Морзе. Однажды мы с младшим братом решили придумать свой секретный язык и перестукивались по батареям. Дед тут же взял лист бумаги и, не задумываясь, начертил нам точки и тире — азбуку Морзе. Потом мы с братом и перестукивались, зная эту азбуку».
…В далеком 1941-м, вскоре после первого успеха наших войск под Москвой, Михаил Федорович написал своей матери: «Мама, прекрасно понимаю, в каком положении находитесь сейчас, но все это нужно пережить. Вот разобьем бандюгу Гитлера и его бандитскую шайку, а ей будет скоро конец, тогда будет жизнь прекрасна».
В тот декабрьский день красноармеец Козлов, конечно, не знал, что Вторая мировая продлится еще долгих 1354 дня. В этих днях будет много горя и страданий, много потерь, но у нашего народа хватит сил, чтобы выстоять в этой схватке и наладить достойную мирную жизнь.
Какого бы Пу.. Гитлера нам разбить, чтоб жизнь стала прекрасна?
С языка снял, как бы нам современных бандюганов разбить, чтоб страна родная стала развиваться и обычным людям, что не в партии «е.р.», стало жить легче.. а то когда еще газовых трубопроводов не было, и нефть эшелонами не отправляли за кардон, да и тайгу китайцы не вырубали, а в Сибири народ жил намного лучше…