В августе 1942 года части 1-го гвардейского кавалеристского корпуса вели тяжелые бои с наступающим в Орловской области противником. Советское командование пока лишь планировало контрудар для уничтожения «козельского выступа», о котором мы уже писали в рассказе о красноармейце Алтабае Сумине, который отличился в боях у деревни Бело-Камень.
Совсем неподалеку от тех мест служил еще один уроженец Горного Алтая – Дмитрий Иванович Бурнашев. Он родился в селе Верхний Уймон в 1917 году, на службу был призван в 1938 году, а к лету 1942 года был комиссаром 3-й батареи 6-го артиллерийского дивизиона 7-й гвардейской кавалерийской дивизии 1-го кавалерийского корпуса.
Судя по записям в журнале боевых действий, кавалеристам нашим приходилось очень нелегко. Враг, вводя в бой танковые подразделения, теснил наши войска. Только за один день 14 августа в боях 7-я дивизия потеряла 52 человека убитыми и 145 ранеными. Кроме того, было убито 18 лошадей, ранено 15 животных, подбит миномет и станковый пулемет.
Вот в этих непростых условиях Дмитрий Иванович занимался своим делом. «В бою под деревней Волосово Ульяновского района Орловской области 14 августа 1942 года военком батареи т. Бурнашев, будучи с 1-м огневым взводом, своим личным боевым примером и живым, ласковым большевистским словом вдохновлял бойцов на боевые подвиги, — говорится в документах. — В трудную минуту, когда на взвод надвигались вражеские танки, т. Бурнашев с полным спокойствием и выдержкой обошел расчеты, поставил задачу: ни шагу назад, расстреливать танки в упор наверняка. Пламенные агитаторы, получив задачу от комиссара, поддерживали боевой дух расчета. Задача, поставленная перед взводом, была выполнена, уничтожив 4 вражеских танка и обратив восвояси остальные 10 танков врага».
Эти четыре вражеских танка, подбитые расчетом, отражены в журнале боевых действий: «Трофеи: у противника подбито 4 танка, захвачено 6 автоматов, 7 винтовок, 4600 патронов».
«Всегда, невзирая на сложность обстановки, в батарее военкома Бурнашева не прекращается ни на минуту политико-воспитательная работа, воспитывая бойцов и командиров в духе любви к Родине и ненависти к врагу, стойкости в бою», — отмечало командование, принимая решение о награждении Дмитрия Ивановича Орденом Красной Звезды.
Боевой путь у Бурнашева был нетривиальным. Прежде чем попасть на Юго-Западный фронт, он был участником малоизвестного широкой публике англо-советского вторжения в Иран, предпринятого в августе 1941 года с целью обеспечения безопасности нефтяных месторождений и налаживания путей снабжения Советского Союза в рамках ленд-лиза. В результате операции цели, которые ставили СССР и Великобритания, были достигнуты, и уже 17 сентября было объявлено об окончании операции. Существование «персидского коридора» обеспечивало поставки для нужд Красной армии от 30 тыс. до 100 тыс. тонн оборудования и вооружений в месяц.
После участия в иранской операции Бурнашев воевал под Москвой и был награжден медалью «За оборону Москвы». С февраля 1942-го по июль 1943-го воевал в составе Юго-Западного фронта, затем был переведен на службу в 1-й, а позже – 2-й Украинский фронт.
Второй Орден Красной Звезды он получил за сражения в Венгрии, будучи гвардии лейтенантом, командиром взвода управления 1-й батареи 76-миллиметровых орудий 140-го артиллерийско-минометного полка 8-й гвардейской кавалерийской дивизии. Корректируя огонь батареи, он обеспечил уничтожение нескольких орудий и около 20 взводов пехоты противника.