События лета и осени 1941-го до сих пор пугают нас – на каком-то генетическом уровне. Нашим бойцам, оказавшимся в те дни на фронте, было особенно тяжело – ведь видели они тогда только триумфальное продвижение нацистов вглубь страны. Нередко наши части попадали в окружение или просто сметались вермахтом с пути. Нервное напряжение у наших солдат и офицеров было колоссальным.
Тяжелым было лето 41-го для тех, кто пытался оборонять древний русский город Смоленск. Защитить его тогда не удалось, немцы вошли в город 16 июля, а 19 июля со смоленского плацдарма уже заняли Ельню. Несколько армий советского Западного фронта были окружены.
Контрудары Красной армии успеха не имели и даже в каком-то смысле ухудшили ситуацию. Как отмечают военные историки, в тех бесплодных атаках Красная армия потеряла последние полнокровные механизированные корпуса и в итоге прекратила попытки перехвата стратегической инициативы. Из-за этого осенью 1941 года вермахт окружил и уничтожил несколько фронтов.
Смоленское сражение стало одним из самых кровопролитных и напряженных в 1941 году. Наши войска понесли тяжелейшие потери, было убито и ранено более 700 тыс. человек.
И все же Красной армии удалось задержать на некоторое время продвижение немецких частей к Москве, что привело к изменению планов немецкого командования и фактически сорвало план «Барбаросса».
Одним из тех, кто участвовал в этом сражении, был 21-летний Оразгалым Даирович Бегенов. Он ушел на фронт из Кош-Агача в конце июля 1941 года и сразу оказался на передовой. 19 августа в боях под Смоленском он был тяжело ранен, несколько месяцев провел в госпитале, затем воевал под Москвой, а в марте 1943 года был направлен в 1430-й артиллерийский полк 17-й артиллерийской дивизии прорыва. Он участвовал в освобождении Брянска, Киева, Житомира, Кракова, в захвате Сандомирского плацдарма, в боях около Берлина.
Всего за годы войны он был ранен четыре раза, последнее ранение Оразгалым Даирович получил 24 апреля 1945 года, когда его полк сражался на восточных окраинах Берлина. После ранения он быстро восстановился и вскоре был назначен командиром отделения батальона выздоравливающих 206-го запасного стрелкового полка.
Перед демобилизацией, осенью 1945 года, командование наградило сержанта Бегенова Орденом Отечественной войны II степени.