Николай Алексеевич Мунатов на фронт ушел в 1942 году из родного села Улита Онгудайского аймака Ойротской автономной области в возрасте 19 лет. После «учебки» был направлен в 166-й гвардейский штурмовой авиационный полк, где стал механиком авиаприборов. В полку он обслуживал вылеты самолетов Ил-2 – самого массового боевого самолета не только в Великой Отечественной войне, но в и целом во всей истории. Как свидетельствуют данные из открытых источников, всего было выпущено более 36 тысяч этих самолетов. Они сыграли важную роль не только во Второй мировой войне, но и в ряде других военных конфликтов.
Авторы-конструкторы называли свой самолет «летающим танком», пилоты люфтваффе прозвали Ил-2 «бетонным самолетом», а немецкие пехотинцы — «черной смертью». Советские пилоты отмечали, что этот самолет был не очень маневренным и достаточно уязвимым, но очень нужным для фронта за счет способности работать на малых высотах.
К 1944 году командование уже накопило богатый опыт использования этих штурмовиков и научилось использовать их преимущества, что значительно повысило эффективность применения этих боевых машин. Чаще всего в ходе летнего наступления в Белоруссии и на Украине использовали тактику «все разом», когда группа Ил-2, неожиданно появившись над позициями противника, одновременно сбрасывала на него все бомбы и снаряды. Очень эффективными оказались и штурмовки вражеских колонн на марше, скоплений машин, переправ, позиций артиллерии.
В обязанности механика авиаприборов входило не только обслуживание и калибровка приборов, но и работа с кислородным оборудованием. На эскадрилью по штату приходилось три таких специалиста, они обслуживали десять самолетов.
21 августа 1944 года два самолета 1-го авиазвена 2-й эскадрильи 166-го штурмового авиаполка вернулись с вылета с поврежденными приборами на аэродром базирования в Тернополь. При этом перед полком стояла задача максимально бóльшими силами вести штурм врага. Для того, чтобы максимально быстро починить приборы, на помощь механику авиазвена пришел Николай Алексеевич Мунатов, который обслуживал самолеты 2-го звена. «Кроме проверки и подготовки своих самолетов к очередному вылету, в порядки взаимопомощи, чтобы не сорвать задачи и выпустить как можно больше самолетов на штурмовку укреплений врага, помог механику этого звена устранить повреждения и там, где это требовалось, заменить поврежденные приборы», — сказано в наградном листе. Благодаря этому самолеты вновь отправились бомбить отходящие колонны противника на дороге Тыргу-Фрумос — Роман, переправы через реку Серет и скопления автомашин на переправах в районе Могоетити, Миклаушапи, Ротунда, Сарна.
«Находясь на Воронежском, 1-м, 2-м, 3-м Украинских фронтах и принимая участие в боевых операциях на Белгородско-Курской дуге, при форсировании реки Днепр, ликвидации Корсунь-Шевченковской группировки, при прорыве глубоко эшелонированной обороны противника в направлении Львов-Станислав, Яссы и последующих боевых действиях против немецких захватчиков на территории Румынии и Югославии, тов. Мунатов в установленные сроки безотказной работой авиаприборов обслужил 796 боевых вылетов самолетов Ил-2. В напряженные дни боевой работы тов. Мунатов сутками не уходил с аэродрома, а устранял имеющиеся повреждения и готовил самолеты к боевому вылету», — отмечается также в документе.
По представлению командира 166-го штурмового авиаполка, Героя Советского Союза Анатолия Николаевича Войтекайтеса, Николая Алексеевича Мунатова наградили Орденом Красной Звезды.
С осени 1944 до весны 1945-го полк освобождал Сербию, Хорватию, Словению, Венгрию, Австрию и даже Италию, участвовал в боях за освобождение трех европейских столиц — Бухареста, Белграда и Будапешта.
День Победы гвардии старший сержант Мунатов встретил в Словении. Остатки немецких войск стремились вырваться из советского окружения и сдаться в плен английским войскам. Боевые действия по их ликвидации продолжались по 15 мая 1945 года.
Спасибо за интересный и познавательный материал